12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абрамова Варвара Николаевна18

МБОУ «Телейская СОШ» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия)








Конспект урока русской литературы в 6 классе



Тема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей.


(по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг»)



Составила: Абрамова Варвара Николаевна

учитель русского языка и литературы
























2023г



Конспект урока русской литературы в 6 классе



Тема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей.


(по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг»)



Тип урока: освоение художественного текста.

Цели урока:

образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве  И.С. Тургенева;

           - сформировать умение составлять характеристику героя;                                                       

                                  - повторить понятие «портрет»

                                 

развивающие:      - развивать навыки связной устной речи;

                                  -  развивать логическое мышление;

                                  - развивать умение работы с текстом; 

                                   - развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;

воспитательные:    - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

Оборудование : иллюстрации  к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки , «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица

 

-ИКТ: презентация о писателе, портреты мальчиков

Виды учебной деятельностивыборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной  работы, устное словесное рисование.

 

Ход урока:

-Орг.момент:

Слово учителя: Здравствуйте, дети!



(Звучит музыка «Ночные звуки»)



Ребята , закройте глаза и послушайте… Что вы представили? Что увидели?

-Ответ учащихся (летнюю ночь, костер, мальчиков )

Учитель : о чем мы будем говорить на уроке ,как вы думаете?


(учащиеся: о рассказе «Бежин луг»)


Учитель:Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С. Тургенева. Мы поближе познакомимся с героями рассказа «Бежин луг», сопоставим  портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя


1этап: Фронтальный опрос «Чей портрет?»


-«14 лет, улыбка, хорошо одет ?» (Федя)

- «глаза ,рот большой, умен,12 лет?» (Павлуша)

-«болезненное лицо,заботливый,12 лет?»(Илюша)

- «задумчивый , печальный, блестящие глаза.10 лет ?»(Костя)

- «кудрявая голова, веснушки,7 лет» (Ваня)


Вывод: всего 5 мальчиков. Они стерегут лошадей, почти все одногодки.





 

      2 этап:Давай  вспомним значение литературного понятия «портрет»?

-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

      - По каким признакам можно характеризовать внешность человека?

     а) Составление плана описания внешности мальчиков

 План описания внешности:

1.Возраст мальчика.

2.Внешний  вид.

3. Выражение лица.

4. Одежда.

  б) Сопоставление портретов мальчиков.

- Что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?

 (О том, какой достаток в семье мальчика. Об их характерах)

-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета   богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным  показан мальчик Костя. 

Портрет Павлуши.

- Найди и прочитай описание Павлуши 

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

Портрет Илюши.

- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)

- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

Вот  одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.

задание «Узнай героя»:

«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». (Костя)

-  Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?  (Ваня)

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и  показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

-Что общего у этих детей?

- Мальчики  очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.

 -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.

- В чём отличие этих мальчиков?

-  У них разные характеры.

-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?

- Обратите внимание, что И.С. Тургенев особое внимание уделяет выражению  лиц мальчиков

Павлуша глядел умно и прямо …

лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков,  под ними будут помещены  таблички «Черты характера.)

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.

-Костя –  задумчивый, печальный, любопытный.

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

- Ваня  - тихий.


( Презентация:под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)

3этап:Работа по группам «В мире фольклора»

Учитель : о чем говорили мальчики?

( Ответы: страшные истории о домовой, встреча Гаврилы с русалкой, Ермил и барашек,покойный барин,гадание Ульяны, леший..)

Каждая группа вытягивает карточку и рассказывает одну историю.

Вывод: мальчики суеверны,боятся страшных историй, но таинственное всегда притягивает.Их рассказ очень увлекательный и правдаподобный.


4 этап: «В мире природы»

Учитель: какова роль природы?

(Учащиеся находят отрывки из текста - пейзаж)

«Был прекрасный июльский день..»

«Летняя ночь..»

«Безлунная ночь»

«Утро зачиналось»

Вывод: природа- настроение.

5 этап: «Живопись»

Учитель: давайте , посмотрим репродукции известных художников.

Обратите внимание на портрет, на одежду ,(Картины «Свидание», «Тройка»)

В чем их сходство с мальчиками из рассказа «Бежин луг»?

6 этап: Творческая работа

Учитель: давайте сопоставим «Какие они дети 19 века и дети 21?»

Учащиеся: говорят свое мнение (устно)


Вывод : Не зря говорят «Дети –цветы жизни».Прошло 170 лет,но дети всегда остаются детьми.Они веселые, жизнерадостные, дружелюбные.

И я желаю ,чтобы у вас было счастливое детство и чистое небо над головой!



- Домашнее задание.

Перечитайте дома фрагменты рассказа.Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.