Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоростные автомодели»
Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Радуга успеха»
городского округа Самара
*****************************************************************
443063, г. Самара, ул. А. Матросова, 21 тел/факс:8(846) 951-28-32
E-mail: cdtraduga.samara@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБУ ДО
ЦДТ «Радуга успеха» г.о. Самара
__________С.В. Андреев
Приказ № от « 09 » августа 2020 г.
Программа принята на основании
решения методического совета
Протокол №1 от « 09 августа»2020 г.
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Скоростные автомодели»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: от 10 до 12 лет
Разработчик программы: Белов С.И.,
Самара
2020
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Самарская область имеет высокую плотность насыщения промышленными объектами с высокотехнологическим оборудованием в разных отраслях: автомобильной, космической, химической, электротехнической, поэтому обучение детей в спортивно-технических объединениях особенно актуально для нашего региона, так как становится первой ступенькой к выбору профессии.
Согласно постановлению по основным направлениям деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 годы, поставлена задача для разработки муниципальных программ (подпрограмм, "дорожных карт", планов мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций, в рамках популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи предполагается предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи.
Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно—технической деятельности, повышения эффективности использования научно—технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Особенности программы и педагогическая целесообразность
В положении о Всероссийских и международных соревнованиях предусматривают участие детей в тех же классах, что и взрослых. Это обстоятельство позволяет подростку вместе с взрослыми серьезно включаться в спортивную борьбу, что дает реальный шанс окунуться в проблемы и способы решения конструкторских, технологических и эмоционально-волевых ситуативных моментов, стоящие перед настоящими спортсменами, находить самые ответственные и достойные решения.
Скоростные классы радиоуправляемых моделей, являясь высокоинтеллектуальными, требуют от занимающихся ими определенных знаний и умений, а преподавательский уровень должен содержать большие научные знания и большую технологическую базу современных технологий. Современная модельная техника, опытными пилотами, может использоваться не только на спортивных состязаниях, но и на хозяйственных и стратегических объектах нашей страны.
Данная система предоставляет детям, на начальном этапе и подросткам, занимающимся радиоуправляемыми моделями, уникальную возможность приобщиться к техническому творчеству и одновременно реализовать себя в спорте, без ограничений на физические и возрастные данные.
Педагогическая целесообразность
Занимаясь изготовлением моделей, ребята соприкасаются с такими видами и формами работы, которые помогают им понять производственные процессы, современные методы и технологии организации труда. Подростки учатся работать в коллективе, правильно распределять работу и организовывать коллективный труд. Ребята приобщаются к культуре труда: правильно организовывать рабочее место, рационально планировать работу, бережливо расходовать материал, технологически грамотно, аккуратно и эстетично выполнять изделия. Каждая изготовленная модель испытывается и обсуждается в коллективе. Техническая оценка и испытание продукции имеют большое воспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности и аккуратности в работе.
Данная программа представляет обучающимся возможность погрузиться в удивительный мир техники, научится находить изобретательские решения, выполнять творческие задания, создавать своими руками спортивные модели.
Уровень освоения программы – базовый.
Цель программы:
Создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей, самопознания и самоактуализации, получению профессиональных знаний обучающихся через занятия спортивно-техническим моделизмом.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
Содействовать освоению знаний и умений в области электроники и автомоделизма (освоение приемов работы простыми инструментами и материалам; правильного изготовления, сборки и правильной настройке спортивных моделей).
Содействовать освоению знаний и умений в области радиоэлектроники и дистанционного управления, проектирования, конструирования и изготовления радиоуправляемых моделей.
Обучить решению конструкторских задач.
Обучить приемам психологической подготовки к участию в соревнованиях.
Развивающие задачи:
Развивать пространственное и образное мышление.
Прививать устойчивый интерес обучающихся к техническому творчеству.
Содействовать получению учащимися опыта творческой деятельности через вовлечение их в соревновательную деятельность.
Развивать спортивно-техническое мастерство воспитанников.
