ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Субъекты образовательного процесса | Характер участия в процессе инклюзивного обучения |
Дети | При комплектовании в 1 класс инклюзивного образования поступают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) – 2-4 человека при общей наполняемости класса не более 25 человек. Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы инклюзивные классы, осуществляется на основании заключения ПМПК, содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. Для обучающихся воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), для учащихся с задержкой психического развития (VII вид), а также для учащихся с нарушениями зрения (III-IV вид) и нарушениями слуха (I-II вид), не имеющих сопутствующих нарушений (умственной отсталости, выраженных поведенческих нарушений), инклюзивный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования. Необходимо соблюдение основной идеи инклюзии – проживание здоровых детей и детей с ОВЗ в одном микрорайоне, что позволит создать в школе некую общность. |
Родители | Согласие родителей (законных представителей) на прием детей в инклюзивный класс. Совместное участие детей и родителей во внеклассных и учебных мероприятиях позволяет создать некую общность. Участие родителей в работе обучающих семинаров и тренингов повышает их грамотность. Приобщение родителей к внеклассным мероприятиям формирует их активную субъектную позицию. |
Учитель инклюзивного класса + тьютор | Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, личностной готовностью к такого рода работе. В его функционал входит контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО), применение ассистивных технологий обучения, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения. Для сопровождения ребенка с ОВЗ в штат вводится ставка ассистента педагога – тьютора. |
Педагогический коллектив школы | Обеспечение обязательного комплексного сопровождения учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; педагогически и технологически обоснованное совмещение коррекционных и образовательных программ; участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса. В отдельное направление необходимо выделить специальное педагогическое сопровождение учащихся и родителей инклюзивного класса. Педагогический коллектив нуждается в системной и систематической образовательной поддержке со стороны квалифицированных специалистов в области инклюзии |
Администрация школы | Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения, утверждение положения об инклюзивном классе; создание коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении в целом и в инклюзивном классе, в частности; обеспечение повышения квалификации сотрудников, работающих в инклюзивных классах; обеспечение сотрудничества с научными педагогическими учреждениями для научно-методического сопровождения процесса инклюзивного обучения, сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и общественными организациями, работающими в микрорайоне, что помогает создать социальную общность как в школе, так и в микрорайоне. |
При наличии социального заказа на образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе руководители и специалисты государственных и муниципальных органов управления образованием и ОУ создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Процесс образования организуется преимущественно по месту жительства ребенка.
Содержание образовательного процесса
Учебный процесс в классе инклюзивного обучения организуется по вариативным учебным планам и программам, соответствующим государственному образовательному стандарту.
Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, а также для специальных (коррекционных) школ, утвержденными Министерством образования и науки РФ.
ОУ разрабатывает учебный план на основе типового базисного учебного плана. В данном документе важно обосновать с точки зрения целесообразности и соответствия различным нормативно-правовым актам, регламентирующим образовательный процесс, сопряжение образовательных программ и объяснить принципы этого сопряжения.
Также ОУ на основе учебного плана разрабатывает годовой календарный график и расписание занятий, а также индивидуальные учебные планы для детей с ОВЗ.
Концепция образовательной деятельности предполагает:
Формирование ЗУН, обеспечивающих социальную компетентность учащихся.
Наличие разнообразных форм организации предметно-практической, особенно интеллектуальной деятельности.
Предметное обучение по инклюзивному типу с выделением и моделированием разнообразных видов познавательной и социальной деятельности.
Создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды.
Специальную образовательную помощь, осуществляемую командой сотрудников при ведущей роли учителя-дефектолога.
Четкое разделение функционала всех специалистов, вовлеченных в инклюзивное школьное образование.
Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком.
Обязательную разработку индивидуальной образовательно-воспитательной программы (индивидуальный образовательный маршрут) для ребенка с ОВЗ.
При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ учитывается :
Необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе.
Организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и т.д.).
Организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ.
Организация индивидуальных и групповых занятий обще-развивающей и предметной направленности.
Организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами.
Целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.
Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на весь учебный год, на полгода, на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуальный план изменения по ходатайству педагогов, родителей, членов ПМПК.
Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными нуждами и введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.
