Конспект урока русской литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты крестьянских детей»
МБОУ «Телейская СОШ» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия)
Конспект урока русской литературы в 6 классе
Тема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей.
(по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг»)
Составила: Абрамова Варвара Николаевна
–учитель русского языка и литературы
2023г
Конспект урока русской литературы в 6 классе
Тема урока: Словесные и живописные портреты крестьянских детей.
(по рассказу ИС Тургенева «Бежин луг»)
Тип урока: освоение художественного текста.
Цели урока:
образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве И.С. Тургенева;
- сформировать умение составлять характеристику героя;
- повторить понятие «портрет»
развивающие: - развивать навыки связной устной речи;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работы с текстом;
- развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;
воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;
Оборудование : иллюстрации к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки , «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица
-ИКТ: презентация о писателе, портреты мальчиков
Виды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной работы, устное словесное рисование.
Ход урока:
-Орг.момент:
Слово учителя: Здравствуйте, дети!
(Звучит музыка «Ночные звуки»)
– Ребята , закройте глаза и послушайте… Что вы представили? Что увидели?
-Ответ учащихся (летнюю ночь, костер, мальчиков )
Учитель : о чем мы будем говорить на уроке ,как вы думаете?
(учащиеся: о рассказе «Бежин луг»)
Учитель:Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С. Тургенева. Мы поближе познакомимся с героями рассказа «Бежин луг», сопоставим портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя
1этап: Фронтальный опрос «Чей портрет?»
-«14 лет, улыбка, хорошо одет ?» (Федя)
- «глаза ,рот большой, умен,12 лет?» (Павлуша)
-«болезненное лицо,заботливый,12 лет?»(Илюша)
- «задумчивый , печальный, блестящие глаза.10 лет ?»(Костя)
- «кудрявая голова, веснушки,7 лет» (Ваня)
Вывод: всего 5 мальчиков. Они стерегут лошадей, почти все одногодки.
2 этап:Давай вспомним значение литературного понятия «портрет»?
-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).
- По каким признакам можно характеризовать внешность человека?
а) Составление плана описания внешности мальчиков
План описания внешности:
1.Возраст мальчика.
2.Внешний вид.
3. Выражение лица.
4. Одежда.
б) Сопоставление портретов мальчиков.
- Что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?
(О том, какой достаток в семье мальчика. Об их характерах)
-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным показан мальчик Костя.
Портрет Павлуши.
- Найди и прочитай описание Павлуши
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель?
Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
Портрет Илюши.
- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)
- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?
Вот одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.
задание «Узнай героя»:
«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». (Костя)
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (Ваня)
- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.
И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
-Что общего у этих детей?
- Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.
-Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.
- В чём отличие этих мальчиков?
- У них разные характеры.
-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?
- Обратите внимание, что И.С. Тургенев особое внимание уделяет выражению лиц мальчиков
…Павлуша глядел умно и прямо …
…лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…
…Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…
(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков, под ними будут помещены таблички «Черты характера.)
-Павлуша – смелый, уверенный, умный.
-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
- Федя - гордый, любопытный.
-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
- Ваня - тихий.
( Презентация:под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)
3этап:Работа по группам «В мире фольклора»
Учитель : о чем говорили мальчики?
( Ответы: страшные истории о домовой, встреча Гаврилы с русалкой, Ермил и барашек,покойный барин,гадание Ульяны, леший..)
Каждая группа вытягивает карточку и рассказывает одну историю.
Вывод: мальчики суеверны,боятся страшных историй, но таинственное всегда притягивает.Их рассказ очень увлекательный и правдаподобный.
4 этап: «В мире природы»
Учитель: какова роль природы?
(Учащиеся находят отрывки из текста - пейзаж)
«Был прекрасный июльский день..»
«Летняя ночь..»
«Безлунная ночь»
«Утро зачиналось»
Вывод: природа- настроение.
5 этап: «Живопись»
Учитель: давайте , посмотрим репродукции известных художников.
Обратите внимание на портрет, на одежду ,(Картины «Свидание», «Тройка»)
В чем их сходство с мальчиками из рассказа «Бежин луг»?
6 этап: Творческая работа
Учитель: давайте сопоставим «Какие они дети 19 века и дети 21?»
Учащиеся: говорят свое мнение (устно)
Вывод : Не зря говорят «Дети –цветы жизни».Прошло 170 лет,но дети всегда остаются детьми.Они веселые, жизнерадостные, дружелюбные.
И я желаю ,чтобы у вас было счастливое детство и чистое небо над головой!
- Домашнее задание.
Перечитайте дома фрагменты рассказа.Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются.