Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоростные автомодели»

1
0
Материал опубликован 27 April 2022

Департамент образования Администрации городского округа Самара


муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Радуга успеха»

городского округа Самара

*****************************************************************

443063, г. Самара, ул. А. Матросова, 21 тел/факс:8(846) 951-28-32

E-mail: cdtraduga.samara@mail.ru


УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБУ ДО

ЦДТ «Радуга успеха» г.о. Самара

__________С.В. Андреев

Приказ № от « 09 » августа 2020 г.

Программа принята на основании

решения методического совета

Протокол №1 от « 09 августа»2020 г.


МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Скоростные автомодели»




Направленность: техническая

Возраст обучающихся: от 10 до 12 лет



Разработчик программы: Белов С.И.,






Самара

2020




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Самарская область имеет высокую плотность насыщения промышленными объектами с высокотехнологическим оборудованием в разных отраслях: автомобильной, космической, химической, электротехнической, поэтому обучение детей в спортивно-технических объединениях особенно актуально для нашего региона, так как становится первой ступенькой к выбору профессии.

Согласно постановлению по основным направлениям деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 годы, поставлена задача для разработки муниципальных программ (подпрограмм, "дорожных карт", планов мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций, в рамках популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи предполагается предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи.

Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно—технической деятельности, повышения эффективности использования научно—технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.

Особенности программы и педагогическая целесообразность

В положении о Всероссийских и международных соревнованиях предусматривают участие детей в тех же классах, что и взрослых. Это обстоятельство позволяет подростку вместе с взрослыми серьезно включаться в спортивную борьбу, что дает реальный шанс окунуться в проблемы и способы решения конструкторских, технологических и эмоционально-волевых ситуативных моментов, стоящие перед настоящими спортсменами, находить самые ответственные и достойные решения.

Скоростные классы радиоуправляемых моделей, являясь высокоинтеллектуальными, требуют от занимающихся ими определенных знаний и умений, а преподавательский уровень должен содержать большие научные знания и большую технологическую базу современных технологий. Современная модельная техника, опытными пилотами, может использоваться не только на спортивных состязаниях, но и на хозяйственных и стратегических объектах нашей страны.

Данная система предоставляет детям, на начальном этапе и подросткам, занимающимся радиоуправляемыми моделями, уникальную возможность приобщиться к техническому творчеству и одновременно реализовать себя в спорте, без ограничений на физические и возрастные данные.

Педагогическая целесообразность

Занимаясь изготовлением моделей, ребята соприкасаются с такими видами и формами работы, которые помогают им понять производственные процессы, современные методы и технологии организации труда. Подростки учатся работать в коллективе, правильно распределять работу и организовывать коллективный труд. Ребята приобщаются к культуре труда: правильно организовывать рабочее место, рационально планировать работу, бережливо расходовать материал, технологически грамотно, аккуратно и эстетично выполнять изделия. Каждая изготовленная модель испытывается и обсуждается в коллективе. Техническая оценка и испытание продукции имеют большое воспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности и аккуратности в работе.

Данная программа представляет обучающимся возможность погрузиться в удивительный мир техники, научится находить изобретательские решения, выполнять творческие задания, создавать своими руками спортивные модели.

Уровень освоения программы – базовый.

Цель программы:

Создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей, самопознания и самоактуализации, получению профессиональных знаний обучающихся через занятия спортивно-техническим моделизмом.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

Содействовать освоению знаний и умений в области электроники и автомоделизма (освоение приемов работы простыми инструментами и материалам; правильного изготовления, сборки и правильной настройке спортивных моделей).

Содействовать освоению знаний и умений в области радиоэлектроники и дистанционного управления, проектирования, конструирования и изготовления радиоуправляемых моделей.

Обучить решению конструкторских задач.

Обучить приемам психологической подготовки к участию в соревнованиях.

Развивающие задачи:

Развивать пространственное и образное мышление.

Прививать устойчивый интерес обучающихся к техническому творчеству.

