Склонения имен существительных

1
0
Материал опубликован 27 September



Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Учебник (УМК): предметная линия под ред. Н.М.Шанского. Русский язык 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение

Тема урока: «Склонения имен существительных».

Тип урока: урок актуализации знаний, полученных учащимися ранее; урок совершенствования умений и навыков

Цели урока: - повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;

- формировать умение распределять имена существительные по склонениям и правильно писать падежные окончания существительных;

- развить внимание, память учащихся, умение анализировать, рассуждать, делать вывод;

- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить понятие «склонение», систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»; сформировать умение распределять имена существительные по склонениям и правильно писать падежные окончания существительных.

Личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме, умение вести самостоятельный поиск информации.

Структура и ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать готовность учащихся к работе на уроке; создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята и гости урока.

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение мотивации учения детьми

Вводное слово учителя:

Ребята, сегодня придётся начать урок с просьбы к вам. Есть ли у кого-то из вас ручка c красной пастой? Спасибо, иначе мне нечем будет проверить ваши тетради и выставить вам оценки. На самом деле ручку я купила совсем недавно, но всё дело в том, что вчера проверяла сочинения учеников девятого класса, и она закончилась. А закончилась потому, что исправляла много ошибок в окончаниях имен существительных. Вместо «в тетради», пишут в «тетраде», вместо «о помощи» пишут «о помоще»… Ребята, а как вы думаете, почему ученики допустили такие ошибки? Чего не учли они при написании окончаний имен существительных?














Догадались, какая тема нашего урока?





Как вы думаете, какое слово в теме является ключевым?


Давайте, вспомним, что это такое, закончим мои предложения и поиграем в игру «Закончи предложения»:

- Все предметы, окружающие нас, мы можем назвать при помощи…


- Имя существительное – это…







- Имя существительное имеет постоянные и…



- К постоянным признакам имени существительного относятся…







- Падеж и число являются…



- Собственное имя существительное отличается от нарицательного тем, что…



- Важным постоянным морфологическим признаком является род. Приведите примеры существительных разного рода…



- Поскольку имя существительное является самостоятельной частью речи, оно способно выполнять синтаксическую функцию, а именно…

Слушают, работают (отвечают)










Девятиклассники допустили ошибки в падежных окончаниях имён существительных потому, что забыли склонение данной части речи и не учли его при написании слов


Склонение имен существительных


Имя существительное




существительных


часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?


Непост.признаки


одушевленное/неодушевленное, собственное/нарицательное, род, склонение


непост.признаками


всегда пишется с заглавной буквы



парта, стол, окно


подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме.

Логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Изучение нового

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися

Продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение и сколько склонений вы знаете

Знакомство с теоретическим материалом учебника на с 133 (самостоятельное чтение)







Читают учебник




Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. 

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа  решения проблемы (анализ примеров); умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичная проверка и коррекция, закрепление способов действий

Обеспечить первичное восприятие, осмысление и запоминание материала учащимися

Март, а на улице не так тепло, потому что зима все еще хозяйничает на дворе… Кстати, а к какому склонению относится слово «зима»?

А в зимнее время года так хочется попасть в теплый солнечный летний  денёк. Ну, например, на берег реки или моря, а ещё лучше на лесную опушку или в зеленую чащу. Вот я бы с удовольствием отправилась в лес за грибами и ягодами, взяв с собой лукошко. Ребята, а вы бы поддержали меня?

Знаете, мечты иногда сбываются. И пусть не в реальности, а лишь только в нашем воображении, но я думаю, что задание, которое мы сейчас будем выполнять, позволит нам не только закрепить навык определения склонения существительных, но и даст возможность хотя бы на несколько мгновений почувствовать лето… 


Ребята, разделите тетрадный листок на три колонки, как показано у меня на доске и запишите слова, распределив их по склонениям:


Слушают, отвечают

К 1скл.






Да











Списывают с доски:

поляна, трава, ягода - 1

солнце, кустарник облако – 2

рожь, зелень, степь - 3

Личностные: действие смыслообразования.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. 

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и систематизировать первичное запоминание материала учащимися

Молодцы! Даже не хочется покидать такую красивую лесную полянку. Ребята, а каких животных можно встретить в лесу?


Название каждого животного, названного вами, является именем существительным, а, значит, имеет склонение. Следующее задание – цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.



Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.

Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза


Отвечают












112 + 211= 323


223-112=111


Познавательные: выделять существенную информацию; уметь осмысленно объяснять значение увиденного, выбирать детали в зависимости от поставленной цели.

Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию

Физкультминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

А сейчас я предлагаю вам немного размяться! Попрошу вас встать, если я называю существительное 1-го скл., то вы выполняете наклоны туловища влево - вправо, 2-го скл. – 2 раза хлопаете в ладоши, 3-го скл. – 3 раза топаете ногами:

Ёлка, снег, ель, зима, мороз, метель, снежинка, узор, оттепель, шуба, пуховик капель

Дети выполняют упражнения:



Контроль и самопроверка знаний

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий

Определить недостатки в знаниях и умениях

Я попрошу вас поработать в группах. Перед вами КАРТОЧКИ с рядами слов, в которых перечислены все ресурсы природы, необходимые для поддержания жизни не только животных, но и человека. Мы с ними познакомимся, а заодно выполним задание «Третий лишний»:

Прочитайте слова и подчеркните в каждом ряду лишнее слово с учётом склонения

1 ряд: зелень, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, воздух, ягода


Все ресурсы, которые даёт нам лес, являются важными. Ни без одного из них не смогут жить животные, для которых необходимы пища, вода, солнечное тепло.

Выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения:

Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях


Определить склонение слов, выделенных в тексте. Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться


Прочитайте слова, определите их склонение, соедините линиями (3 столбика: 1 и 2 столбики - слова, 3 – цифры склонений):

Солнце, сирень, черемуха, платье, декабрь, пальто, лук, космос – 1 столбик; ракета, новость, окно, зонтик, осень, небо, огород – 2 столбик

Работают в группах, отвечают, обосновывая свой выбор















Работают









Выписывают слова и указывают склонения в тетрадь

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подведение итогов. Рефлексия


Вспомним, чему научились сегодня:

Сколько склонений существительных имеется в русском языке?

Какие существительные относятся к 1 склонению?

Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Какие существительные относятся к 3 склонению.


Организует рефлексию:

- Я сегодня себя могу похвалить за …

- Мне необходимо поработать над …

Отвечают










Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информация о Д.З.

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

Упр.247

Записывают Д.З. в дневники

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата



9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.