Сценарий урока по математике «Сложение и знак плюс»
Математика
СЛОЖЕНИЕ И ЗНАК «плюс» (+)
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства обучающихся с понятием «сложение» и арифметическим знаком «плюс»; учить записывать суммы; продолжить формирование навыка счета; совершенствовать навыки письма цифр; развивать внимание и память.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждений; анализировать истинность утверждений, доказывать; выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные: осуществлять работу в группе; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Личностные: проявлять познавательную инициативу, оказывать помощь одноклассникам.
Сценарий урока
I. Устный счет.
На полянке у дубка
Еж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько еж нашел грибов?
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите записи на доске:
3 > 2 3 + 2 = 5
2 = 2 2 + 2 = 4
1 < 2 1 + 2 = 3
2 > 0 2 + 0 = 2
– Объясните, что они обозначают.
– Сегодня на уроке узнаем, что обозначают записи в третьем столбике.
В математике сложение – это операция (действие) над числами. Как и любое действие, сложение предполагает, что есть объекты (числа), над которыми производят операцию, и есть объект (число), который является результатом операции. Следовательно, при введении сложения необходимо объяснить учащимся, как по двум данным числам находить третье число – результат сложения.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику
Задание № 1.
В данном задании проводится подготовительная работа к пониманию теоретико-множественной сути действия сложения.
– Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено?
– Чем отличаются нарисованные медвежата? (По размеру.)
– Сколько нарисовано больших и маленьких медвежат?
– Сравните число медвежат с числом кругов в рамке. (Тем самым учащиеся строят множество, которое равночисленно объединению множеств, состоящих из трех больших медвежат, и множества, состоящего из двух маленьких медвежат.)
Задание № 2.
– Рассмотрите рисунки. Кто здесь нарисован?
– Составьте рассказ по этим рисункам, используя числа 3, 2 и 5.
Маша и Миша сложили грибы в одну корзину. Общее число грибов находят действием сложения и записывают это так: 3 + 2 = 5.
– Как вы думаете, что обозначает в данной записи цифра 3? (Число грибов у Маши.)
– Что обозначает цифра 2? (Число грибов у Миши.)
– Кто знает, как называется этот знак? (Плюс.)
– На что похож знак сложения? (Медицинская эмблема «красный крест», четырехлопастный пропеллер.)
– Найдите среди знаков тот, который обозначает действие «сложение», и поставьте на него фишку.
Задание № 3.
– Рассмотрите сюжетные рисунки. (Сначала Миша гнал одного гуся, а Маша – двух. Когда же они согнали этих гусей в загон, то в загоне стало три гуся.)
– Рассмотрите математическую запись, используя данные рисунки.
– Объясните смысл каждого знака по рисунку.
В данной ситуации глагол «сложили» уже не применим, но ему на смену приходит глагол «согнали», который имеет тот же смысл и с теоретико-множественных позиций, и с арифметических. Таких глаголов достаточно много (собрали, соединили, сгребли, свезли и т. п.), и необходимо познакомить обучающихся с различными реальными процессами, приводящими к действию сложения.
Физкультминутка
«Раз» - поднять руки вверх,
«Два» - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
«Три-четыре» - прямо стать,
Будем снова начинать
IV. Продолжение работы по учебнику (с. 59).
Задание № 4.
В данном задании учащиеся с помощью рисунков должны выполнить сложение и записать результат в тетрадь для самостоятельных работ № 1 (с. 49).
– Каким будет результат сложения, если к двум синим кружочкам прибавить три красных?
– Каким будет результат сложения, если сложить три палочки и ноль палочек?
Задание № 5.
– Прочитайте данную математическую запись.
– Объясните, что обозначает в ней каждый знак.
– Придумайте рассказ по данной математической записи и рисунку.
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 57–59).
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое действие обозначает знак «плюс»?