12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдрашитова Гульнара Рауфовна49
Россия, Самарская обл., Тольятти

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, в детских садах они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как ухудшение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка.

Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления[4]

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении. Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. [1,с.21]

Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т.п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т.п. В старшем дошкольном возрасте у них отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР. [2,с.203]

Воспитатели групп детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание, учитывая вышесказанное, в работе воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим. Учитывая то, что для введения в самостоятельную речь слова ребенку необходимо не только многократно услышать новое слово, но и от 20 до 100 раз ( в зависимости от степени и специфики речевого дефекта и особенностей протекания психических процессов) повторить новое слово, воспитателю необходимо добиваться многократного повторения новых слов каждым ребенком. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

-         непрерывный контроль за речью каждого ребенка,

-         неукоснительное соблюдение требований логопеда,

-         исправление речевых ошибок каждого ребенка,

-         работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,

-         отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов,

-         систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.            [1,с.63]

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,

- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,

- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,

- совершенствование словесно-логического мышления,

- развитие артикуляционной и мелкой моторики. [2,с.123]

Занимаясь с ребенком важно помнить, что проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Педагог не должен пропускать ни одной фонетической ошибки в речи детей. Речевой материал следует проговаривать громко, четко, постепенно добиваясь правильности.

Занятия по развитию речи в логопедической группе существенно отличается от аналогичных занятий в массовом детском саду. Все виды работ на занятиях по развитию речи проводятся в рамках 3 – 4 лексических тем. Виды работ планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Нецелесообразно в начале обучения требовать пересказов объемных текстов, составления рассказов-описаний. Начинать нужно с рассматривания объектов, картин, пересказов коротких текстов. Не проводится коллективное заучивание стихов из-за неправильного звукопроизношения. Требуется и уточнение значительно большего количества понятий. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.

Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т.д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Особое внимание уделяется работе с родителями. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления материала, который записан в тетради, так как необходимо овладение этими знаниями, чтобы продвинуться дальше.

Другая специфическая форма работы – собрания и открытые занятия. Полезно объединять эти формы работы. На собраниях целесообразно проводить небольшие консультации для родителей, которые должны быть короткими, четкими, с конкретным необходимым для родителей материалом.[3,с.23]


Список литературы:

1.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. /Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.

2.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2007.

4.Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. –СПБ. : Каро, 2005. – 176 с.- (Коррекционная педагогика)

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 13.12.20 в 00:09 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Шабанова Алёна, 13.12.20 в 04:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, всё правильно написали. Подскажите, а у Вас ещё есть логопедические группы? У нас такого уже нет, только комбинированной направленности, там воспитателю не доплачивают, отпуск не увеличен и они не желают проводить коррекционный час и следить за речью детей, как было раньше и я их прекрасно понимаю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.