Урок алгебры в 7 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель : научиться складывать и вычитать десятичные дроби
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей | Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||||||||
Задачи: повторить изученный материал о десятичных дробях; узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей; научиться выполнять задания на сложение и вычитание десятичных дробей; Проверить свои знания. | |||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
| |||||||||
Формы организации работы: фронтальная, в парах, индивидуальная. | |||||||||
Ресурсы урока: Ноутбук, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, ЦОР, ключ к самостоятельной работе, карточки для рефлексии. | |||||||||
Ход урока |
№ | Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
1 | Мотивация к учебной деятельности(2 мин) Цели: -включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проверка д/з Самопроверка | Приветствует обучающихся, контролирует подготовку рабочих мест. - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. - Какие дроби мы изучаем на уроках? -Какие действия вы умеете выполнять над дес. дроб? Корректирует высказывания учащихся. -Какие числа можно записать в виде десятичной записи? -Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей ПРОВЕРКА ДОМ ЗАДАНИЯ | | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. -Десятичные дроби. -Записывать, сравнивать. -Любое число, знаменатель дробной части которого выражается един с одним или несколькими нулями можно представить в виде десятичной записи. - Чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно уравнять количество знаков после запятой (приписать к одной из них справа нули), затем отбросить запятую, и сравнить два натуральных числа. | Регулятивные: -Организация своего рабочего места. Коммуникативные: -Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | ||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (8мин). Цели: - создать условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование обучающимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения; | Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. (записаны на оборотной стороне доски 1. Разминка 2 На сколько метров пихта выше ивы?(смотреть на слайде) -Что для этого нужно сделать? -Умеете ли вы это делать? -Итак, что же нам сегодня предстоит выяснить на уроке? - тема урока --- Запишите тему урока в тетрадях. Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке ? - что будем делать для того чтобы учиться + и – дес дроби? | 1 Прочитать дроби 1,015; 0,0024:;21,05; 81,3 2 В каком разряде числа 6,325 записана цифра 5? 3 Сравните десятичные дроби 5,089 и 5,1 6, 35 и 0,64 | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.
Применяя правило сравнения десятичных дробей
-Вычитать нет -Нам предстоит складывать и вычитать десятичные дроби. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» -научиться складывать и вычитать десятичные дроби Задачи урока: 1.повторить , что мы знаем о дес. дробях 2найдем способ сл и выч сконструируем правило сложения и вычитания дес. Дроб 3. применять правило слож. и выч. дес дробей при решении заданий 4. проверим свои знания | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: -Умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | ||||||||||||||||
| Построение проекта выхода из затруднения. (5мин) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. | - Ребята, Предлагаю вам найти выход из затруднения. Для этого мы разделимся на группы. на слайде видим блоки алгоритма, проанализируете их и составьте по порядку, а затем сравните его с данным в учебнике. Откройте учебник на с.191. - Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу. - Вместе составим схему действий | Задание 3,7+2,651=? Уравнять количество знаков после запятой. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую Поставить в ответе запятую под запятой | Дети рассаживаются по группам. Составляют алгоритм. Работают с учебником Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий. Комментируют выполнение задания. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. | ||||||||||||||||
V. | Физминутка (1мин) | Проговаривает считалку, показывает упражнение | Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть Или Мы устали чуточку, | Повторяют за учителем | | ||||||||||||||||
| Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.(15 мин) Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; – зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Решим примеры с комментированием (по алгоритму). - Прочитайте задание. - Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму. - Прочитайте задание. - Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. - Попробуем применить алгоритм для выполнения задачи из учебника. Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. Работа в парах -Задание (устно) - Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. - Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам. Ответ: 2, 4, 1, 3 | № 1213 (а,б,в) А) 0,769 + 42,389 Б) 5,8 + 22,191 В)95,381+3,219 № 1214 (а,б,в) А)9,4-7,3 Б)16,78-5,48 В)7,79-3,79 № 1211 1 способ На пальто – 3,2 м На костюм – 2,63 м 3,2 +2,63=5,83м Ответ: 5,83 м 2 способ На пальто – 320 см На костюм – 263 см 320+263=568см Ответ: 583 см Алгоритм Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую Уравнять количество знаков после запятой. Поставить в ответе запятую под запятой Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
| Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. Работают в парах с учебником: решают задачу. Один ученик работает с десятичными дробями, второй –путем перевода к сантиметрам. Осуществляют взаимопроверку, сверяясь с доской Дети, выполнившие задание раньше, могут сделать дополнительное задание. Работа в парах по восстановлению алгоритма. | Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Регулятивные: контроль и коррекция | ||||||||||||||||
| Самостоятельная работа. Самопроверка. (10 мин) Цель: –организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий по новой теме. | Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. - Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно. - Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. Записав в таблице под ответами буквы, то вы прочитаете имя среднеазиатского ученого математика и астронома, который написал книгу под названием «Ключ арифметики» Эта книга о десятичных дробях и о действиях над ними. Он изложил способы умножения и деления десятичных дробей и вошел в историю как ученый, который впервые использовал дробь в вычислениях |
| Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. | ||||||||||||||||
| Домашнее задание. (1мин) Цель: – обсудить и записать домашнее задание. | - Запишите задание Даёт комментарии к домашнему заданию (задание записано на доске) | П 32 правила, № 1255 (а,б,в), 1256 (а,б,в) дополнительное практическое задание: | Записывают домашнее задание. | | ||||||||||||||||
| Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин) Цель: -организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной деятельности на уроке. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) Спасибо за урок. Молодцы! | 1 | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других подобных случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».
(Получится слово «Каши»)
3. В XV веке Самаркандский ученый ал-Каши ввел десятичные дроби и правила вычислений с ними. Эти нововведения оставались неизвестными европейским ученым. (Слайд 8)
В 1584 году (Слайд 9) нидерландский математик и инженер С.Стевин вновь открыл десятичные дроби, т.к. он не был знаком с открытиями ал-Каши. Целые и дробные части десятичных дробей в те времена отделяли нулем или вертикальной палочкой. Например, 3,7 писали: 3(0)7; или писали разными чернилами целую и дробную части.
.