Содействовать получению учащимися опыта творческой деятельности через вовлечение их в соревновательную деятельность.

Развивать спортивно-техническое мастерство воспитанников.

Воспитательные задачи:

Сформировать и развить потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Воспитать позитивные личностные качества воспитанников: целеустремленность, волю, умение общаться и взаимодействовать в группе.

Воспитать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.

Содействовать приобщению к общечеловеческим ценностям: здоровый образ жизни, любовь к Родине.

Формировать стремление к достижению поставленной цели.

Возраст обучающихся от 10 до 12 лет.

Дополнительная образовательная программа «Скоростные автомодели» состоит из 3 модулей: «Инженерно-конструкторская подготовка», «Сборка моделей из наборов готовых деталей», «Основы радиоуправления моделями» по 48 часов каждый.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Всего – 216 часов в год.

Обучение в течение учебного года предполагает использование групповых форм занятий. Состав группы 10-12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

сформированные умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;

развитие основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы;

развитие фантазии, воображения, наглядно – образного мышления, произвольной памяти обучающихся.

Метапредметные результаты:

умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

сформированная коммуникативная компетентность обучающихся.

3. Предметные результаты:

Ожидаемые результаты - учащиеся должны освоить:

- правила работы с ручным инструментом и приборами при настройке простейших радиоуправляемых моделей;

- запуск и приемы регулировки модельной техники;

- знать основные свойства элементов электропитания;

- составлять и читать простейшие чертежи и электрические схемы;

- принципы действия дистанционного управления.

учащиеся должны знать:

- первоначальные основы электротехники и радиоэлектроники;

- принципы работы радиоэлектронных игрушек,

учащиеся должны уметь:

- управлять радиоуправляемыми моделями;

- проводить самостоятельно экспериментальные проекты с частичным усовершенствованием отдельных узлов электросхемы;

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

педагогическое наблюдение, анализ деятельности детей;

беседы;

опросы (письменные, устные, игровые);

деловые, сюжетно-ролевые, компьютерные игры, викторины;

анализ выполнения работы, этапов ее составляющих;

диагностика развития личностной креативности, типа мышления детей и уровня воспитанности.


II.Учебный план программы по модулям

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Инженерно-конструкторская подготовка

72

24

48

2.

Сборка моделей из наборов готовых деталей.

72

24

48

3.

Основы радиоуправления моделями

72

24

48


ИТОГО

216

72

144


1. Модуль «Инженерно-конструкторская подготовка»

Реализация этого модуля направлена на общее знакомство обучающихся с техникой.

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него. Выбор масштаба изготовляемой модели. Обучение общим принципам черчения и составления электросхем. Чтение простейших чертежей и знания маркировки электронных деталей. Изготовление действующих контурных двигающихся моделей, пеналов для хранения инструмента индивидуального пользования.

Цель модуля: создание условий для формирования интереса к автомоделированию, развития навыков изготовления автомоделей.

Задачи модуля:

дать элементарные знания об автомоделизме;

научить владению приемами и техникой изготовления моделей;

обучить правилам техники безопасного труда.

Учебно-тематический план модуля «Инженерно-конструкторская подготовка»

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Правила безопасности труда. Инструменты и материалы

12

3

8

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

Графическая подготовка

12

3

8

Наблюдение, беседа

Понятие о конструкторско-технологической деятельности

12

3

8

Наблюдение, беседа

Изготовление моделей, макетов из пластика

12

3

8

Наблюдение, беседа Готовое изделие

Сборочный чертеж и использование его при изготовлении моделей

12

3

8

Наблюдение, беседа

Изготовление скоростных моделей.

Итоговое занятие

12

3

8

Беседа, анкетирование. Готовое изделие


ИТОГО:

72

24

48


2 Модуль «Сборка моделей из наборов готовых деталей»

Реализация этого модуля направлена на освоение техники изготовления простейших автомоделей.

Обучение детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с особенностями изготовления простейших автомоделей.

