Сочинение описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в окне». ( Подготовительный этап ) Составитель: Урбанович И.В., учитель русского языка. Г. Архангельск, 2023.
Цели урока: Обучающие: – обеспечить усвоение обучающимися полученных знаний о творчестве русского художника П.П. Кончаловского. – обогащать и конкретизировать словарный запас обучающихся. Воспитательные: стремиться создать условия для формирования эстетических качеств у обучающихся, любви к природе, искусству. Развивающие: стремиться создать условия для развития интеллекта, памяти, внимания, развития устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся, - стремиться создать условия для развития орфографической зоркости, - стремиться создать условия для формирования умения анализировать произведение живописи. Задачи урока: закрепить понятия « описание картины», « натюрморт», « эпитет», - развивать устную и письменную речь обучающихся. - подготовить обучающихся к написанию сочинения описания.
Сообщение темы урока Как хороша сирень душистая В саду бывает по весне. Поставим веточки пушистые В большую вазу на окне. Играет ветер занавесками, Разносит в доме аромат. Какие запахи чудесные Нам подарил наш щедрый сад…
- Ребята, скажите, о чем это стихотворение? И теперь, я смею предположить, что вы без труда назовете, что изображено на картине, которую мы сегодня будем рассматривать, изучать и описывать? Молодцы! Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского художника Петра Петровича Кончаловского и подготовимся к написанию сочинения описания его картины « Сирень в окне». 2. Постановка цели и учебных задач.
Десятое марта. Сочинение описание картины П.П. Кончаловского « Сирень в окне».
Петр Петрович Кончаловский. 3. Работа с портретом художника. - Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать о художнике, судя по его внешности?
Перед нами крупный солидный мужчина в повседневной городской одежде, с серьезным пристальным взглядом. Не сразу догадаешься, что это художник: так мог бы выглядеть врач, инженер, купец того времени, в котором жил Петр Петрович. Его лицо слегка напряжено, лоб нахмурен. Но чувствуется, что художника одолевают неразрешимые вопросы, он полон творческих идей и ни на минуту не перестает думать о любимом деле. И именно таким- творческим, идейным- и был Кончаловский, по словам его современников.
4. Открытие нового знания Петр Петрович (1876 – 1956), российский живописец, народный художник России. 1885г– учился в Харьковской рисовальной школе, затем в 1889 г. в академии Жюлиана в Париже и в Петербургской академии художеств в 1898 году. В 1904 г. снова посетил Европу, был во Франции, Испании, Германии, Великобритании. 1911г.– основатель объединения « Бубновый валет», был членом художественных объединений « Союз молодежи» В 1914– 1917 г , во время Первой мировой войны, находился на военной службе, был контужен и отправлен в тыл. В 1918– 1921 г. преподавал в художественной академии в Москве. За 60 творческих лет художник создал около 2000 полотен.
И сорок из них он посвятил сирени. Художник очень любил изображать на своих полотнах цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как Кончаловский. А любимые его цветы – сирень. Ей он посвятил множество полотен: « Сирень», « Сирень в корзине», « Сирень и подрамник» и другие. « Цветы нельзя писать « так себе», простыми мазочками, их надо изучать и также глубоко, как и все другое…Цветы – учителя художников. В них есть все, что существует в природе, только в более утонченных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в лесной чаще… Я пишу их, как музыкант играет гаммы», - так говорил Кончаловский о цветах.
5. Знакомство с картиной « Сирень в окне». Посмотрите внимательно на репродукцию картины в ваших учебниках. Оживить картину нам поможет пьеса великого композитора Петра Ильича Чайковского « Фея Сирени». Постарайтесь почувствовать, услышать, как об одном и том же можно сказать кистью художника и звуками музыки.
Какие чувства возникли у вас, когда вы рассматривали картину? - Ребята, а какие чувства передает музыка?
« Фея Сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы слышим в ней шелест проснувшихся после зимы ветвей, рисуем образы тяжелых гроздьев сирени, склонившихся от ночной росы. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего – то радостного, чудесного. Вот и в своей картине Кончаловский передал эти чувства –чувство ощущения весны, новой, пробуждающейся жизни.
6. Словарно – стилистическая разминка. Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов, объектов живой природы: цветов, фруктов. Эпитет – это красочное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту. Описание картины – это общая характеристика изображенного, общее впечатление от увиденного, описание признаков, деталей, общая оценка предмета.
7. Орфографическая разминка. Ребята, при описании картины вы можете использовать и сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов. Давайте вспомним, как пишутся такие имена прилагательные.
9. Беседа по картине. А теперь вернемся к репродукции и посмотрим, какие же цвета использовал Кончаловский. У вас на столах лежит таблица, которую мы будем заполнять по ходу нашей беседы. Записи вы можете использовать в своем сочинении. Сирень ? Кисти сирени ? Букет ? Ваза ? Аромат сирени ?
Как вы думаете, удалось ли художнику показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? - Почему? Сирень. Хочется напомнить вам строчку из стихотворения: « Как хороша сирень душистая В саду бывает по весне…»
Художник стремится передать свое впечатление от букета, поэтому и не выписывает детали. А еще таким образом ему удается изобразить пышность цветов.
- А какие цвета использует художник для изображения сирени? Молодцы! Заполните первую строку в таблице « Сирень», запишите эпитеты, которые помогают нам описать цветы.
А с чем можно сравнить гроздья сирени? Какие прилагательные помогут описать кисти сирени? Запишите в таблицу « Кисти сирени».
А теперь подберите эпитеты к слову « букет» Заполните таблицу « Букет».
« Поставим веточки пушистые в большую вазу на окне..»,- вспомните строчку из стихотворения. Опишите, в чем стоит сирень на картине Кончаловского? На каком фоне изображена сирень? Какими словами можно выразить свое отношение к изображаемому?
Посмотрите на картину. Кисти у сирени мощные, гроздья крупные, свежие, нарядные, нежно – голубые, бордовые, белые, лиловые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен солнечными лучами, пушистый, бархатный.
Вернемся к стихотворению: « …Играет ветер занавесками, Разносит в доме аромат, Какие запахи чудесные…» - Ребята, а на что похож аромат сирени? Как его можно описать?
Вспомним аромат сирени: медвяный, сладкий, таинственный, чарующий, приятный, пряный.
Что вы можете сказать об отношении Кончаловского к природе? - Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней. Сам художник сказал о своей картине так: « В букете все живет, цветет и радуется»
Посмотрите на таблицу, все ли вы успели записать? Сирень Лиловая, светло- фиолетовая, темно- красная, белая, розовая, голубоватая, фиолетовая. Кисти сирени мощные, гроздья крупные, свежие, нарядные, нежно – голубые, бордовые, белые, лиловые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен солнечными лучами, пушистый, бархатный, красивый, свежий, пышный, ароматный, душистый, большой, благоухающий Ваза округлая, тяжелая, узорчатая Аромат сирени медвяный, сладкий, таинственный, чарующий, приятный, пряный.
10. Составление плана План. 1. Вступление. ( Сведения о художнике.) 2. Основная часть. ( Описание натюрморта « Сирень в окне») Передний план ( букет сирени) Средний ( окно, подоконник) Фон ( улица) 3. Заключение. ( Свои впечатления от картины, настроение)
А сейчас попробуйте написать вступление к сочинению ( пользуйтесь шаблонами ) Вспомогательная лексика: На картине Великий художник Передо мной Мастер натюрморта Любимые цветы Радость жизни Заключение: Натюрморт Прекрасный букет Впечатление Становится тепло и светло на душе Восторг Любовь к природе - А теперь зачитайте вступление и заключение.
11. Подведение итогов. Кто написал картину « Сирень в окне»? Что вы можете рассказать о художнике? С какой музыкальной композицией вы сегодня познакомились? Кто ее написал? Понравилась ли вам пьеса? Какое впечатление произвела на вас картина « Сирень в окне»?
11. Задавание на дом Дома напишите сочинение описание картины Кончаловского « Сирень в окне». Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее. 12. Рефлексия. Оценивание. Кто сегодня на уроке был самым активным? А не очень? Как вы оцениваете свою работу?