12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паршинцев Дмитрий Валерьевич151

Методы и приёмы смыслового чтения на уроках информатики

"Кто владеет информацией-тот владеет миром..."

Паршинцев Дмитрий Валерьевич

МАОУ СШ № 59 «Перспектива» г. Липецка


Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Информация-одно из основных понятий, изучаемых на уроках информатики. Уважаемые учителя, предлагаю обсудить, как можно повысить "смысловое качество" чтения текста.

Примеры применения информационно-компьютерных технологий

1.Задания-шаблоны, созданные в MS Word.

К учебному тексту можно разработать самые разнообразные задания: различные вопросы по тексту, вычленение фактов, нахождение ошибок, поиск требуемой информации в тексте или определение ее отсутствия, задания на определение необходимости подтверждения информации и поиск альтернативных источников, задания на сжатие текста, приведение примеров из личного опыта, в которых отражена необходимость полученных знаний из текста и т.п.

Для оценивания подобных заданий можно использовать модельный ответ или обсуждение с последующей самооценкой или взаимооценкой. Если предусмотрены открытые задания с неоднозначным результатом, то обсуждение является предпочтительным.

2.Создание презентаций на основе предложенного текста.

Для создания презентации я использую шаблон презентации и/или задаю жесткие критерии по содержанию, размерам шрифта, количеству слайдов и количеству информации на одном слайде. Если этого не делать, то в результате в презентацию может быть перенесен весь текст из информационного источника, либо пропущена важная информация.

Для оценивания подобных заданий я обычно использую бальные критерии оценивания и шкалу перевода баллов в традиционную оценку.

3.Тестирование в процессе смыслового чтения.

На основе учебного текста можно составить тестовые задания. Я использую программу MyTest. При составлении тестов в этой программе можно использовать различные типы вопросов: выбор единственно правильного ответа, множественный выбор, сопоставление пар, установление порядка, текстовый или числовой ввод ответа, анаграммы, указание части иллюстрации. Для прохождении теста можно установить случайный порядок вопросов и вариантов ответов, настроить автоматизированную шкалу для генерации традиционной оценки, ограничить время на прохождение теста, ограничить количество попыток на прохождение теста, использовать различные режимы тестирования, например показывать верный ответ.

Конечно, при использовании тестовой программы очень важно подбирать вопросы, ответ на которые однозначен. Работа с текстом с помощью тестовой программы заставляет обучающихся не один раз прочитать текст, случайный порядок вопросов требует общего понимания текста, мгновенная оценка по результатам тестирования создает эффект «соревнования», мотивирует на более детальное осмысливание. Я предлагаю проходить такой тест дважды (при повторном прохождении учащиеся читают текст вдумчиво, критично, уже имея общее представление о тексте).

Для оценивания подобных заданий можно использовать модельные ответы и шкалу перевода баллов в традиционную оценку. В модельных ответах представлены не конкретные ответы, а аспекты информации, которые должны быть отражены в ответах обучающихся.

4.Выделение ключевых слов.

Для реализации данного приема можно использовать обычный текстовый документ с учебным текстом, ключевые слова можно выделять, например, цветом. Можно воспользоваться услугами сервиса LearningApps.org , упражнение вида «Mark in texts», который предполагает автоматическую проверку ключевых слов. Конечно, для такого упражнения подойдет не любой текст, ключевые слова в тексте должны определяться однозначно.

Интересным вариантом для реализации данного метода является использование различных онлайн досок, например, стикерной доски scrumblr. Дополнительным плюсом использования онлайн досок является простая организация совместной работы группы обучающихся.

5.Визуализация текста, например, создание графической шпаргалки по тексту.

Кроме, упомянутого выше, облака слов, можно визуализировать текст, создавая баннеры (сервис bannersnack), фотоколлажи (сервис photovisi), флипбуки (сервис benettonplay) и многие другие сервисы.

Литература

Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. Пособие: КАРО; Санкт-Петербург; 2009 – 24с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.