Урок русского языка во 2 классе на тему «Слова с двойными согласными»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Фабеш Виктория Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Слова с двойными согласными»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Слова с двойными согласными».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: Формировать представления о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне. Формировать умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных. | Предметные. Учащиеся получат представление о навыке правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне. Учащиеся научатся правильно переносить слова в местах удвоенных согласных. Учащиеся получат возможность научиться применять правило правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне. |
Развивающие: 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату; 2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять обобщение изученного. 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; аргументировать свою позицию. | 1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату; 2. Познавательные: - Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов, осуществлять обобщение изученного. - Учащиеся получат возможность научиться самостоятельно, достраивая и восполняя недостающие компоненты. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию |
Воспитательные: - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями,
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | | ||||||||||||||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | | ||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод (рассказ) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, тетрадь, пенал. - Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок. | Приветствуют учителя. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | | ||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Практический метод ( упр-е) Словесный метод (рассказ) Практический метод (упр-е) | - Сели правильно. Откройте свои тетради, отступите от написанного две строчки, число, сегодня девятое февраля, классная работа. Наш урок мне хотелось бы начать с загадки, в разгадке которой, первая буква будет являться той, которую мы будем прописывать на минутке чистописания. На траве в овражке, где растут ромашки, Водят хороводы белые кудряшки. Чьи это кудряшки бегают в овражке? Верно, это барашки. - Какой первый звук в этом слове? - Какой буквой на письме обознается данный звук? Правильно. - Значит какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания? Что особенного вы увидели в написании данной буквы? (буква бб записана парой). Из каких элементов состоит? Запишите эту букву каллиграфически правильно. Самую красивую, а главное- правильно написанную букву обведите в кружок. Давайте разгадаем загадки и запишем ответ. Загадка эта нелегка: пушусь всегда через два к; и мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда, двойное р содержит он и называется…. Во мне два к, не забывайте, таким, как я, всегда бывайте: я точный, чистый и опрятный, иным же словом — …. В этот день нас ожидает лишь домашняя работа. Моет, чистит, прибирает День по имени … На большие расстояния мчится он без опоздания; пишется в конце два с, называется… У меня для вас сюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали, как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать. Прислушайтесь: ваННа, каССа, жжётся. На письме долгие согласные звуки обозначили двумя одинаковыми согласными буквами. Как вы думаете, как называются эти слова? Понять по произношению, нужно писать удвоенные согласные буквы или нет можно только в нескольких словах русского языка. В большинстве таких слов эти согласные звуки слышатся так же, как и остальные. Например, ПЕРРОН, КОЛЛЕКТИВ, ХОККЕЙ. Вспомните то время, когда вы только учились читать. Тогда, если встречалось слово с удвоенной согласной буквой, вас просили произносить не два отдельных звука, а только один. Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить. Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма. Грамотно писать слова с удвоенными согласными буквами вы сможете, если будете пополнять свой словарный запас словами с этой орфограммой. Но правописание слов с удвоенными буквами всегда проверяйте по орфографическому словарю. Сейчас давайте выполним задание: | Записывают число, классная работа. (Барашки) [б] Б (букву б) Выполняют. Слушают. (Хоккей). (перрон) (аккуратный) (Суббота) (экспресс) Слова с двойными согласными. Выполняют. Отвечают. | | П: осуществлять анализ объектов К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять синтез как составление целого из частей. | | | ||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | - Откроем 30 страницу учебника и прочитаем тему нашего урока, она выделена красным жирным шрифтом. - Верно, прочитайте на 30 странице красную рамочку. - Давайте сформулируем цель нашего урока. | Узнать о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне. | | | | | ||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | - А какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы достичь поставленной цели? | 1. Научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте; 2. Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне; 3. Научиться применять правило переноса данных слов. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу | | | ||||||||||||
5.Реализация построенного проекта | Практический метод (упражнение) Словесный метод (беседа) Практический метод (упражнение) | Итак, задачи мы поставили на урок. Приступаем к выполнению этих задач упр. №1. (Когда мы произносим имена, записанные в упражнении и слышим в словах долгий согласный звук, на письме он обозначается двумя согласными.) Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Например, слова АЛЛЕЯ и АЛЕЯ во фразах «Тянулась липовая аллея» и «Алея, догорал закат». Большинство слов с удвоенными согласными буквами в корне пришли в русский язык из других языков. Например, слово шоссе французского происхождения, а слово группа - немецкого. Среди слов с удвоенными согласными буквами в корне есть и слова русского происхождения. Их очень немного. Например, Россия, русский, вожжи, жужжит. Посмотрите упр. №2 Давайте устно проговорим | Выполняют. Слушают.
| . | П: осуществлять анализ объектов. | | | ||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Практический метод (демонстрация) Словесный метод (рассказ) Практический метод (упражнение) | Физминутка. «Большая буква.» Сейчас я буду называть слова. Если названное мной слово будет писаться с двумя согласными, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете. Шоссе, упражнение, группа, фасоль, классный, конкурс, коридор, Россия, суббота, класс, малина, масса, Анна, директор, аллея Посмотрите на упр. №3 Данное упражнение будем выполнять у доски, один человек выходит и составляет словосочетание "прил.+ сущ" с данными словами: Металл, масса, ванна, группа, класс. Обязательно графически везде выделяйте корень
Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. Если такие буквы находятся в середине слова, то при переносе одна из них останется на строке, а другая переносится на следующую. Если слово начинается или заканчивается удвоенными согласными буквами, то делиться при переносе они не будут. Например, в словах ван-на и шос-се при переносе мы разделим удвоенные согласные, а в словах килограмм и балл - нет. Удвоенные согласные буквы в русском языке могут находиться в различных частях слова. Пока, во 2 классе, вы познакомитесь только с правописанием удвоенных согласных в корне слова. Если хорошо научитесь этому, то в дальнейшем будете легко осваивать и другие случаи написания удвоенных согласных букв в словах русского языка. Давайте устно выполним упр. №4 Эти слова похожи по написанию, но имеют совершенно разные значения. Давайте составим и запишем в тетрадь предложения, в которых будут слова с двойными согласными. | металлическая стружка, массовое мероприятие; ванная комната; групповые занятия; классный час. Балл (оценка) и бал (праздник); сумма (число) и сума (сумка такая, мешок); дрожжи (гриб для приготовления дрожжевого текста) дрожи (это когда человек дрожит). Помогает различать эти пары буквы. В одно слове пишется две буквы, а в другом одна. | грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне. | П: строить сообщения в устной и письменной форме. П: строить сообщения в устной и письменной форме. | . | | ||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический метод (упражнение) | Зачеркни неверные варианты переноса слов с двойной согласной буквой ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА Подсказка: Вспомни правила переноса слов с удвоенными согласными. Определи, соответствует ли предложенный вариант этому правилу. Если предложенный вариант переноса не соответствует правилу, то зачеркни его. Задание. Определите, в корне каких слов пишется одна буква С, а в каких - удвоенные буквы С. ПА__АЖИР, ШО__Е, ФА__ОЛЬ, КЛА__НЫЙ, ЧА__ОВЩИК, БА__ЕЙН, КА__А, КОНКУР__ Подсказка: Найди слово в орфографическом словаре и проверь свои предположения. | Правильный ответ: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА
| применять правило переноса данных слов. | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. П: научиться самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты. | | | ||||||||||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный метод (беседа) | - Посмотрите, какие мы молодцы А сейчас мы подведём итоги нашего урока. Какие задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам решить эти задачи? Какую орфограмму мы сегодня выучили? Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?
| Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре | | К: Владеть диалогической формой речи П: обобщать. | | | ||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (объяснение) | - Наш урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Продолжите фразу: • Сегодня на уроке мне понравилось… • У меня вызвало затруднение… • Сегодня на уроке мне не понравилось… Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Прощаются с учителем. | | | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
Зачеркни неверные варианты переноса слов с двойной согласной буквой
ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА
Подсказка: Вспомни правила переноса слов с удвоенными согласными. Определи, соответствует ли предложенный вариант этому правилу. Если предложенный вариант переноса не соответствует правилу, то зачеркни его.
Задание. Распределите слова.
Определите, в корне каких слов пишется одна буква С, а в каких - удвоенные буквы С.
ПА__АЖИР, ШО__Е, ФА__ОЛЬ, КЛА__НЫЙ, ЧА__ОВЩИК, БА__ЕЙН, КА__А, КОНКУР__
Подсказка: Найди слово в орфографическом словаре и проверь свои предположения.