Урок русского языка в 3 классе на тему «Слово. Словосочетание. Предложение»
Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.
Задачи урока:
Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.
2. Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний, словосочетания от преждожений.
3. Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.
4. Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала
5. Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.
- Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. )(Слайд № 1)
Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
2. Первый этап урока-словарно орфографическая работа.
Словарная работа
Игра «ДА – НЕТ» (Слайд 2)
«Верите ли вы».
У каждого на парте лежит таблица.
* Если верное высказывание, то вы ставите точку в колонку под названием «Да» (напротив нужного номера высказывания).
* Если же неверное высказывание, то ставите точку в колонку под названием «Нет».
* В конце игры все точки по порядку (сверху вниз) соединяете.
1. В слове ЛУНА все согласные звуки звонкие.
2. В слове О ПОМОЩ . вместо точки пишется буква Е.
3. В слове ВЫХОД отсутствует приставка.
4. В слове НОРА звуков больше , чем букв.
5. Наречие – неизменяемая часть речи.
6. В слове ХОРОШ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.
7. В слове БЕРЕЧЬ мягкий знак пишется.
8. Несклоняемые имена существительные КАКАО, АТЕЛЬЕ, БЮРО, ЖЮРИ среднего рода.
9. В предложении «Будешь ПЕЧЬ пирог с черникой» слово ПЕЧЬ – имя существительное.
-какой знак вы получили? (5) (слайд 3)
-я вам всем желаю получать только пятерки!
3. Введение в тему урока
- Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы на слайдах).
1 Звонкое журчание чего мы слышим весной?
Д. Журчание ручейков.
2 Когда тают сосульки, звон чего мы слышим?
Д. Звон капели.
3 А что набухают на ветках деревьев весной?
Д. Набухают почки.
4. А какие цветы первыми появляются из-под снега весной?
Д. Белый подснежники.
5. Что ещё зеленеет на проталинках?
Д. Первая травка.
6. – Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Какая птичка пела эту песенку?
И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.
Д. Жаворонок.
(ручейки, капель, почки, подснежники, травка, жаворонок)
- Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко.
--Запишите слова в тетрадь и устно объясните написание
-. А что можно составить с помощью слов?
( С помощью слов можно составить словосочетания и предложения. )
Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием.)
- Ребята, что такое словосочетание?
(Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу)
-С каждым словом составьте словосочетания, используя различные формы
(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях).
журчание ручейков
почки вербы
белый подснежник
зелёная травка
первый жаворонок
звонкая капель
-А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?
( Словосочетание.)
- Докажите, что это словосочетание.
У. А теперь прочитаем правило на с. 112 учебника и проверим, верно ли мы рассуждали.
Рубрика «Давай подумаем».
- А теперь обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте предложение и словосочетания. Ст. 113
-- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)
-Выражает ли словосочетание законченную мысль?
( Словосочетание не выражает законченной мысли.)
- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и
невосклицательной интонацией?
( Словосочетание не произносится с определённой интонацией).
- Может ли словосочетание входить в состав предложения?
( Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.)
Сформулируйте вывод.
Прочитаем вывод на с. 114.
-Можно ли из словосочетаний составить предложение?
3. Работа в парах. Самостоятельная работа.
Ст. 114 № 2. Работаем в парах.
-Составьте распространенное предложение , используя данные словосочетания.
(В первый вечер моя бабушка гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени).
- Подчекните грамматическую основу и определите части речи..
(слайд)
-Какие единицы речи входящие в состав предложения не являются словосочетанием?
(гуляла и любовалась, бабушка гуляла)
4.Постановка проблеммы.
-А являются словосочетаниями диалог?
Какое сейчас время года? (слайд)
-Весна.
-Когда каникулы?
-Скоро.
Ст.114 прочитайте справку
5. Физминутка для глаз (слайд)
6. Ответим на небольшой тест (слайд)
- Не являются словосочетанием
Основа предложения (мальчик уехал),
Однородные члены (быстрый и внимательный),
Фразеологические обороты речи ( клевать носом)
- В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?
Мы встречались с тобой на закате.
Нас море примчало к земле одичалой.
Последние дни осени пасмурны и хо
-Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?
Наша собачонка меня встречала с лаем.
Встречала меня
Собачонка встречала
Встречала с лаем.
Работа в группах
- В парах вы работаете хорошо, а теперь поработаем в группах и выполним упражнения на маршрутном листе.
Распредели по группам
1. Внимательно прочитайте словосочетания.
2. Обсудите друг с другом наличие или отсутствие в каждом из них определенные единицы языка
яркие цветки; яркие и пестрые; как в воду глядел; наступила весна, показывал чудеса; тёплые и дождливые, побежали ручейки солнечная погода; мастер на все руки; мастер и неумеха; набухли почки, не снег, а дождь, совершил чудо, клевать носом
Словосочетания | Не словосочетания | ||
Однородные члены | Грамматическая основа | Фразеологические обороты | |
яркие цветки | яркие и пестрые | наступила весна | как в воду глядел |
солнечная погода | тёплые и дождливые | побежали ручейки | мастер на все руки |
показывал чудеса | не снег, а дождь | снег растаял | рукой подать |
совершил чудо | мастер и неумеха | набухли почки | клевать носом |
Составьте предложение со своей группой
_____________________________________________________________________________
Отчет групп
Дополнительный материал
- Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?
( Штиль.)
-А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?
( Рябь). (Лёгкое волнение).
-. А вот как об этом пишет М. Горький, прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)
Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
(М. Горький)
- Ребята, каждая пара называет одно словосочетание.
Вариант работы на доске и в тетрадях:
×
покрывалось (чем?) рябью
×
рябью (какой?) мелкой
×
вздрагивало (под чем?) под дуновеньем
×
под дуновеньем (каким?) лёгким
×
под дуновеньем (чего?) ветра
×
ветра (какого?) знойного
Запомните: Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения.
Итог урока.
У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?
(Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.)
- А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?
Д. Словосочетание.
Маршрутный лист
Игра «Да - нет» Верите ли вы?
* Если верное высказывание, то вы ставите точку в колонку под названием «Да» (напротив нужного номера высказывания).
* Если же неверное высказывание, то ставите точку в колонку под названием «Нет».
* В конце игры все точки по порядку (сверху вниз) соединяете.
№ | нет | да |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
Распредели по группам:
яркие цветки; яркие и пестрые; как в воду глядел; наступила весна, показывал чудеса; тёплые и дождливые, побежали ручейки солнечная погода; мастер на все руки; мастер и неумеха; набухли почки, не снег, а дождь, совершил чудо, клевать носом
Составьте предложение со своей группой
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог урока
Я знаю | Я узнал |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Потамошнева Наталья Алексеевна