Урок русского языка во 2 классе на тему «Слова с удвоенными согласными»

3
0
Материал опубликован 21 July 2020 в группе

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке;

учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;



Задачи:

-формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
-формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

-учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
-совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование: карточки с заданиями, памятка



Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Этап самоопределения и мотивации к деятельности

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Соберите пословицу.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Как вы его понимаете? (Нужно научиться слушать того, кто учит вас хорошему, доброму, чтобы стать грамотным человеком.)

Это и будет нашим девизом урока.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение(чтобы развиваться, умнеть, надо быть внимательным на уроках, слушать учителя и других ребят.)

Личностные ( развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Коммуникативные (вступать в диалог)

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Этап актуализации

Организует дискуссию учащихся.

(коллективная работа)

Три человека работают у доски, выполняют задания по карточкам (детям нужно вставить пропущенные буквы в слова, определить орфограмму, объединяющую данные слова, выделить «лишнее» слово)

Приложение 1.

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками


Коммуникативные (формулировка собственного мнения),

регулятивные (самооценка работы)

3

Определение темы, постановка учебной задачи.


Учитель предлагает занимательную игру «Помоги Незнайке» Приложение 2.


Предлагает «разбить» слова, из первого задания на две группы «Уже знали» и «Новое знание». (упрощенный вариант приема «Инсерт»)

Что мы отнесем во второй раздел? (оставшиеся слова).

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Приложение 3.

Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

Научиться…правильно, писать эти слова

Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.


Определяют затруднение Незнайки.

Формулируют тему занятия, учебные задачи

Сравнивают, делают вывод.

Выдвигают гипотезу.

Личностные (развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях), регулятивные (целеполагание), коммуникативные

4

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.

- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

- Упр. 188

- Прочитайте слова.

- Что такое лексическое значение?

- Выпишите в тетрадь слова, значение которых вы не знаете.

- Назовите их.

- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?

- Посмотреть в толком словаре.

- Хотите узнать, что обозначают эти слова?


Слушают, участвуют в дискуссии.

Ставят цель.


Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)

5

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Работа в парах

Приложение 4.

Работа с толковым словарем (в парах)

Учитель помогает находить толкования слов

Выполняют задания, оценивают ответы друг друга и свою деятельность.

Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в пару, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)

6

Работа над проектом. Принятие критериев оценки

Давайте создадим памятку «Внимание: удвоенные согласные!» это будет мини-проектом урока.

Организует коллективную работу, помогает оформить пункты памятки.

Приложение 5


1. Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)

- Закройте одну букву, произнесите слово.

- Как теперь произносится звук?

- Сделаем вывод.

- Так, когда в слове пишется две согласных?

Вывод 1:

На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.


2. А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.


- Кто знает лексическое значение слова суббота?

(Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем).

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

- Поставьте ударение. Какой слог ударный?

- Составим транскрипцию слова

_

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.


- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

- Молодцы. Вы были очень внимательны.


3. Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.

- Какие правила переноса вы знаете?

- Как же мы можем перенести слово суббота?

( суб-бота суббо-та )

- Так сколько способом переноса в этом слове?

- Давайте продолжим выполнять упр. 188

(1 человек у доски.)

Сначала выпишите слова, которые нельзя перенести (класс, грипп)

Выпишите слова, которые имеют один вариант переноса (перрон, ванна, вожжи, ссора, касса, тонна, доллар, шоссе)

Выпишите слова, которые можно перенести по-разному. (килограмм, профессия, аппетит)


Вывод:

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.



Выполняют задания, используя представленную информацию.

Регулятивные (планирование учебного сотрудничества, учебный диалог),

познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .

7

Рефлексия деятельности

Проводит рефлексию.

Какова была цель урока?

Удалось ли нам ее выполнить?

Просит детей рассказать об удвоенных согласных, опираясь на ключевые слова.


Предлагает детям нарисовать смайлик с улыбкой, если они получили новое знание и умение на уроке.


Озвучивают свое мнение, выбирают смайлик для определения значимости занятия.

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)



Приложение 1

Карточка 1. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограмму.

Ч..шка, щ..ка, ч..йник, ж..вот, ш..рина, ш..повник, реж..м, дж..нсы, кувш..н, клас..ный.

Карточка 2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограмму.

..кно, с..стра, л..сник, д..жди, м..ряк, св..ча, с..сна, гр..чи, тр..ва, рус..кий.

Карточка 3. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограмму.

Б..рёза, д..кабрь, к..пуста, л..пата, м..шина, за..ц, в..рона, к..ньки, к..рова, Рос..ия.

t1595350824aa.jpgПриложение 2.



Приложение 3.

Познакомиться… Научиться…

Повторить…



Приложение 4

Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг



Приложение 5

«Внимание:

удвоенные согласные!»

1. На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.

2. в транскрипции удвоенные буквы обозначают один долгий звук.

3. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.