МАТЕМАТИКА 5 класс
Тема урока: Вычитание смешанных чисел.
Цели:
обеспечить условия для овладения алгоритмом вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность; применять алгоритмы при решении примеров.
создать условия для развития ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, компетентности саморазвития.
воспитывать культуру умственного труда.
Этапы урока |
Виды деятельности |
|
Актуализация опорных знаний. Мотивация. |
Цель: развивать самостоятельность мышления, развивать внимание, умение анализировать. Результативность: формирование познавательной компетентности |
1) Назовите подходящие числители дробей в правой части равенства: 31/7 =2*/7; 52/3 = 4*/3; 84/5 = 7*/5. 2) Найдите ошибки в решении примеров, объясните их: 57/9 + 22/9 = 79/9; 34/5 + 43/5 = 77/5; Кто-то здесь похозяйничал, стер дробь. Не могли бы вы назвать это число? 43/5 + * = 61/5. Как можно найти искомое число? (Вычитанием). Как вы думаете, на какой вопрос урока мы должны будем ответить? (Как вычитать смешанные числа?) Сформулируйте тему урока. (Вычитание смешанных чисел). Сформулируйте цель сегодняшнего урока. |
Изучение нового материала |
Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование исследовательской компетентности Цель: учить обрабатывать информацию, уметь делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности Цель: отрабатывать умения работать в группе Результативность: формирование коммуникативной компетентности |
Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Задание 1. Выполни вычитание по указанному алгоритму: 93/7 - 5. Из целой части числа вычесть целое число. К оставшейся целой части прибавить дробную часть. Сформулировать правило вычитания из смешанного числа натурального числа. Подготовить отчет группы. Задание 2. Выполните вычитание по указанному алгоритму: 57/9 – 4/9. Из дроби вычесть дробь. Выполнить сложение целого числа с получившейся дробью. Сформулиуйте правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого. Подготовьте отчет группы. Задание 3. Выполните вычитание по указанному алгоритму: 87/11 – 34/11. Из целого числа вычесть целое число. Из дроби вычесть дробь. К оставшемуся целому числу прибавить оставшуюся дробь. Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. Подготовьте отчет группы. Задание 4. Выполните вычитание по указанному алгоритму: 7 – 5/8. У целого числа занять единицу и раздробить ее в доли вычитаемого. Из неправильной дроби вычитается дробь (вычитаемого). Получившийся остаток дроби прибавляется к остатку целого числа. Сформулируйте правило вычитания дроби из целого числа. Подготовьте отчет группы. Задание 5. Выполните вычитание по указанному алгоритму: 92/7 – 34/7. У целого числа занять единицу и единицу вместе с дробью обратить в неправильную дробь. Из получившейся неправильной дроби вычесть дробь (вычитаемого). К оставшемуся целому числу прибавить оставшуюся дробь. Сфомулируйте правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого меньше дроби вычитаемого. |
Цель: отрабатывать умения представлять результаты своей работы. Результативность: формирование компетенций коммуникативной и саморазвития. |
Отчеты групп (запись решения на доске) |
|
Цель: развивать умения анализировать и делать выводы Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности |
Мы рассмотрели различные правила вычитания. Что общего у них? (Отдельно вычитаются целые части и дробные части). |
|
Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков Рефлексия |
Цель: закрепить знания, отработать умения решать задания 1 уровня. Результативность: формирование компетентности саморазвития |
Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой. Решение заданий: Выполните вычитание:
Найдите корни уравнения: х + = 7 у - = 8 |
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование самообразовательной, социальной компетентности |
Решите примеры и расшифруйте фамилию греческого монаха, ученого-математика, который в XIII веке ввел название “числитель” и “знаменатель”: П 133/11 – 9; |
|
Цель: учить детей анализировать свои достижения. Результативность: формирование компетенции |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие из предложенных вам случаев вызвали наибольшие затруднения? Оцените свой успех на сегодняшнем уроке. |
|
Домашнее задание |
Составьте задачу по выражению: 6 - 4 - |