Воспитательные задачи:
Сформировать и развить потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Воспитать позитивные личностные качества воспитанников: целеустремленность, волю, умение общаться и взаимодействовать в группе.
Воспитать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.
Содействовать приобщению к общечеловеческим ценностям: здоровый образ жизни, любовь к Родине.
Формировать стремление к достижению поставленной цели.
Возраст обучающихся от 10 до 12 лет.
Дополнительная образовательная программа «Скоростные автомодели» состоит из 3 модулей: «Инженерно-конструкторская подготовка», «Сборка моделей из наборов готовых деталей», «Основы радиоуправления моделями» по 48 часов каждый.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Всего – 216 часов в год.
Обучение в течение учебного года предполагает использование групповых форм занятий. Состав группы 10-12 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
сформированные умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
развитие основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы;
развитие фантазии, воображения, наглядно – образного мышления, произвольной памяти обучающихся.
Метапредметные результаты:
умение совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
сформированная коммуникативная компетентность обучающихся.
3. Предметные результаты:
Ожидаемые результаты - учащиеся должны освоить:
- правила работы с ручным инструментом и приборами при настройке простейших радиоуправляемых моделей;
- запуск и приемы регулировки модельной техники;
- знать основные свойства элементов электропитания;
- составлять и читать простейшие чертежи и электрические схемы;
- принципы действия дистанционного управления.
учащиеся должны знать:
- первоначальные основы электротехники и радиоэлектроники;
- принципы работы радиоэлектронных игрушек,
учащиеся должны уметь:
- управлять радиоуправляемыми моделями;
- проводить самостоятельно экспериментальные проекты с частичным усовершенствованием отдельных узлов электросхемы;
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
педагогическое наблюдение, анализ деятельности детей;
беседы;
опросы (письменные, устные, игровые);
деловые, сюжетно-ролевые, компьютерные игры, викторины;
анализ выполнения работы, этапов ее составляющих;
диагностика развития личностной креативности, типа мышления детей и уровня воспитанности.
II.Учебный план программы по модулям
№ | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Инженерно-конструкторская подготовка | 72 | 24 | 48 |
2. | Сборка моделей из наборов готовых деталей. | 72 | 24 | 48 |
3. | Основы радиоуправления моделями | 72 | 24 | 48 |
| ИТОГО | 216 | 72 | 144 |
1. Модуль «Инженерно-конструкторская подготовка»
Реализация этого модуля направлена на общее знакомство обучающихся с техникой.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него. Выбор масштаба изготовляемой модели. Обучение общим принципам черчения и составления электросхем. Чтение простейших чертежей и знания маркировки электронных деталей. Изготовление действующих контурных двигающихся моделей, пеналов для хранения инструмента индивидуального пользования.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к автомоделированию, развития навыков изготовления автомоделей.
Задачи модуля:
дать элементарные знания об автомоделизме;
научить владению приемами и техникой изготовления моделей;
обучить правилам техники безопасного труда.
Учебно-тематический план модуля «Инженерно-конструкторская подготовка»
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Правила безопасности труда. Инструменты и материалы | 12 | 3 | 8 | Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование | |
Графическая подготовка | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
Понятие о конструкторско-технологической деятельности | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
Изготовление моделей, макетов из пластика | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа Готовое изделие | |
Сборочный чертеж и использование его при изготовлении моделей | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
Изготовление скоростных моделей. Итоговое занятие | 12 | 3 | 8 | Беседа, анкетирование. Готовое изделие | |
| ИТОГО: | 72 | 24 | 48 | |
2 Модуль «Сборка моделей из наборов готовых деталей»
Реализация этого модуля направлена на освоение техники изготовления простейших автомоделей.
Обучение детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с особенностями изготовления простейших автомоделей.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него. Введения общих сведений из прикладных наук – аэродинамики, сопротивления материалов, теории машин. Обзор основных технологических операций на производстве. Понятия о работе конструктора и КБ. Изучение принципов работы модельных двигателей, их разборка и сборка, определение их исправности, использование их на моделях.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к автомоделизму.
