Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»
Пояснительная записка к презентации
Сложение чисел с разными знаками
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Цели деятельности учителя: формировать представления о способе сложения чисел с разными знаками, развивать умения складывать числа с разными знаками, развивать математическую речь
Формировать УУД:
Личностные: умение ясно и грамотно излагать свои мысли, доброжелательное отношение к одноклассникам
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других
Познавательные: уметь ориентироваться в новой системе знаний, структурировать знания, использовать знаково-символические средства
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать правило сложения чисел с разными знаками, верно читать записи сумм, читать и записывать буквенные выражения.
Личностные: уметь ясно и грамотно излагать свои мысли, проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к учебному материалу, доброжелательное отношение к сверстникам.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение; познавательные – уметь ориентироваться в новой системе знаний, структурировать знания, использовать знаково-символические средства
Основные понятия: Сложение чисел с разными знаками, модуль числа, сравнение чисел
Ресурсы: учебник, презентация для урока, проектор, экран.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа
Технологическая карта урока
Этап урока и технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, с помощью которых будет достигнут результат |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
предметные |
УУД |
||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности |
Прежде чем мы приступим к теме нашего урока нам нужно преодолеть ступени, под каждой ступенькой написано два числа, вы должны выбрать и на ступеньке написать число, модуль которого больше Пары чисел под ступеньками: -12 и 41, 24 и -40; -29 и -11; -21 и 34; -12 и -7; 18 и -19; -11 и -15; -32 и 44; -51 и -49 |
Выполняют устно упражнения, змейкой называют правильные ответы, учитель записывает их на доске |
Умение определять модуль числа, умение находить большее из чисел |
Познавательные: уметь строить речевое высказывание, определять модуль числа Личностные: интерес к учебному материалу, доброжелательное отношение к сверстникам. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии: выявление места и причины затруднения Цели: создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; выявить место и причину затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявляет место и причину затруднения |
Мы с вами успешно преодолели ступеньки и почти добрались до чудо дерева, нужно только убрать валуны, мешающие проходу. Валуны не простые, а с вопросами - Перечислите виды чисел, которые мы изучали? - Приведите пример к каждому виду чисел -Что такое модуль числа? Как найти сумму чисел -18 и 45? Сейчас я попрошу вас из двух картинок – яблоко и лимона – выбрать ту, как вы считаете, можете освоить решение таких примеров. Кто считает, что он справится легко – к нашему дереву прикрепляет яблоко, кто считает, что потребуются дополнительные усилия – прикрепляет лимон |
Учащиеся отвечают устно на вопросы - натуральные, целые, положительные, отрицательные, дробные, противоположные, простые, составные. Возникает пауза. Дети прикрепляют соответствующие картинки на дерево. |
Знают разные виды чисел, знают что такое модуль, умеют находить модули разных чисел |
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, работать с информацией разного вида Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь строить понятные высказывания, адекватно использовать речь. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели |
А теперь я попрошу вас еще раз внимательно посмотреть на пример. Какие числа составляют сумму? (с разными знаками). Какую тему мы будем сегодня изучать? Какую цель вы поставите перед собой? Что нам поможет освоить эту тему и достичь цели, которую мы перед собой поставили? Думаю, что девизом нашего сегодняшнего урока можно взять слова Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.» |
Определяют цель урока, планируют учебные действия |
Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели |
|
4. Реализация построенного проекта Цели: организовать построение и фиксацию нового знания; способствовать развитию математической речи учащихся |
Организует построение и фиксацию нового знания. Способствует развитию математической речи учащихся |
Давайте представим такую ситуацию. На нашем чудо дереве выросли плоды. Собрали 45 кг и привезли в магазин, за день продали 18 кг. Значит их убавилось. То есть мы получаем математическую задачу 45+ (-18) = 27 Как вы нашли результат суммы? (из большего вычли меньшее) Хорошо. Рассуждаем дальше. На следующий день в магазин приехал оптовик и захотел купить 30 кг. Какое выражение мы получим? 27 + (-30) Сможет магазин продать ему такое количество? А как узнать сколько кг фруктов не хватит? (из 30 отнять 27). А это какой результат? (сколько не хватит) Значит, как мы запишем его (со знаком минус) Сравните внимательно эти две суммы 45+(-18)=27 27+(-30)=-3 Как вы думаете, почему так получилось? Найдите модули всех чисел │45│=45, │-18│=18, │27│=27, │-30│=30 Сравните попарно модули чисел │45│> │-18│ │27│< │-30│ От большего модуля вычтите меньший, что получилось? │45│- │-18│=27 │-30│ - │27│=3 Сравните полученный результат с суммами чисел (в первом случае совпадает, а во втором отличается только знаком) Как вы думаете, почему получились такие результаты? Прочитайте правило сложения чисел с разными знаками в учебнике на странице 180. Применим данное правило для решения примеров. Сначала определяют и записывают знак суммы, а после этого вычисляют разность модулей. В записи ответа знак «+2» обычно не ставят 1)-6+9=+(9-6)=3 2) -15 +10=-(15-10)=-5 3) 2+(-8)=-(8-2)=-6 4)23+(-14)=+(23-14)=9 |