Обучение организуется по учебникам, рекомендованным как для массовых общеобразовательных, так и для специальных (коррекционных) школ, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, при согласовании с методическим советом и администрацией школы.
Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо предусмотреть:
3 часа занятий с дефектологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
2 часа занятий с психологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
1 час ЛФК;
1 час коррекционной ритмики.
В образовательном процессе необходимо использовать индивидуальные листы обучения (ИЛО) суть применения которых состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают ИЛО, в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях.
Исходя из вышеперечисленных особенностей содержания и организации учебного процесса, создается модель организации урока в классе инклюзивного обучения.
Предлагаемая организация урока предполагает разделение учащихся на подгруппы в зависимости от рода изучаемых программ: программ для общеобразовательной школы, программ для специальных (коррекционных) школ II, IV, V, VI, VII видов.
Таблица 2.
УРОК В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Этапы урока | 1-я группа – дети, обучающиеся по общеобразовательной программе | 2-я группа – дети, обучающиеся по программе специальных (коррекционных) школ |
1 | Работа учителя: Организационный момент | |
2 | Работа учителя: Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы | Работа тьютора: Подготовка учащихся к изучению нового материала, выявление проблемы |
3 | Самостоятельная работа учащихся: Усвоение новых знаний | Работа учителя: Подготовка к восприятию нового материала Формирование новых знаний Работа тьютора: Обеспечение учебного процесса дидактическим материалами |
4 | Работа учителя: Первичное закрепление полученных знаний Создание условий для исследовательской деятельности | Самостоятельная работа учащихся: Осмысление полученных знаний, работа с ИЛО Работа тьютора: Курирование самостоятельной учебной деятельности детей с ОВЗ |
5 | Работа учителя: Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания |
Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам «изменение способов подачи информации» и «модификация», под которыми мы в дальнейшем будем понимать предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.
Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные запросы учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Учебники и учебная программа
УчебникиОбеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения.
Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.
Предоставление краткого содержания глав учебников.
Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.
Использование маркеров для выделения важной информации.
Использование предложений с пропущенными словами.
Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.
Использование учетных карточек для записи главных тем.
Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.
Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных крупным шрифтом для слепых и слабовидящих детей.
Учебная программа: Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов.
Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.).
Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.
Акцентирование внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны»).
Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в классеНаличие индивидуальных правил для учащихся.
Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.
Поддержание тишины во время интенсивных занятий.
Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).
Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.
Близость учеников к учителю.
Использование кабины для индивидуальной работы.
Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг).
Использование альтернативы кроссвордам.
Сохранение достаточного пространства между партами.
Обучение и заданияИспользование указаний как в устной, так и письменной форме.
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Смена видов деятельностиПодготовка учащихся к перемене вида деятельности.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Обеспечение помощи при передвижении.
Письменные заданияИспользование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя.
Дополнение печатных материалов видео и диафильмами.
Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Оценка знанийИспользование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
Акцентирование внимания на хороших оценках.
Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
Оценка переделанных работ.
Использование системы оценок достижений учащихся.
ТестыУстное объяснение заданий.
Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста).
Обеспечение учащихся списком слов с определениями.
Неограниченное время для выполнения теста.
Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).
Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов.
Разграничение тестов на секции по сходным проблемам.
Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.
Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.
Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки.
Оценка правописания отдельно от содержания работы.
Обеспечение напечатанными учебными материалами.
Разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников.
Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами.
Написание первой буквы пропущенного слова.
МатематикаРазрешение использовать калькулятор.
Группирование сходных проблем.
Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице).
Использование малого количества заданий для получения оценки.
Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы.
Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации.
Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом.
Поэтапное представление проблемных заданий.
Использование визуальных пособий (картинок, графиков).
Дополнительная информацияМаркирование заданий в учебниках.
Обеспечение обратной связи по каждому заданию.
Использование линейки во время чтения для его облегчения.
Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания.
Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием.
Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом.
Одновременная раздача листов с упражнениями.
Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части.
Проецирование изображений на светокопировальной бумаге
Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста.
Практика записи заданий в тетради.
Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
ПоведениеОрганизация учебного дня.
Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому и помочь.
Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.
Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.
Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.