Урок алгебры в 7 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

3
0
Материал опубликован 31 October 2022

Цель : научиться складывать и вычитать десятичные дроби

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.


Задачи:

повторить изученный материал о десятичных дробях;

узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей;

научиться выполнять задания на сложение и вычитание десятичных дробей;

Проверить свои знания.


Планируемые результаты

Личностного развития

Развитие логического и критического мышления

Развитие потребности в самовыражении и самореализации

Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения

Формирование качеств мышления, необходимых для дальнейшего обучения

Метапредметного развития

Формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом

Создать условия для обмена знаниями между учащимися группы

Развивать умение анализировать информацию, представленную в тексте заданий

Предметного развития

Сформировать умения складывать и вычитать десятичные дроби

Сформировать навык записи сложения и вычитания десятичных дробей по разрядам

Продолжить работу по формированию навыков выполнения ранее изученных действия с дробями

Коммуникативного развития

Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве

Устанавливать взаимоотношения со сверстниками

Организовывать и планировать свое сотрудничество со сверстниками, учителем

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Отображать в речи содержание совершаемых действий


Формы организации работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Ресурсы урока: Ноутбук, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, ЦОР, ключ к самостоятельной работе, карточки для рефлексии.

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности(2 мин)

Цели:

-включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Проверка д/з

Самопроверка

Приветствует обучающихся, контролирует подготовку рабочих мест.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания.

- Какие дроби мы изучаем на уроках?

-Какие действия вы умеете выполнять над дес. дроб?

Корректирует высказывания учащихся.

-Какие числа можно записать в виде десятичной записи?

-Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей











ПРОВЕРКА ДОМ ЗАДАНИЯ







Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

-Десятичные дроби.



-Записывать, сравнивать.







-Любое число, знаменатель дробной части которого выражается един с одним или несколькими нулями можно представить в виде десятичной записи.

- Чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно уравнять количество знаков после запятой (приписать к одной из них справа нули), затем отбросить запятую, и сравнить два натуральных числа.


Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2

Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (8мин).

Цели:

- создать условия для выполнения обучающимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование обучающимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;


Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

(записаны на оборотной стороне доски

1. Разминка







2 На сколько метров пихта выше ивы?(смотреть на слайде)

-Что для этого нужно сделать? 

-Умеете ли вы это делать? 

-Итак, что же нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

-

тема урока

---

Запишите тему урока в тетрадях.


Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке ?



- что будем делать для того чтобы учиться + и – дес дроби?





1 Прочитать дроби

1,015; 0,0024:;21,05; 81,3

2 В каком разряде числа 6,325 записана цифра 5?

3 Сравните десятичные дроби

5,089 и 5,1

6, 35 и 0,64








Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.


 


Применяя правило сравнения десятичных дробей

 


-Вычитать







нет


-Нам предстоит складывать и вычитать десятичные дроби.


Тема «Сложение и вычитание

десятичных дробей»

-научиться складывать и вычитать десятичные дроби



Задачи урока:

1.повторить , что мы знаем о дес. дробях

2найдем способ сл и выч сконструируем правило сложения и вычитания дес. Дроб

3. применять правило слож. и выч. дес дробей при решении заданий

4. проверим свои знания

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


Построение проекта выхода из затруднения.

(5мин)

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.



- Ребята, Предлагаю вам найти выход из затруднения. Для этого мы разделимся на группы. на слайде видим блоки алгоритма, проанализируете их и составьте по порядку, а затем сравните его с данным в учебнике.

Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему действий




Задание

3,7+2,651=?

Уравнять количество знаков после запятой.


Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

Поставить в ответе запятую под запятой




Дети рассаживаются по группам. Составляют алгоритм. Работают с учебником





Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Составляют схему действий.


Комментируют выполнение задания.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

V.

Физминутка

(1мин)

Проговаривает считалку, показывает упражнение

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть



Или

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись


Повторяют за учителем



Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.(15 мин)

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

зафиксировать новое знание в речи и знаках;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.



Решим примеры с комментированием (по алгоритму).


- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.


- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.







- Попробуем применить алгоритм для выполнения задачи из учебника.

Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради. Работа в парах





-Задание (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Ответ: 2, 4, 1, 3


1213 (а,б,в)

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

В)95,381+3,219




1214 (а,б,в)

А)9,4-7,3

Б)16,78-5,48

В)7,79-3,79








1211

1 способ

На пальто – 3,2 м

На костюм – 2,63 м

3,2 +2,63=5,83м

Ответ: 5,83 м

2 способ

На пальто – 320 см

На костюм – 263 см

320+263=568см

Ответ: 583 см








Алгоритм

Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

Уравнять количество знаков после запятой.

Поставить в ответе запятую под запятой

Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.



Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.















Работают в парах с учебником: решают задачу. Один ученик работает с десятичными дробями, второй –путем перевода к сантиметрам. Осуществляют взаимопроверку, сверяясь с доской

Дети, выполнившие задание раньше, могут сделать дополнительное задание.







Работа в парах по восстановлению алгоритма.


Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: контроль и коррекция



Самостоятельная работа. Самопроверка. (10 мин)

Цель:

организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий по новой теме.

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.


Записав в таблице под ответами буквы, то вы прочитаете имя среднеазиатского ученого математика и астронома, который написал книгу под названием «Ключ арифметики» Эта книга о десятичных дробях и о действиях над ними. Он изложил способы умножения и деления десятичных дробей и вошел в историю как ученый, который впервые использовал дробь в вычислениях


+

0,6

2,5

1,23

1,4




-

1,3

0,09

0,6

3,9
















Осуществляют самопроверку.

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки.











Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка


Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.



Домашнее задание. (1мин)

Цель:

обсудить и записать домашнее задание.


- Запишите задание


Даёт комментарии к домашнему заданию

(задание записано на доске)

П 32 правила, № 1255 (а,б,в), 1256 (а,б,в) дополнительное практическое задание:



Записывают домашнее задание.




Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной деятельности на уроке.


Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

Спасибо за урок. Молодцы!


1


Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других подобных случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

(Получится слово «Каши»)

3. В XV веке Самаркандский ученый ал-Каши ввел десятичные дроби и правила вычислений с ними. Эти нововведения оставались неизвестными европейским ученым. (Слайд 8)

В 1584 году (Слайд 9) нидерландский математик и инженер С.Стевин вновь открыл десятичные дроби, т.к. он не был знаком с открытиями ал-Каши. Целые и дробные части десятичных дробей в те времена отделяли нулем или вертикальной палочкой. Например, 3,7 писали: 3(0)7; t1667206576aa.gif или писали разными чернилами целую и дробную части.

.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации