Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
Ф.И.О. учителя | Битиева Фатима Яковлевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
УМК Учебник | Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 205 с. : ил. |
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. |
Тип урока | Изучение нового. |
Цель урока: | Обучающие: углубить знания о сложноподчинённом предложении; развивать навыки владения структурой сложного предложения, в том числе сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными, определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения. Применять полученные на уроке знания на ГИА. Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение формулировать проблему. Воспитательные: воспитание любви к чтению, любви к окружающему миру. |
Предметные результаты | Знать и уметь определятьвиды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. |
Метапредметные результаты | Умение определять цель учебной деятельности, слушать собесдника, формулировать собственное мнение и позицию. |
Личностные результаты | Способность к самооценке на основании критерия успешности учебной деятельности;уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. |
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку» (слайд 1). | Готовят своё рабочее место.Настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку. | Эмоциональный настрой на урок. |
Орфографическая разминка. Цель: включение в учебную деятельность. | Проводит словарную работу: (Задание: напишите слова: взмолиться о пощаде, сдать экзамен, рассчитать время, сберечь здоровье, сжатый воздух, расписание уроков, рассвет в лесу, взгляд исподлобья, бесполезные поступки, здание школы, расцвет культуры, на месте сгиба, точный расчёт, взмолиться о пощаде, низвергающийся водопад, сбить с ног. Организует проверку словарных слов: -Выполните взаимопроверку по «ключу» на слайде (слайд 2) и предложенным критериям. Организует проверку ранее изученного материала: Составьте с продиктованными словами два сложноподчинённых предложения с разными по типу придаточными. Ответьте на вопросы: Какое предложение называется сложным? Какое предложение называется сложноподчинённым? Какие типы придаточных вы знаете? | Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку по «ключу», объясняют правописание приставок, оценивают работу по критериям: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 ошибок – «2». Составляют предложения, отвечают на вопросы. | Сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция. Осуществление самопроверки. Повторение ранее изученных сведений. Проявление позитивного отношения к другим и готовность к сотрудничеству. |
Целеполагание (постановка темы и цели урока). Актуализация знаний (определение границ: знание-незнание) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Создаёт условия для внутренней потребности (мотивации) включения в учебный процесс, подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы и целей урока. Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений(что общего между простым предложением, осложнённым однородными членами и сложным предложением с однородным соподчинением) - (слайд 3). На слайде: 1. Добрый человек помнит свои грехи и забывает про своё добро. 2. И ум, и красота, и сила блекнут перед сердечной добротой. 3. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? 4.Искусство создаёт хороших людей, формирует душу. Организует проверку ранее изученного материала: - Чем похожи эти предложения? Что такое однородные члены предложения? Вспомните признаки однородности (выражаются одной частью речи, отвечают на один вопрос, присоединяются к одному и тому же слову), объясните постановку знаков препинания. Что означает термин «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных»? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Взаимодействуют с учителем, слушают вопросы, отвечают на них, формулируют тему и цель урока, контролируют правильность ответов других обучающихся. Участвуют в совместном диалоге с учителем и учениками. Строят цепочки рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют тему | Обобщение материала, структурирование знаний по теме, умение слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, правильное выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической речью. |
Открытие новых знаний (исследование) | Организует исследовательскую деятельность учащихся по выявлению способов решения учебной задачи. - Сверьте с материалом учебника, правильно ли вы дали определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных». Организует обсуждение результатов исследования. | Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы (определение термина «сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных», сверяют с образцом в учебнике. Проговаривают правило в парах.Записывают теоретический материал в тетрадь-справочник. | Поиск необходимой информации, умение строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность. Умение определять цель учебной деятельности, владение диалоговой формой речи при работе в парах, умение формулировать собственное мнение и полно выражать свои мысли, сохранение мотивации, саморегуляция, умение слушать, выдвигать версии |
Восприятие и первичное осознание нового. Цель: фиксация имеющихся знаний, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях. Рефлексия на данном этапе. | Организует работу учащихся по овладению способами деятельности. Предлагает разделиться на 5 групп, выбрать консультантов, которые будут фиксировать результаты работы. Задаёт вопросы: В чём отличие основных видов связи в СПП? Что необходимо сделать, чтобы правильно определить, где поставить знаки препинания в СПП? Чем выражаются в СПП смысловые отношения между простыми предложениями на письме и в устной речи? Ребята, перед вами карточки с заданиями. Выполните их сначала самостоятельно, а затем обсудите в группах и выберите общее решение. Консультанты, прочтите получившиеся предложения со знаками препинания, объясните их, проверьте по эталону на слайде. (слайд 4) 1. А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая берёза. 2. Разбудили его на рассвете, когда началось построение войска и кто-то заметил на стёжке его длинные ноги. 3. У нас были с ним многолетние тяжбы, потому что мы использовали школьный двор для футбола, а он нас гнал. 4. Была ночь, когда я вышел из дома, где только что читал написанный мною рассказ. 5. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. Что вам дал этот вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились? | Объединяются в группы, в каждой выбирают своего консультанта. Отвечают на вопросы. Повторяют теоретические сведения по теме. Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод. Высказывают своё мнение, делают вывод. | Выполнение заданий, работа по алгоритму, учебное взаимодействие Осуществление пошагового и итогового контроля, определение степени успешности своей работы и работы других людей. Отстаивание своей точки зрения, оценивание усваиваемого содержания. Умение формулировать собственное мнение, точно выражать свои мысли. |
Динамическая пауза. (физминутка) | | Ученики выполняют физ. упражнения.. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует рефлексию учебной деятельности: -Какую цель мы поставили в начале урока?Мы достигли цели урока? - Мы можем теперь дать определение однородному и неоднородному подчинению придаточных? Последовательному подчинению? Как ставятся знаки препинания в СПП с однородным соподчинением, если придаточные соединяются сочинительными союзами? В каком случае между однородными придаточными предложениями ставится точка с запятой? -Какова тема сегодняшнего урока? - Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? - Какое значение имеют для вас полученные знания? - Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом | Осуществляют рефлексию. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу на уроке. | Определение степени успешности своей работы и работы других людей в соответствии с поставленной целью. Умение слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме. Умениеобъективно оценивать себя. |
Домашнее задание | Предлагает выбрать домашнее задание(слайд 6): Выучить теоретический материал в п. учебника и тетради-справочнике для подготовки к ОГЭ.На сайте ФИПИ в разделе «Грамматика и синтаксис» «Открытого банка данных» выбрать 8 сложноподчинённых предложений с разными видами соподчинения. Графически обосновать свой выбор. | Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания. | Понимание значения и смысла обучения, оцениваниесвоих индивидуальных возможностей |
Селиванова Галина Геннадьевна