Статья Смарт-панель — моя палочка-выручалочка в организации деятельности детей с ОВЗ»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Захаренкова Елена Владимировна, воспитатель ГОУ РК СКШИ №4 г. Сыктывкара
Смарт-панель – моя палочка-выручалочка в организации деятельности детей с ОВЗ (из опыта работы)
Я работаю воспитателем в школе-интернате с детьми с нарушением слуха. Зрительный канал восприятия информации является главным для этой категории детей. А слухо-зрительная основа является основополагающим принципом организации работы.
С начала 2021/22 учебного года в нашем классе установили смарт-панель, которая стала палочкой-выручалочкой в моей работе. Не верите? Смотрите на схему:
Моя палочка-выручалочка устремлена от плашки с надписью «СМАРТ-ПАНЕЛЬ» к 10 кружочкам. Давайте узнаем, что спряталось за этими цифрами. В таблице 1 представлено использование смарт-панели, как палочки-выручалочки. Второй столбец таблицы указывает на имеющуюся проблему, третий – на подход к ее решению, четвертый описывает инструментарий программы SMART Notebook, а пятый показывает место применения в педагогическом процессе.
Таблица 1. Использование смарт-панели, как палочки-выручалочки
№ | Проблема | Подход | Решение (интерактивный прием или упражнение SmartLab программы SMART Notebook) | Режимный момент |
1 | Низкий уровень познавательной активности | Активизация познавательной деятельности интерактивным приемом | «Путь деградации помещика»: прием временного скрытия информации («затемнение экрана») | Внеклассное чтение |
2 | Трудности коммуникативного взаимодействия | Проблемно-диалогический подход к решению поставленной задачи | Дидактическая речевая игра «Домики» (прием «утилита множественного клонирования») | Внеурочная деятельность |
3 | Нереализованный потенциал передачи знаний, умений, интересов | Технология уровневой дифференциации | Наставничество. Игра «Что не так?» (прием временного скрытия информации («затемнение экрана») | Внеурочная деятельность |
Продолжение таблицы 1.
4 | Ковидные ограничения на посещение культурных и социальных объектов | Организация виртуальной экскурсии по Республике Коми | «Экскурсионный тур по Республике Коми». Использование инструментов: интерактивный объект «юла», прием «использования фона и порядка объектов», «прием временного скрытия информации («затемнение экрана»), «утилита множественного клонирования», внедрение ссылок | Воспитательское занятие |
5 | Проблема удержания в памяти слухового образа слова | Технология развития слухового восприятия | Использование «конструктора занятий» и добавление анимации и звуков к объектам в упражнении «Птицы перелетные, зимующие» | Внеурочная деятельность |
6 | Снижение учебной мотивации в подростковом возрасте | Игровые технологии | Перенос настольно-печатной игры «Шаги к успеху» на экран смарт-панели, использование интерактивного объекта «игральные кости» | Внеурочная деятельность |
Продолжение таблицы 1.
7 | Поиск информации, ее переработка, умение применять в жизни | Информационные технологии | Использование различных упражнений SmartLab: «Суперсортировка» (реверс или аверс); «Заполните пропуски» (происхождение слова «рубль»); «Игровоу шоу»; «Открытие подписей» (признаки подлинности банкнот); Суперсортировка» (что можно и нельзя купить за деньги); «Перевороты» (финансовые ребусы) и др. | Воспитательское занятие (основная часть, этап постановки проблемы; этап закрепления знаний, проверки усвоенных знаний) |
8 | Выраженное стремление опираться в процессе усвоения новой учебной информации на эмпирическое восприятие материала | Технология (элементы) проблемного обучения | «Я как личность»: прием «использования фона и порядка объектов» | Воспитательское занятие (этап постановки проблемы и поиска выхода решения) |
Продолжение таблицы 1.
9 | Необходимость обобщения классных дел | Технология социальных проектов | Инструменты рисования для создания образа класса при написании «Книги класса» | Внеурочная деятельность |
10 | Необходимость найти нужную информацию для выполнения домашнего задания | Технология (элементы) проблемного обучения | Ввод текста на клавиатуре. Использование смарт-панели в качестве средства поиска нужной информации | Самоподготовка |
Поясню содержание таблицы 1. В упражнении «Путь деградации помещика» на закрепление знаний для последующей записи в читательском дневнике использован прием временного скрытия информации («затемнение экрана»). В левом столбце даются эпизоды из сказки, которые определенным образом характеризуют помещика. Открывая правый столбец, обучающиеся имеют возможность проверить свои ответы (рис.1). После разбора всей сказки в целом они записывают в читательский дневник аналитический разбор характеристики действий помещика. Данный подход позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся с нарушенным слухом.
Рис.1. Упражнение «Путь деградации помещика»
В повседневной жизни школы-интерната создаются трудности коммуникативного взаимодействия. И здесь тоже на выручку приходит смарт-панель. Предлагаю обучающимся поиграть и составить из слов «Домики». Правила игры простые: нужно заполнить пустые домики (четыре слова, состоящие из 6 букв) произвольными словами-существительными. Можно выполнять самостоятельно либо принимать помощь других участников игры. На рисунке 2 показаны: 1) экран с шестью пока еще пустыми «домиками», 2) фотография момента заполнения обучающимися и 3) готовые «домики».
Рис.2. Процесс заполнения «домиков»
Причем менять слова в ячейках таблицы очень просто: достаточно по-новому перетащить туда буквы для вновь придуманного слова. Вот такая вот хитрость приема «утилита множественного клонирования» в соединении со свойствами таблицы в программе SMART Notebook. Использование этого приема демонстрирует проблемно-диалогический подход к решению поставленной задачи.
В этом учебном году обучающиеся моего класса активно осваивали роль наставников, а именно помогали малышам (обучающимся начального звена). Ведь они уже в шестом классе! И могут уже учить и помогать малышам. Одной из форм наставничества была организация игр с использованием смарт-панели. Рисунок 3 показывает: вверху слева экран с разными видами жилища, расстановку которых надо запомнить; вверху справа жилища, которые надо было запомнить, закрываются шторкой, но открываются эти же виды жилища с другой расстановкой; внизу слева учащиеся проверяют свои ошибки; внизу справа исправляют свои ошибки.
Рис.3. Игра «Что не так?». Фрагменты наставничества (игровой формы с использованием интерактивности смарт-панели)
Это игровое упражнение показывает применение технологии уровневой дифференциации. Подобные игровые ситуации создавались с геометрическими фигурами, животными и другими объектами.
Ковидные ограничения на посещение культурных и социальных объектов внесли коррективы и в мой план воспитательских занятий. Вместо посещения музеев была организована виртуальная экскурсия по Республике Коми «Экскурсионный тур по Республике Коми». Использовались следующие инструменты: интерактивный объект «юла», прием «использования фона и порядка объектов», «прием временного скрытия информации («затемнение экрана»), «утилита множественного клонирования», внедрение ссылок на страницу в презентации и на страницу в интернете. Подробную разработку этого воспитательского занятия можно посмотреть здесь. Презентацию, выполненную в программе SMART Notebook можно скачать и посмотреть здесь. На рисунке 4 представлены фрагменты с этого воспитательского занятия.