Задачи модуля:
освоить технику изготовления простейших автомоделей;
научить основам организации труда;
обучить правилам безопасной работы с инструментом.
Учебно-тематический план модуля
«Сборка моделей из наборов готовых деталей»
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Правила сборки модельной техники | 12 | 3 | 8 | Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование | |
2. | Конструктивные элементы готовых деталей | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
3. | Правила и приемы монтажа изделий из наборов готовых деталей | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
4. | Изготовление моделей из наборов готовых деталей | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
5. | Игры и соревнования | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
6. | Итоговое занятие | 12 | 3 | 8 | Беседа, анкетирование | |
| ИТОГО: | 72 | 24 | 48 | |
Модуль «Основы радиоуправления моделями»
Реализация этого модуля направлена на пополнение знаний обучающихся об основах радиоуправления моделями.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект изучения, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель модуля: создание условий для формирования правил работы с радиоуправляемыми автомоделями.
Задачи модуля:
пополнить знания о движении при помощи электричества;
научить основам организации труда;
обучить правилам безопасной работы с инструментом
3.Учебно-тематический план модуля «Основы радиоуправления моделями»
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Правила монтажа электрической цепи | 12 | 3 | 8 | Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование | |
2. | Знакомство с источниками электропитания моделей | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
3. | Основы радиоуправления моделями. | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
4. | Передачи команды с пульта на исполнительный механизм | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
5. | Участие в спортивных состязаниях и показательных выступлениях | 12 | 3 | 8 | Наблюдение, беседа | |
6. | Итоговое занятие | 12 | 3 | 8 | Беседа, анкетирование | |
| ИТОГО: | 72 | 24 | 48 | |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арзамасов А.И. и др. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1986.
Бекман В.В. Гоночные мотоциклы. – Л.: Машиностроение, 2005.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – М.: ДОСААФ, 2012.
Кондрашов В.М. и др. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. – М.: Машиностроение, 2000.
6. Никулин С.К. Научно-техническое творчество детей (анализ понятия) / С.К.
Никулин. Л.А. Попадейкин // Методическое пособие. М.: ЦТТУ
Минобразования РФ, 2001.
7. Ройтман И.А. Практикум по машиностроительному черчению. – М.: Просвещение, 2006.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
9. RC-TODAY.RU.
10. MODELLHOBBY-SAMARA.COM
Календарно-тематический план 2 года обучения, гр. 21. 20-21уч.год
Количество часов в году – 216 Количество часов в неделю – 6
ПДО – Белов С.И.
№ | Дата | Наименование темы и содержание деятельности | Количество часов | Контрольно- оценочная деятельность | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | 01.09. | Вводное занятие | 3 | - | 3 | Зачет |
2 | 5.09 | Классификация автомоделей | 3 | - | 3 | Зачет |
3 | 8.09 | Единая спортивная классификация | 3 | - | 3 | Зачет |
4 | 12.09 | Правила соревнований | 1 | 2 | 3 | Зачет |
5 | 15.09 | Организация и проведение спортивных мероприятий | 1 | 2 | 3 | Зачет |
6 | 19.09 | Судейство на соревнованиях | 1 | 2 | 3 | Зачет |
7 | 22.09 | Проектирование модели | 1 | 2 | 3 | Зачет |
8 | 26.09 | Движения скоростных моделей | 2 | 1 | 3 | Эксперимент |
9 | 29.09 | Тренировочные заезды | 0,5 | 2,5 | 3 | Протокол заездов |
10 | 3.10 | Потребляемая тяга двигателя | 3 | | 3 | Эксперимент |
11 | 6 | Компоновочная схема модели | 1 | 2 | 3 | Зачет |
12 | 10 | Проектирование несущего шасси | 1 | 2 | 3 | Зачет |
13 | 13 | Проектирование моторной группы | 1 | 2 | 3 | Зачет |
14 | 17 | Проектирование энергоснабжения | 1 | 2 | 3 | Зачет |
15 | 20 | Проектирование ведущих колес | 1,5 | 1,5 | 3 | Эксперимент |
16 | 24 | Оснастка для корпусов модели | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
17 | 27 | Оснастка для регулировки колес | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
18 | 29.10 | Тренировочное занятие | 0,5 | 2,5 | 3 | Протокол заездов |
19 | | Резина для колес | 1,5 | 1,5 | 3 | Зачет |
20 | | Микропористая резина для колес | | 3 | 3 | Практ. работа |
21 | | Регулировка передней подвески | 1 | 2 | 3 | Зачет |
22 | | Регулировка задней подвески | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
23 | | Регулировка зазора ведущей пары | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
24 | | Аэродинамика малых скоростей | 1 | 2 | 3 | Зачет |
25 | | Характеристики антикрыла | 1 | 2 | 3 | Зачет |
26 | | Характеристики редукторов | 1 | 2 | 3 | Зачет |
27 | | Регулировка зазоров главной пары | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
28 | | Участие в соревнованиях | - | 3 | 3 | Протокол заездов |
29 | | Крепление отбойников | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
30 | | Изготовление передних колес | 1 | 2 | 3 | Зачет |
31 | | Регулировка передних колес | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
32 | | Установка ведущего моста | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
33 | | Крепление проводов | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
34 | | Крепление на электр. двигателе | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
35 | | Обработка пластика | 1,5 | 1,5 | 3 | Практ. работа |
36 | | Установка электродвигателя | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
37 | | Регулировка зацепления ведомой пары | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
38 | | Теория токарной обработки | | 3 | 3 | Зачет |
39 | | Теория фрезерной обработки | 1 | 2 | 3 | Зачет |
40 | | Подключение двигателя с регулятором | 1 | 2 | 3 | Зачет |
41 | Тренировочное занятие | 0,5 | 2,5 | 3 | Протокол заездов | |
42 | | Крепление шин на диски | 1 | 2 | 3 | Зачет |
43 | | Источники питания | 1,5 | 1,5 | 3 | Эксперимент |
44 | | Аккумуляторные батареи | 1 | 2 | 3 | Зачет |
45 | | Электролит для аккумуляторов | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
46 | | Зарядное устройство | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
47 | | Тренировочное занятие | 0,5 | 2,5 | 3 | Протокол заездов |
48 | | Соединительные элементы | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
49 | | Штекеры | 1 | 2 | 3 | Зачет |
50 | | Индикаторы разряда батареи | 1 | 2 | 3 | Зачет |
51 | | Восстановление аккумуляторов | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
52 | | Окраска кузова | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
53 | | Грунты для пластика | 1 | 2 | 3 | Зачет |
54 | | Художественное оформление кузова | 1 | 2 | 3 | Зачет |
55 | | Нанесение стартовых номеров | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
56 | | Крепление кузова | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
57 | | Тренировочные заезды | - | 3 | 3 | Протокол заездов |
58 | | Устранение дефектов кузова | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
59 | | Определение размеров отбойников | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
60 | | Варианты крепления кузова | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
61 | | Нанесение боковых номеров | 1,5 | 1,5 | 3 | Практ. работа |
62 | | Установка трансподеров | 1 | 2 | 3 | Эксперимент |
63 | | Разметка скоростной трассы | 1 | 2 | 3 | Зачет |
64 | | В мире кордовых моделей | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
65 | | Старт и стартовое время | 1 | 2 | 3 | Зачет |
66 | | Подготовка к соревнованиям | 1,5 | 1,5 | 3 | Эксперимент |
67 | | Правила проведения соревнований | 0,5 | 2,5 | 3 | Эксперимент |
67 | | Поиск передаточного отношения | 1 | 2 | 3 | Практ. работа |
68 | | Отработка элементов старта | 0,5 | 2,5 | 3 | Эксперимент |
69 | | Измерение скорости модели | | 3 | 3 | Эксперимент |
71 | | Участие в соревнованиях | - | 3 | 3 | Протокол заездов |
72 | | Заключительное занятие | 1 | 2 | 3 | Зачет |
| | ИТОГО | 78 | 138 | 216 | |
9