Урок по математике в 5 классе на тему «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока.
Учитель: Дружинина Надежда Николаевна.
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Дидактическая цель урока: Сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Образовательная цель: Обеспечить усвоение учащимися правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Развивающая цель: Сформировать умение обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся умение слушать и вступать в диалог; развитие познавательного интереса.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.
Планируемый результат обучения
Предметные: Вывести алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться применять эти умения при решении учебных задач.
Метапредметные УУД:
Познавательные : сформировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; сформировать умение решать учебные задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении учебных задач.
Регулятивные: понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Коммуникативные : умение слушать , выражать свои мысли, вступать в диалог.
Личностные: сформировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Образовательная среда урока: интерактивное оборудование, учебник по математике, раздаточный материал, доска, http://school-collektion.edu.ru
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, личностные. |
||||
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель: Вы проверьте-ка, ребятки, На столе-то, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнем урок, Не теряя время, – в срок! На места все тихо сядем, Не нарушив тишину, Ну, а я, совместно с вами, наш урок сейчас начну. |
Включаются в деловой ритм урока. |
Прогнозирование видов своей деятельности |
||
2 |
Актуализация знаний |
Организует выполнение устных упражнений. Задает учащимся наводящие вопросы. Учитель: Какая часть квадрата закрашена на рисунках? (слайд 2)/data/files/h1547048990.ppt (презентация) Как называются эти числа? Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы вставьте хором пропущенные слова.(слайд 3) Каждый может за версту Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать обыкновенные дроби. А сейчас займемся повторением. За каждый этап урока поставим себе оценки. (приложение1) Работа по карточкам у доски. Устный счет (слайды 4-6) Как называется: Заполним 1 пункт листа самооценки. Проверка заданий у доски. |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Заполняют 1 пункт листа самооценки. |
Поиск и выделение необходимой информации |
Постановка цели учебной задачи |
Умение слушать и вступать в диалог. |
3-4 |
Целеполагание, мотивация. Открытие нового знания |
Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.
На доске круги разделённые на 4,6 частей; у учащихся такой же раздаточный материал (слайд 8) Вместе с учащимися определяет и цель урока. |
Проводят исследования по заданному алгоритму в группах. Представляют свои исследования, выводы. Коллективно приходят к единому мнению. Определяют тему и цель урока. Формулируют правила, сверяют с текстом учебника. |
Самостоятельное выведение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формулировка учебной цели. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что неизвестно, учитывая ориентиры действия в новом учебном задании. |
Построение речевых высказываний. Умение слушать, вступать в диалог |
5 |
Осознание и осмысление |
Корректирует работу учащихся в группах. Помогает учащимся наводящими вопросами, уделяя особое внимание слабым учащимся Учитель: Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей? На доске (слайд №9) нарисованы фигуры. Задание 1. (Слайд №5) -Давайте сделаем вывод. Буквенная запись правила. (слайд №10) Задача: (слайд №11) Кот Леопольд разрезал торт на 17 долей. На тарелку положил 11 долей, а потом 9 долей съели мышата. Какая часть торта осталась на тарелке? Каким действием можно записать решение это задачи? -Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Буквенная запись правила. (слайд №12) Заполним 2 пункт листа самооценки. |
Нет, надо знать правило сложения и вычитания. Решают примеры в в группах- парах. Демонстрируют свое решение, проговаривая правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Задают друг другу вопросы. Заполняют 2 пункт листа самооценки. |
Выделение и формулировка познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем |
Физкультминутка |
Слайд 13 Все ребята дружно встали И на месте зашагали, На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись, Как пружинки мы присели И тихонько вместе сели. |
|||||
6 |
Первичное закрепление |
1. Дает задание из учебника № 743. Организует работу у доски. Примеры (1,3,5) 2. №745(1,2) 3.№747. Заполним 3 пункт листа самооценки.
|
Один учащийся выполняет и комментирует задание у доски, остальные работают на местах. Заполняют 3 пункт листа самооценки. |
Выделение и формулировка познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
7 |
Самостоятельная работа |
Дает задание. Организует работу в парах. Карточки:/data/files/x1547049254.docx (3) I Вариант II Вариант 1. 2. 3. 4. 5. (Приложение - 3) (Слайд 14) |
Самостоятельно выполняют задание в тетрадях, производят взаимопроверку, обсуждают результаты Заполняют пункт листа самооценки. |
|||
Как часто в жизни используются дроби? Доклад 2 ученика (Приложение1)/data/files/m1547048830.doc (приложение 1)/data/files/z1547049208.docx (применение дробей) |
||||||
Игровое задание |
Учитель: Теперь опять поиграем и выясним, как вы поняли, как вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть Для каждого примера будет дано 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте. |
|||||
8 |
Рефлексия |
Формулирует вопросы, выводы. Проводит рефлексию. Задает вопросы: (слайд 15) Какую тему мы сегодня изучали? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены ? Нарисуйте смайлик (слайд 16) Если вы считаете, что усвоили тему урока Если вы считаете, что не достаточно усвоили тему урока Если вы считаете, что не поняли тему урока Собирает листы с таблицей, выставляет оценки |
Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу на уроке |
Оценивать собственную деятельность на уроке |
||
9 |
Домашнее задание |
Формулирует домашнее задание. Дает пояснения по его выполнению. Домашнее задание: (слайд 17) 430 (задача) «5» |
Записывают домашнее задание в дневник. |