12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»
8

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил

Цель урока: формирование понятия «равнодействующая сила», нахождение равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой.

Демонстрации. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: научиться понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами; овладеть способностями нахождения равнодействующей двух сил, уметь работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические навыки, самостоятельность в приобретении знаний о равнодействующей двух сил, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения, уметь использовать экспериментальный метод исследования при изучении равнодействующей двух сил, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Общие предметные: применять знания о равнодействующей двух сил при решении задач упражнения; изображать равнодействующую силу графически; овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями при ответах на вопросы по закреплению материала; решать задачи на применение знаний о равнодействующей двух сил, проводить наблюдения с помощью опыта «Нахождение равнодействующей двух сил, действующих на тело в противоположные стороны», анализировать их, делать выводы.

Частные предметные: измерять и рассчитывать по формуле равнодействующую двух сил, овладеть расчетным способом нахождения равнодействующей двух сил.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Презентация к уроку

Ход урока

1.Организационный этап.

2. Повторение изученного материала.

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мне хочется взять слова Радченко Т.И.:

В физике вектор нам задан числом.
“Модуль иначе”, – скажу я потом.
Вектор имеет еще направление.
(Можно и точку найти приложения.)

Для закрепления изученного материала выполним следующее задание:

Изобразите векторы силы тяжести, силы упругости и веса тела на брусок, лежащий на столе, и шарик, подвязанный к нити. 

j1670430375.JPG

3. Этап постановки целей и задач урока

Учитель. Чаще всего в реальной жизни на любое движущееся или покоящееся тело действует не одна сила, а несколько сил. Достаточно вспомнить сказку про репку или басню «Лебедь, Рак да щука».

Попытаемся ответить на вопрос: сможем ли мы в любой ситуации указать, в каком направлении будет двигаться тело под действием нескольких сил?

h1670430416.JPG

Рассмотрим героев сказки «Репка»: репку тянули дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

Вопросы:

1. Как были направлены силы, с которыми герои сказки действовали на репку? (В одну строну.)

2. Чем закончилась сказка? (Репку вытянули.)

3. Почему стало возможным вытянуть репку? (Суммы сил, действующих на репку, оказалось достаточным, чтобы вытянуть репку.)

4. Можно ли заменить одной, силой, все силы, приложенные к телу.

А теперь рассмотрим басню Крылова?

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Вопросы:

1. Почему воз не двигается с места?(Силы направлены в разные стороны.)

2. Что нужно сделать персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей? (Тянуть в одну строну.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите тему урока «Графическое изображение сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил».

4. Изучение нового материала.

Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько сил, называется равнодействующей этих сил.

f1670430456.JPG

Равнодействующая двух сил, действующая на тело в одном направлении.

Если на материальную точку действуют две силы в одном направлении, то их равнодействующая направлена в ту же сторону, а ее модуль равен:

R = F1 + F2

R – равнодействующая сил, действующих на тело; F1 и F2 – силы, действующие на тело. 

Проведем следующий опыт.

Подвешиваем к динамометру по очереди три груза по 100г и указываем, с какой силой растягивает каждый груз пружину. Отмечаем удлинение пружины для каждого груза. Затем заменяем все эти грузы одним, массой 300г., указывая, с какой силой растягивает данный груз пружину.

Обращаем внимание, что эти силы одинаково растягивают пружину.

Сделайте чертёж, с указанием сил; рассчитать равнодействующую сил по формуле и изобразить её графически.

h1670430474.JPG

Равнодействующая двух сил, действующая на тело в противоположные стороны.

Если на материальную точку действуют две силы в одном направлении, то их равнодействующая направлена в ту же сторону, а ее модуль равен:

R = F2 - F1

Проведем следующий опыт.

На столик демонстрационного динамометра устанавливаем груз массой 300г. Указываем, с какой силой действует груз пружину вертикально вниз. Вторым динамометром поднимем груз, прикладывая силу 1Н. Обращаем внимание на показания демонстрационного динамометра.

Изобразим эти силы графически, выполните чертёж, с указанием сил.


5. Закрепления нового материала

Задание. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к телу в точке А?

n1670430525.JPG

Задание. Вернемся к басне Крылова. Определите равнодействующую силу, приложенную к телеге.

m1670430567.JPG

Задание. Какова сила, которая двигает ящик? Если один мальчик тянет его с силой 100Н, а второй толкает с силой 80 Н.

x1670430824.JPG
Задача. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 500 Н, бабка до 100 Н, внучка до 70 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 711 Н?

o1670430634.JPG

Задача. Могут ли силы 5Н и 7Н, приложенные к одному телу, вдоль одной прямой, дать равнодействующую, равную 1Н; 2Н; 5Н; 12Н; 15Н; 0Н.


6. Рефлексия

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?


7.Домашнее задание:

§30,31,  Упражнение 12, 369-372 (ЗЛ)

Литература:

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. – М.:ВАКО, 2012

​​​​​​​2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017.



Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.