Находят сумму (разность двух чисел), рассуждением – увезли, значит уменьшили – значит нужно отнять Раздумывают как от меньшего числа отнять большее, ведь по аналогии с предыдущим количество фруктов уменьшается Возникает предположение – не хватит, значит другой ответ, значит нужно указать другим знаком – знаком «-» Сравнивают модули Делают вывод Читают правило в учебнике Проговаривают вместе с учителем алгоритм Записывают примеры в тетрадь |
Могут сформулировать правило (алгоритм) сложения чисел с разными знаками. Грамматически верно читают записи сумм, содержащих числа с разными знаками, умеют вычислять и сравнивать модули. |
Регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе полученных данных. |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цели: закрепить новое знание в речи и знаках, зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках. Фиксирует преодоление возникшего затруднения |
Чтобы вы лучше запомнили правила сложения чисел, поэты придумали его в стихотворной форме (ресурсный материал) Работа с учебником: стр.181-182, № 1066, №1067 – с комментированием у доски |
Слушают стихотворение Выполняют задания у доски и в тетрадях |
Умеют складывать числа с разными знаками. Грамматически верно читают записи сумм, содержащих числа с разными знаками |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
6. Самостоятельная работа в форме теста Цели: создать условия для выполнения учащимися теста Выявить пробелы в знаниях учащихся |
Создает условия для выполнения учащимися самостоятельной работы в форме теста Организует проверку. Выявляет пробелы в знаниях учащихся |
Тест «Сложение чисел с разными знаками» (ресурсный материал) На слайде. Внимательное решаете и записываете букву правильного ответа После выполнения учитель открывает правильные ответы, ученики сверяют и ставят себе оценку по приведенным критериям |
Выполняют самостоятельную работу в форме теста, сверяют полученные ответы с правильными, ставят себе оценку |
Знают, как складывать числа с разными знаками, знают что такое модуль. |
Познавательные: уметь использовать знаково – символические средства Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату |
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и оценку учащимися собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Подведем итог работы на уроке. Рефлексия «Ладошка» (ресурсный материал к уроку) Домашнее задание: п.33, №1081, выучить стихотворение о числах |
Отвечают на вопросы. Рассказывают о том, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
Умеют выполнять сложение чисел с разными знаками |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной оценки Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал
Приложение 1.
При сложении двух чисел отрицательных
Надо модули сложить их обязательно
И поставить минус перед суммой,
Только минус, обязательно подумай!
При сложении с разными знаками чисел
Надо меньший из большего модуля вычесть
И поставить того знак числа в результате,
Модуль больше которого, знай, математик.
Н.Зайцева
Приложение 2.
Тест по теме «Сложение чисел с разными знаками»
Вариант 1
Найдите сумму чисел -13.5 +4,3
А) 9,2 Б) - 9,2 В) 17,8
А) -1,18 Б) -24,82 В) 1,18
Найдите сумму чисел -3,4+11,78
А) 8,38 Б) -8,38 В) -15,18
Найдите значение суммы 3,11 +(- 11)
А) 7,89 Б)14,11 В) -7,89
Вычислите: -5,6+19,1
А) 13,5 Б) -13,5 В) -24,7
Вариант 2
Найдите сумму чисел -12,8 + 5,2
А) -7,6 Б) 7,6 В) -18
Найдите сумму чисел -10,4+15,12
А) -4,72 Б) -25,52 В) 4,72
3. Найдите сумму чисел -4,9+13,52
А) -18,42 Б) -8,62 В) 8,62
Найдите значение суммы 6,37 + (-14)
А) 7,63 Б) -7,63 В) 20,37
Вычислите – 6,5 + 17,4
А) 10,9 Б) -10,9 В)-23,9
Приложение 3.
Рефлексия «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Запишите его.
Большой палец – для меня это важно.. (неважно)
Указательный – я получил конкретные рекомендации.. ( я не узнал для себя ничего нового..)
Средний – мне было интересно, легко… (скучно, неинтересно, трудно, не понравилось)
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы …
Мизинец – хочу для себя выяснить …
Используемая литература
Математика 6 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД/авт.-сост. Т.Ю.Дюмина, А.А.Махонина. – Волгоград: Учитель. – 149с.
Математика 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова 2 полугодие/ авт.-сост. М.Г.Гилярова. – Волгоград: Учитель, 2017г. – 221с.
Математика в стихах: сказки, рифмованные правила. 5-11 класс/авт.-сост. О.В.Панишева. Волгоград: Учитель, 2014.
http://boombob.ru/resize.php?id=163626&num=3&width=515&height=410.12514220705
Презентация для урока "Сложение чисел с разными знаками"
PPTX / 872.38 Кб