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него. Введения общих сведений из прикладных наук – аэродинамики, сопротивления материалов, теории машин. Обзор основных технологических операций на производстве. Понятия о работе конструктора и КБ. Изучение принципов работы модельных двигателей, их разборка и сборка, определение их исправности, использование их на моделях.

Цель модуля: создание условий для формирования интереса к автомоделизму.

Задачи модуля:

освоить технику изготовления простейших автомоделей;

научить основам организации труда;

обучить правилам безопасной работы с инструментом.




Учебно-тематический план модуля

«Сборка моделей из наборов готовых деталей»

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила сборки модельной техники

12

3

8

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

2.

Конструктивные элементы готовых деталей

12

3

8

Наблюдение, беседа

3.

Правила и приемы монтажа изделий из наборов готовых деталей

12

3

8

Наблюдение, беседа

4.

Изготовление моделей из наборов готовых деталей

12

3

8

Наблюдение, беседа

5.

Игры и соревнования

12

3

8

Наблюдение, беседа

6.

Итоговое занятие

12

3

8

Беседа, анкетирование


ИТОГО:

72

24

48



Модуль «Основы радиоуправления моделями»

Реализация этого модуля направлена на пополнение знаний обучающихся об основах радиоуправления моделями.

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель модуля: создание условий для формирования правил работы с радиоуправляемыми автомоделями.

Задачи модуля:

пополнить знания о движении при помощи электричества;

научить основам организации труда;

обучить правилам безопасной работы с инструментом


3.Учебно-тематический план модуля «Основы радиоуправления моделями»

Наименование тем

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Правила монтажа электрической цепи

12

3

8

Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование

2.

Знакомство с источниками электропитания моделей

12

3

8

Наблюдение, беседа

3.

Основы радиоуправления моделями.

12

3

8

Наблюдение, беседа

4.

Передачи команды с пульта на исполнительный механизм

12

3

8

Наблюдение, беседа

5.

Участие в спортивных состязаниях и показательных выступлениях

12

3

8

Наблюдение, беседа

6.

Итоговое занятие

12

3

8

Беседа, анкетирование


ИТОГО:

72

24

48




III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Арзамасов А.И. и др. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1986.

Бекман В.В. Гоночные мотоциклы. – Л.: Машиностроение, 2005.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – М.: ДОСААФ, 2012.

Кондрашов В.М. и др. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. – М.: Машиностроение, 2000.

6. Никулин С.К. Научно-техническое творчество детей (анализ понятия) / С.К.

Никулин. Л.А. Попадейкин // Методическое пособие. М.: ЦТТУ

Минобразования РФ, 2001.

7. Ройтман И.А. Практикум по машиностроительному черчению. – М.: Просвещение, 2006.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

9. RC-TODAY.RU.

10. MODELLHOBBY-SAMARA.COM





























Календарно-тематический план 2 года обучения, гр. 21. 20-21уч.год

Количество часов в году – 216 Количество часов в неделю – 6

ПДО – Белов С.И.

Дата

Наименование темы и содержание деятельности

Количество часов

Контрольно-

оценочная

деятельность

теория

практика

всего

1

01.09.

