Урок русского языка во 2 классе «Слова с непроизносимыми согласными»

6
0
Материал опубликован 2 May 2022

Тема «Слова с непроизносимыми согласными». 2 класс.


Цели урока:

создать ситуацию успеха, учить обучающихся находить непроизносимые согласные;

учить делать самостоятельные выводы по теме, прививать любовь к слову;

обогащать письменную речь обучающихся образностью на таком этапе, как творческая работа детей;

учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

воспитывать интерес к предмету;

формировать самоконтроль и самооценку


Оборудование:

словарь, для нахождения значения слова «лестница»;

карточки для групповой работы;

карточки для работы парами;

учебник русского языка для 3 класса (система Л. Занкова)

Ход урока

1. Организационный момент

Друг на друга посмотрели, Улыбнулись. Тихо сели. Чудесным будет у вас настроение, Легко и прелестно будет учение. - Каким вы видите сегодняшний урок? (Ответы детей)

2. Актуализация знаний

Ребята! На уроке каждый из вас должен сделать открытие. Старайтесь, чтобы ваша речь была грамотной и красивой. Слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лёд Откройте, пожалуйста, тетради, запишите дату и вид работы.

3. Чистописание.

Наш ypoк мы начнём с минутки чистописания. Подскажите цель этой минутки. (Повторить правильное написание букв и их соединение).

- Вам будут предложены довольно простые вопросы. Однако работа усложняется тем, что ее придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушать вoпpoс, как можно быстрее дать ответ, записал его в тетради. Итак, вопросы:

в слове «земля» безударная гласная;

звук парный звуку [г]. Запишите букву, которой он обозначается;

в слове «перрон› удвоенная согласная;

непроизносимый согласный в слове «праздник»;

первая буква алфавита;

у существительных женского рода после шипящих на конце пишется.

буква в литере нашего класса.

Проверка: е к р д а ь б

Среди данных графических знаков найдите лишний. (е - в определенные случаях обозначает два звука; р - непарный, сонорный; ь - не даёт звука; к — даёт глухой звук)

Какое задание вы предложили бы? (Составить слово)

Какое слово получилось? (декабрь)

Дайте характеристику этому слову.

словарное слово

непроизносимая безударная е

существительное

мужской род

2-е склонение

неодушевлённое

нарицательное

Именительный падеж

Оцените себя, поставив на полях плюс или минус.

4. Работа по теме урока.

1. Работа парами по карточкам.

Найдите в каждой группе лишнее слово и подчеркните его.

Кружки, городки, грибки, радостный.

Грядка, шашки, лимонад, грустная.

Сноп, хлеб, холод, звёздная.

Мороз, сторож, город, здравствуй.

- Что объединяет эти слова? (Непроизносимые согласные)

- Ребята! Определите тему сегодняшнего урока (Слова с непроизносимыми согласными)


2 Словарная работа.

- Новое слово из словаря вы назовёте сами, если правильно определите смысловую связь между данными словами, которые написаны на доске, слева и справа:

аптека – лекарства

библиотека – книги

ступеньки - ? (лестница)

- Откройте, пожалуйста, словари и прочтите, что обозначает данное слово.

-1 значение - сооружение в виде ступеней для подъема и спуска.

-2 значение - служебная лестница ряда должностей от низких к более высоким.

- Сделайте неполный фонетический разбор данного слова.

Лестница – [л’эсн’ица] – 3 слога, 8 букв, 7 звуков.

- Оцените себя.

- Подберите однокоренное слово (лестничный), разберите его по составу.

- Сравните слова, что вы заметили? (ч/ц)

- Оцените себя.

- Не все согласные произносятся в словах. Некоторые из них исчезают, т.к., например, [т]. Почему же исчезают некоторые звуки? Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, то это называется стечением согласных. Три согласных подряд тяжело произносить, вот мы и упрощаем их произношение. Но написание их упрощать нельзя. У непроизносимых согласных есть своя история. Например, почему в слове «лестница» мы пишем букву т? Дело в том, что в древнерусском языке было слово «льствица». Под влиянием развития языка и таких слов как «сахарница» и «чернильница» оно превратилось в «лестницу». Что же касается самого слова «льствица», то оно образовано от глагола «лезти», «лездь» с помощью суффикса -тв(а). Запомните, непроизносимая буква т в существительном «лестница» - это остаток суффикса -тв(а). Всеми изменениями слов занимается наука этимология, что позволяет не делать ошибок в словах.

3. Работа с учебником.

Упражнение 228 (Вспомнить правило)

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Проконтролируйте работу своего соседа. Оцените себя.

5. Физкультминутка.

Как живёшь?

Как идёшь?

Ночью спишь?

Как даёшь?

Как берёшь?

Как шалишь?

А грозишь?

А за партою сидишь?

6. Работа по теме урока (продолжение).

Творческая работа в группах.

Творческое задание. Работаем в группах. Карточки №2.

Задание: замените в предложениях выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

1. В лесу страшная грязь. Жёлтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

красные

безобразной

прекрасное

звёздное

ужасная


2. Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени.

На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

чудесный

праздник

поздней

гигантские

песню

3. Голубой свод скрывает серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать тёплую погоду. Часто случаются ночные заморозки — первые посланцы близкой зимы.

небесный

здравствуй

напрасно

солнце

вестники


4. Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени.

Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.


ненастный

поздней

яростный

радостное

чудесная

- Не забывайте, что работаем в группах. Важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат всей группы, приведет к успеху всего класса. (Дети выполняют задания и проговаривают правильные ответы).

Оцените себя.


7. Іlроверка понимания темы.

Самостоятельная работа. Карточки №3.

Прочитайте предложения. Предложения нужно соединить попарно: в 1-м предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной, во 2-м - с проверочным словом.

Солнце спряталось за частый ельник.

Грустными стали поля, сады, леса.

Растёт ёлочка на радость людям.

В солнечный день хорошо гулять по лесу.

Грусть разлилась в солнечном воздухе.

Мальчишек радостный народ коньками дружно режут лёд

(Ответы детей)

Оцените себя.

8. Анализ урока. Рефлексия.

Ребята! Посчитайте сои плюсы и минусы.

У кого нет ни одного минуса

У кого плюсов больше, чем минусов?

У кого минусов больше, чем плюсов?


А теперь давайте обобщим всё, о чём мы говорили на уроке:

Как вы поняли, что такое стечение согласных?

Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных, которые пишутся, но не произносятся?

Как называются согласные, которые пишутся в середине слова, но нe произносится?

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Как вы оцените свою работу на уроке, всё ли вам было понятно? Что нового вы узнали для себя, чему научились, над чем надо ещё поработать?

Похлопайте себе в ладошки! Спасибо за урок! Мне было приятно работать с вами! В заключении мне хочется вам пожелать;

Будьте, как солнце, красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными.

Будьте всегда счастливыми!


Всего доброго!



1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.