Рис. 4. Фрагменты проведения занятия «Экскурсионный тур по Республике Коми»
Технология развития слухового восприятия позволяет удерживать в памяти обучающихся слуховые образы слова. Использование «конструктора занятий» и добавление анимации и звуков к объектам в упражнении «Птицы перелетные, зимующие» показано на рисунке 5. К каждому объекту птиц вложен звук ее звучания. Можно даже на этом этапе создания игрового упражнения предложить отгадать по звучанию, кто так поет? Игрок поворачивается спиной к экрану. Другой участник игры кликает на изображение журавля, воробья, кукушки, дятла и др. Игрок должен отгадать по звучанию птицу. Но на экране есть еще картинка перелетных птиц и картинка кормушки, которая является условным изображением зимующих птиц. Основная игровая задача – определение птицы перелетной и зимующей. Если изображение, например, журавля перетащить к объекту «кормушка», то с ним ничего не случится. А если перетащить к другому объекту «перелетные птицы», то оно исчезнет. Такой интерактив случается потому, что с помощью «конструктора занятий» определены картинки нужных птиц, к которым добавлена анимация исчезновения. Картинка с изображением перелетных птиц будет принимать объекты «журавль», «трясогузка», «кукушка», «дрозд», «грач» и отклонять другие. А картинка кормушки будет, соответственно, принимать объекты «воробей», «снегирь», «клест», «дятел» и отклонять все оставшиеся.
Рис. 5. Интерфейс задания «Птицы перелетные и зимующие»
Но на этом волшебные свойства смарт-панели, как палочки-выручалочки не заканчиваются.
Зачастую учебная мотивация в подростковом возрасте снижается, главным становится общение со сверстниками. А настольные игры могут приобрести новый смысл. Обычный игровой кубик в настольно-печатных играх может заменить интерактивный объект «игральные кости». Рисунок 6 фиксирует фрагмент финансовой игры «Шаги к успеху». Правила игры как в обычной игре-бродилке. Но в содержании передвижения с помощью фишек «рубль» содержатся ситуации разумного расходования денег: «копилка», «кафе», «развлечения», «доход без вложений», «покупка коровы», «покупка квартиры», «магазин», «премия», «отпуск», «платежи ЖКХ».
Рис. 6. Фрагмент финансовой игры «Шаги к успеху»
Зачастую возникают ситуации поиска информации, ее переработки, умение применять в жизни. Освоение работы со смарт-панелью демонстрирует освоение информационной технологией. В инструментах программы SMART Notebook заложены различные упражнения SmartLab: «Суперсортировка»; «Заполните пропуски»; «Игровоу шоу»; «Открытие подписей»; Суперсортировка»; «Перевороты» и др. Включение этих упражнений в любую часть воспитательского занятия (этап мотивировки, основную часть, этап постановки проблемы, этап закрепления знаний, проверки усвоенных знаний) делает воспитательно-образовательный процесс уникальным и неповторимым (рис.7). Углубленное знакомство с практикумом «В пути к финансовой грамотности» возможно при переходе по ссылке.
Рис. 7. Фрагменты выполнения заданий SmartLab
Выраженное стремление опираться в процессе усвоения новой учебной информации на эмпирическое восприятие материала позволило мне сконструировать воспитательское занятие «Я как личность» с опорой на технологию (элементы) проблемного обучения. Во время этапа постановки проблемы и поиска выхода решения был использован прием «фон и порядок объектов» (рис.8). По мере того как подростки давали ответы, сиреневая плашка (сиреневый прямоугольник) тянулся вниз, открывая возможные ответы.
Рис. 8. «Я как личность»: прием «использования фона и порядка объектов»
В течение 2021-2022 учебного года нами создавалась «Книга класса», в которой мы обобщали свои классные дела (технология социальных проектов). Инструменты рисования смарт-панели для создания образа класса понадобились нам для вступительной части нашей «Книги класса» (рис. 9).
Рис. 9. Инструменты рисования смарт-панели для создания образа класса
Поскольку наша смарт-панель работает и как ноутбук, то можно использовать ее при поиске нужной информации для выполнения домашнего задания. В этом случае при вводе текста в поисковиках выходит клавиатура. Она позволяет набрать ключевые слова для поиска информации.
Вот мы и узнали, что спряталось под 10 кружочками с цифрами. Пришло время перефразировать концовку сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»: «Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» Можно с уверенностью заключить: «Смарт-панель – моя палочка-выручалочка, надо только умело ее применить!»
Информационные источники:
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена
Татьяна
Елена
Легоцкая Вера Сергеевна
Фоминова Елена Владимировна