Слагаемые успешного экзамена
Слагаемые успешного экзамена.
Английский язык
Экзамены – это, разумеется, прекрасная возможность для детей проверить свой уровень обученности на каждом этапе обучения, выявить свои сильные и слабые стороны с тем, чтобы предпринять определенные шаги для устранения последних. К сожалению, реальность такова, что зачастую экзамены сопровождаются стрессом как у детей, так у их родителей и педагогов. Таким образом, в настоящее время свою задачу педагоги видят еще и в том, чтобы начать подготовку к экзаменам как можно раньше, ибо чем лучше ребенок подготовлен, тем меньше у него стрессовых факторов накануне этих испытаний. Конечно, этому способствуют и современные УМК, предлагающие задания, частично или полностью повторяющие задания ВПР, ОГЭ или ЭГЭ. Благодаря моему педагогическому опыту у меня есть некоторые педагогические и методические наработки, с которыми я с удовольствием поделюсь. Надеюсь, этот материал будет полезен и учителям, и частным преподавателям.
Все начинается с диагностики. Она позволяет педагогам и их учащимся получить понимание того, как будет выстраиваться наша дальнейшая с ними работа. Для этого я предлагаю ребятам ознакомиться с кодификатором по английскому языку. Однако, этот способ подходит для ребят средних и старших классов, но, говоря о младшеклассниках и учитывая их психолого-педагогические особенности, не в полной мере применим к ним. Для учащихся 1-4, а в некоторых случаях, и 5-6 классах, я бы предложила небольшое по объему комплексное тестирование, которое бы включало в себя все аспекты языка – аудирование, говорение, чтение, грамматику и письмо. Их можно подобрать и на любом интернет-ресурсе, специализирующемся на подготовке детей к тестированию, например, проверенный и известный всем сайт https://fipi.ru/.
Разумеется, если ребенок указал в кодификаторе, что тема для него понятна и сложностей в ней он не имеет, лучше все-таки еще раз пройтись по материалу, заострив внимание на наиболее сложных моментах.
Перед основным этапом работы я, как правило, предлагаю учащимся, помимо стандартной тетради для упражнений и тестов, обзавестись несколькими пямятками-тетрадями.
Одна из них будет посвящена чтению сложнопроизносимых слов. Данный этап работы позволит ребенку не испытывать сложностей в первом задании устной части практически любого экзамена – чтение и правильное интонирование текста.
слова, которые входят в лексический минимум ребят, однако читаются не по правилам чтения (ocean, island, through)
некоторые географические названия (Edinburgh, Croatia и др.)
в данную же памятку можно включить слова, которые педагогами зовутся «ложные друзья переводчика» - имеющие общее происхождение, которые по своему звучанию или написанию похожи на слова в родном языке, но имеют другое значение (magazine – не магазин, а журнал, intelligent - не интеллигентный, а умный и т.д.)
Омографы, имеющие разное ударение (a contrast – to contrast, a contest – to contest и т.д.)
Омофоны (son – sun, our – hour, meet – meat и т.д.)
Также мы заводим с ребятами и вторую памятку – это словарь деривации. Для того, чтобы снять сложности в письменной части экзамена, где есть задание, в котором учащимся необходимо изменить часть речи слова, такое пособие, составленное к тому же ребенком в совместной деятельности с учителем, является неотъемлемой частью качественной подготовки к экзамену.
Еще одну памятку мы с ребятами составляем для сбора и пополнения списка глаголов, употребляющихся лишь с определенным предлогом, особо обращая внимание и выделяя те, где есть явное отличие от используемого предлога в русском языке, а также для идиом и фразовых глаголов.
Стоит подчеркнуть, что мы не берем заранее составленные списки, а пополняем их сами, в процессе подготовки сталкиваясь с данными лексическими явлениями и вместе с детьми группируя их по темам.
Помимо вышеуказанных способов, нелишним будет для детей и иметь своими силами составленный банк тем-топиков, над раскрытием которых он работает сначала самостоятельно, потом и с учителем.
При помощи учителя исправляя возможные ошибки, более интересными лексическими и грамматическими способами обогащая свой рассказ, а также при условии удачно подобранного пособия, где, без сомнения, должны присутствовать и задание на перефразирование, на знание синонимов и антонимов и другие традиционные типа заданий, я думаю, у учащихся будет создана единая «картина мира» английского языка, что будет способствоать более глубокой и осмысленной подготовке к успешной сдаче любого испытания.
В работе с детьми важно помнить о том, что не всегда получится следовать подготовленному нами для них плану. И в этом случае педагог должен проявить весь свой профессионализм и гибкость для того, чтобы понять, над какой темой следует задержаться подольше, а что, возможно, достаточно будет просто повторить.
Ну и конечно, чтобы техническая сторона экзамена также перестала представлять для ребенка сложность, следует периодически проводить с ним пробные испытания. Делать это я рекомендую сразу на экзаменационных бланках, обязательно придерживаясь жесткого регламента по времени, так как тайминг и умение «чувствовать» время это одна из слагаемых нашего успеха.
Таким образом, данная глобальная и масштабная работа помогает ребенку в процессе подготовки к экзамену не только получить достаточно обширный объем знаний, но и обзавестись удобными для себя памятками, которые, пополняясь в дальнейшем, послужат им хорошим подспорьем на следующих экзаменах.
Что немаловажно, в занятиях подобного рода реализуется один из принципов ФГОС – принцип системно – деятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.