Статья на тему «Работа с детьми с ОВЗ на уроке литературного чтения»
Литературное чтение формирует общеобразовательный навык чтения, и умение работать с текстом и способствует общему развитию ребенка. Чтение художественных произведений создает прочный фундамент для развития нравственности.
Становление навыка чтения у детей с ОВЗ осуществляется более медленными темпами, в сравнении с учащимися, не имеющими задержки в развитии. Для учащихся с ОВЗ характерны слабость внимания, памяти, недостаточность подвижности и темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Часто наблюдаются речевые нарушения, отсутствие мотивации, минимальный запас представлений об окружающем мире. Все вышеперечисленное не позволяет в полной мере осознавать прочитанное. Вследствие чего для учащихся с нарушением в общем развитии наиболее трудными и неинтересными оказываются русский язык и литературное чтение. Основная задача для учителя повысить интерес к чтению у учащихся.
В процесс развития навыка чтения вводятся специальные тренировочные упражнения. Выполняются данные упражнения индивидуально, по группам, коллективно и занимают на уроке 5-7 минут.
Упражнения на развитие зрительного восприятия
У детей с ОВЗ чаще встречаются нарушения восприятия объектов и ситуаций, чем у детей, не имеющих задержки в развитии. Упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, развивают зрительную память и слуховую ориентацию, способствуют концентрации внимания.
"Кто больше увидит" — необходимо внимательно рассмотреть картинку, назвать всех животных (птиц, людей разных профессий), которых удалось увидеть.
"Найди лишнее" — какая буква лишняя: у, п, о, а, и; какой слог лишний: то, но, ры, со.
Во время динамических пауз можно использовать дидактические игры на развитие зрительного восприятия.
"Буковки" — на заранее подготовленных карточках напечатаны несколько рядов букв алфавита, произвольно расположенных. Необходимо найти и подчеркнуть (или обвести) карандашом, например, все буквы О.
Упражнения на развитие основы речевой системы — фонематического слуха
Для благоприятного овладения устной речью, письмом и чтением используют фонетические зарядки. Не лишним будет использование чистоговорок во время динамических пауз. Для усложнения задачи обращаемся к скороговоркам.
Тема фонетических зарядок не должна меняться в течение, например, недели и повторяется на протяжении четверти. Тогда будет выполняться задача закрепления сформированного произносительного звука.
В процессе развития фонематического слуха обязательно включаем статические и динамические артикуляционные упражнения.
Упражнения на развитие дикции и артикуляционного аппарата
Используя упражнения на развитие артикуляционного аппарата и дикции, учитель ставит перед собой задачу — научить детей внятно и четко произносить слова, отчетливо выговаривать звуки речи.
В данном случае эффективна работа со скороговорками, чистоговорками, считалками, загадками и пословицами. Скороговорки и чистоговорки учат правильному произношению и формируют умение убыстрять темп чтения.
В темпе скороговорки можно читать и отрывки текста. В данном случае снижается требование к выразительности чтения, но повышается требование к отчетливому прочтению окончаний слов.
Прочитанные и осмысленные учениками фрагменты текста перечитываются шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, четко и быстро.
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации)
Упражнения, направленные на развитие антиципации, используются для дальнейшего осмысления текста, осознания содержания прочитанного. Примеры упражнений: чтение предложений текста с пропущенными окончаниями; чтение текста через слово; восстанови слово (н - - а: нога, нора, ноша).
Упражнения на развитие оперативной памяти
Часто можно наблюдать: ребенок читает предложение из 6-8 слов, дойдя до середины, забывает первое. Возникает сложность связать все слова воедино, понять смысл прочитанного. Происходит торможение в развитии техники чтения. В данном случае необходимо развивать оперативную память. Происходит это благодаря использованию зрительных диктантов (методика И. Т. Федоренко).
Для стимулирования учащихся используется прием самозамера техники чтения, который проводится в конце каждого урока чтения. Дети читают текст в течение минуты и фиксируют результат, который в конце недели самостоятельно оценивается. Такой прием повышает интерес к чтению.
Не менее важными являются психологические упражнения, направленные на расслабление и снятие напряжения общей мускулатуры. Учитель дает команду читающим ученикам: "Расслабиться!". Дети закрывают глаза, укладывают на колени руки с разжатыми пальцами, откидывают корпус на спинку стула и опускают голову. В полной тишине упражнение длится 20–30 секунд. Командой "Поза" период расслабления прерывается. Ученики принимают правильную позицию читающего и продолжают чтение.
Необходимо помнить, что работа над становлением навыка чтения — долгая и кропотливая. Временные неудачи и срывы не должны пугать ни учителя, ни учащихся.