Вводное занятие

3

-

3

Зачет

2

5.09

Классификация автомоделей

3

-

3

Зачет

3

8.09

Единая спортивная классификация

3

-

3

Зачет

4

12.09

Правила соревнований

1

2

3

Зачет

5

15.09

Организация и проведение спортивных мероприятий

1

2

3

Зачет

6

19.09

Судейство на соревнованиях

1

2

3

Зачет

7

22.09

Проектирование модели

1

2

3

Зачет

8

26.09

Движения скоростных моделей

2

1

3

Эксперимент

9

29.09

Тренировочные заезды

0,5

2,5

3

Протокол заездов

10

3.10

Потребляемая тяга двигателя

3


3

Эксперимент

11

6

Компоновочная схема модели

1

2

3

Зачет

12

10

Проектирование несущего шасси

1

2

3

Зачет

13

13

Проектирование моторной группы

1

2

3

Зачет

14

17

Проектирование энергоснабжения

1

2

3

Зачет

15

20

Проектирование ведущих колес

1,5

1,5

3

Эксперимент

16

24

Оснастка для корпусов модели

1

2

3

Эксперимент

17

27

Оснастка для регулировки колес

1

2

3

Эксперимент

18

29.10

Тренировочное занятие

0,5

2,5

3

Протокол заездов

19


Резина для колес

1,5

1,5

3

Зачет

20


Микропористая резина для колес


3

3

Практ. работа

21


Регулировка передней подвески

1

2

3

Зачет

22


Регулировка задней подвески

1

2

3

Эксперимент

23


Регулировка зазора ведущей пары

1

2

3

Эксперимент

24


Аэродинамика малых скоростей

1

2

3

Зачет

25


Характеристики антикрыла

1

2

3

Зачет

26


Характеристики редукторов

1

2

3

Зачет

27


Регулировка зазоров главной пары

1

2

3

Эксперимент

28


Участие в соревнованиях

-

3

3

Протокол заездов

29


Крепление отбойников

1

2

3

Практ. работа

30


Изготовление передних колес

1

2

3

Зачет

31


Регулировка передних колес

1

2

3

Эксперимент

32


Установка ведущего моста

1

2

3

Эксперимент

33


Крепление проводов

1

2

3

Эксперимент

34


Крепление на электр. двигателе

1

2

3

Практ. работа

35


Обработка пластика

1,5

1,5

3

Практ. работа

36


Установка электродвигателя

1

2

3

Эксперимент

37


Регулировка зацепления ведомой пары

1

2

3

Эксперимент

38


Теория токарной обработки


3

3

Зачет

39


Теория фрезерной обработки

1

2

3

Зачет

40


Подключение двигателя с регулятором

1

2

3

Зачет

41


Тренировочное занятие

0,5

2,5

3

Протокол заездов

42


Крепление шин на диски

1

2

3

Зачет

43


Источники питания

1,5

1,5

3

Эксперимент

44


Аккумуляторные батареи

1

2

3

Зачет

45


Электролит для аккумуляторов

1

2

3

Эксперимент

46


Зарядное устройство

1

2

3

Эксперимент

47


Тренировочное занятие

0,5

2,5

3

Протокол заездов

48


Соединительные элементы

1

2

3

Практ. работа

49


Штекеры

1

2

3

Зачет

50


Индикаторы разряда батареи

1

2

3

Зачет

51


Восстановление аккумуляторов

1

2

3

Практ. работа

52


Окраска кузова

1

2

3

Практ. работа

53


Грунты для пластика

1

2

3

Зачет

54


Художественное оформление кузова

1

2

3

Зачет

55


Нанесение стартовых номеров

1

2

3

Практ. работа

56


Крепление кузова

1

2

3

Практ. работа

57


Тренировочные заезды

-

3

3

Протокол заездов

58


Устранение дефектов кузова

1

2

3

Практ. работа

59


Определение размеров отбойников

1

2

3

Эксперимент

60


Варианты крепления кузова

1

2

3

Практ. работа

61


Нанесение боковых номеров

1,5

1,5

3

Практ. работа

62


Установка трансподеров

1

2

3

Эксперимент

63


Разметка скоростной трассы

1

2

3

Зачет

64


В мире кордовых моделей

1

2

3

Практ. работа

65


Старт и стартовое время

1

2

3

Зачет

66


Подготовка к соревнованиям

1,5

1,5

3

Эксперимент

67


Правила проведения соревнований

0,5

2,5

3

Эксперимент

67


Поиск передаточного отношения

1

2

3

Практ. работа

68


Отработка элементов старта

0,5

2,5

3

Эксперимент

69


Измерение скорости модели


3

3

Эксперимент

71


Участие в соревнованиях

-

3

3

Протокол заездов

72


Заключительное занятие

1

2

3

Зачет



ИТОГО

78

138

216





9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации