Публикация «Личностно-мотивационная готовность к обучению в школе»

5
0
Материал опубликован 20 October 2019

МБДОУ «Детский сад № 28» Барнаул

Воспитатель Фролкина Е.В.

«Личностно-мотивационная готовность к обучению в школе»

 В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.

 В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.

 Готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности (овладение счетом, чтением, иногда даже письмом) собственно психологическую готовность. Ведь именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.

 Л.И. Божович отмечает, что на готовность дошкольника к обучению в школе равномерно оказывают влияние физиологический, социальный и психический компоненты развития ребенка. Это не разные виды готовности к школьному обучению, а разные аспекты ее проявления в различных формах активности. Н.И. Гуткиной «готовность к школьному обучению» трактуется как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

 Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).

 Личностно-мотивационная готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении дошкольников слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

 Личностная готовность к школе понимается и как желание ребенка учиться и умение учиться, способность мобилизоваться, подчинять свои внутренние импульсы словесной инструкции взрослого, понимание своей ответственности перед взрослыми за качество учебы. В исследовании Э. Рыбина выделены составляющие личностной готовности к обучению в школе: самосознание и самооценка, «внутренняя позиция школьника», саморегуляция и произвольность, самоконтроль.

 У ребенка к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы адекватные представления о базовых составляющих своей физической, психической и социальной сущности. Л.С. Выготский отмечал, что осознание своего «Я» является решающим моментом в развитии личности.

 Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются с ранних периодов детства в семье. Вопросы формирования личностно-мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются актуальными, их разработка способствует успешному решению вопроса обеспечения равных возможностей ребенка в получении качественного образования. Личностно-мотивационный компонент определяет возникновение, направленность, методы осуществления и результат конкретных видов деятельности. Под личностно-мотивационной готовностью будем понимать систему мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением.

 Подводя итог, отметим, что личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе. Мотивационная готовность к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Отсюда следует, что личностно-мотивационная готовность к обучению в школе – это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль. Стремление ребенка включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята. Возникновение у ребенка такого уровня самосознания – означает, что ребенок готов начать обучение в школе.

Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.

Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С.Выготский. – Москва: Академия. 2015. – 458 с.

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – Москва: Академический проспект. – 2014. – 312 с.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. // Администратор образования, № 23, 01.12.2014. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 19.12.2017 г.)

Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.

ФГОС ДО 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Просвещение, 2013. – 16 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.