Смысловое чтение на уроках математики
«Смысловое чтение на уроках математики»
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Поэтому на каждом уроке любого школьного предмета должна проводиться работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, позволяющее использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач; общение с художественной, познавательной и другой книгой.
Как научить детей эффективно читать тексты на уроках математики? Какие приёмы формирования правильной читательской деятельности можно применять на уроках математики?
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Выделяют три этапа развития смыслового чтения.
1 этап - Работа до чтения
На этом этапе необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том. что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определённых знаний. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знании, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте, поставить цель к изучению нового. Основной приём, который учитель может использовать на этом этапе работы — это приём «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том. что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом записывает высказывания учеников на доску, чтобы в конце урока проверить, верны или нет были выдвинутые ими гипотезы.
Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять- доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно — исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
В начале урока можно предложить игру «Найди!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.
Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тем.
В ящике стола лежит 7 синих и 8 чёрных ручек. Выберите верные утверждения и запишите в ответе их номера.
1) Среди любых 7 ручек обязательно будет хотя бы одна чёрная.
2) Среди любых 9 ручек обязательно найдётся 3 чёрных ручки.
3) Если достать 5 ручек, то все они могут оказаться одного цвета.
4) Среди любых 10 ручек обязательно найдётся 2 синих ручки.
В начале изучения темы «Углы» в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в такую игру: учитель зачитывает утверждения, а ученики отвечают «Верю», либо «Не верю».
— Тупой угол — это угол, который нарисован тупым карандашом
— Угол — это геометрическая фигура.
— Угол состоит из двух пресекающихся прямых
— Бывают углы остроумные и тупые
— Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
— Равные углы — это те, у которых равны стороны
— Биссектриса — это такой угол, у которого три стороны.
— Бывает угол прямой
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
2- этап - Работа с текстом
Необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определённую цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения текста. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Уже знал V | Узнал новое + | Думал иначе - | Есть вопросы ? |
- Как уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой | -Правило сложения и вычитания десятичных дробей -Разложение десятичной дроби по разрядам | | - Как проще выполнить сравнение десятичных дробей: по разрядам или уравнивая число десятичных знаков после запятой? |
Учебный математический текст является универсальным средством обучения математике и позволяет организовать любой вид учебно - познавательной деятельности: игровую, практическую, теоретическую; информационно-аналитическую, организационно-управленческую, рефлексивно-оценочную.
Приведём примеры некоторых упражнений, которые с успехом можно применять на уроках, в том числе на уроках математики:
отделение слов от псевдослов (например, из пункта А в грунт В);
восполнение пропусков или замены букв (чисел) в словах или предложениях (У Василия в 2 раза дольше орехов, нем у Николая, а у Пети в раза меньше, нем у Николая);
поиск смысловых несуразностей в связном тексте, где содержатся смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной (Патрульный полицейский вертолёт во время наблюдения за движением транспорта летел вдоль шоссе 16 минут, затем увеличил скорость автобуса на 12 км/ч и летел в том же направлении еще 34 минуты. Какой длины участок шоссе облетел за это время вертолёт, если его скорость вначале была 1200 м/мин, а затем 1500 м/мин?;
Два угла треугольника равны 28° и 32°. Зная, что сумма углов треугольника равна 180°, найдите два других угла) и т.д.
Приведённые упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения.
Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются:
- приём составления вопросов к тексту;
- приём составления плана;
- приём составления граф-схемы;
- приём тезировання;
- приём составления сводных таблиц;
- приём комментирования;
- приём логического запоминания учебной информации.
Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. План представляет собой перечисление всех текстовых субъектов текста. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.
Приём составления граф-схемы. Граф-схема - это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Выделяют два вида граф-схемы - линейную и разветвлённую. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т. д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно видны связи между элементами.
Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
| | | | |
1.Противолежащие стороны параллельны и равны. | | | | |
2. Все стороны равны. | | | | |
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180. | | | | |
4. Все углы прямые. | | | | |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | | | | |
6. Диагонали равны. | | | | |
7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов. | | | | |
Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем; подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов — констатирующего и критического — с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации.
Усваивающее чтение включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.
3 этап - Работа после чтения
После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать своё отношение, своё мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем. что уже знали. На этом этапе работы с книгой необходимо вернуться к заголовку и проверить выдвинутые перед чтением гипотезы.
Приём «Синквейн»
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Тема: Сложение и вычитание десятичный дробей
Дробь
Любая, десятичная
Сложить (вычесть), уравнять, поставить
Записать « столбиком» запятую под запятой
По разрядам!
Тема: Нахождение дроби от числа
От числа
Обыкновенные, десятичные
Находить, решить, считать
Число на дробь умножить и получить
Часть!
Тема: Нахождение числа по его дроби
По дроби
Десятичной, обыкновенной
Находить, решить, считать
Просто разделить на дробь и получить
Число!
Прием ЗХУ (знаю хочу узнал)
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
Как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. | Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? | Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями. |
Текст учебника математики отличается от других учебников ещё и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. По плану, тезисам, конспекту, составленным на втором этапе, ученики должны неоднократно воспроизвести прочитанный материал. После прочтения, обработки текста и ведения записей ученики должны перейти к обобщению. Предлагаем обобщение прочитанного текста осуществить в виде схем. таблиц и рисунков.