12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Анна150
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Сочинения как заключительный этап анализа

литературного произведения

 

Сочинения обобщающего характера уже давно и прочно вошли в практику преподавателей русского языка и литературы, однако сам термин появился в 70-е годы 20 века. Такие сочинения проводятся в итоге анализа произведения, они требуют от учащегося целостного взгляда на изученное произведение, осмысления над определенным углом зрения отдельных компонентов содержания или художественной формы. Литературный процесс – это не только эволюция идей, проблем, образов в связи с изменением исторических условий, но и эволюция способов отображения жизни. Поэтому одной из задач при работе над сочинением обобщающего характера является постепенное всё более глубокое проникновение во внутренний мир человека. Работой над сочинениями учитель приводит учащихся к очень важным выводам о том, что отражение жизни в великих художественных творениях есть способ познания, постижения её. Обычно формулировки тем сочинений не повторяют буквально названий тем уроков, учащиеся пишут о тех вопросах, о которых на уроках говорили недостаточно или вообще не говорили. Содержательная незавершенность анализа увеличивает трудности работы, но и стимулирует интерес, осознанное творческое отношение обучающихся к сочинениям.

В программе рекомендуется широко вводить темы обобщающего характера, начиная с 9 класса. Девятиклассники осваивают одно из труднейших и важнейших теоретических литературных понятий – понятие стиля писателя, поэтому степень постижения авторского стиля, особенностей психологического анализа становится ведущим критерием эффективности сочинений. Например, в процессе анализа романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» учащиеся готовятся к сочинению «Роль конфликта в композиции романа». Обращение к такой теме вызвано образовательными задачами: все исследователи отмечают относительную замедленность развития эпических конфликтов по сравнению с драматическими; кроме того, в учебнике нет специального анализа конфликта и композиции ни одного из изучаемых в 9 классе эпических произведений.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет урок анализа сочинений. Структура его может быть различной. Учитель, сопоставляя итоговые сочинения с предварительными анкетами, отмечает углубление и уточнение первоначального восприятия, большую самостоятельность суждений, попытки эмоциональной оценки событий и персонажей. На уроке звучат и фрагменты сочинений.

Затем в беседе выясняется, как следовало раскрывать тему. Учитель называет типичные ошибки в содержании. В заключение урока анализа сочинений могут быть проведены тренировочные работы. Например, один из учеников защищает основные тезисы своего сочинения, в таком случае назначается оппонент, который дает устную рецензию. Возможно и взаимное рецензирование работ. Но это очень сложный вид деятельности учеников, к которому учитель подводит их постепенно.

Первые опыты рецензий обычно носят схематичный характер и часто похожи на протокольный перечень плюсов и минусов работы. В дальнейшем, особенно в 10 классе, требования к рецензии усложняются, в идеале ученическая рецензия должна представлять собой связное, последовательное рассуждение.

Большие возможности для работы над сочинением предоставляются при изучении эпопеи «Война и мир». Трудности, возникающие при этом перед учителем и учениками, связаны, прежде всего, с объемом произведения, с тем, что ребята по своим возрастным возможностям просто не способны освоить во всей полноте его идейно-художественное богатство. Для обобщающего сочинения наиболее приемлема тема «Природа и люди в романе «Война и мир».

В 10 классе, на завершающем этапе литературного образования необходимо добиваться сознательного отношения учащихся к работе над сочинением, замены мотивов долга и необходимости мотивами удовлетворения от интеллектуального творческого труда. Теперь уже не сообщается тема будущего готового сочинения в начале изучения крупного эпического произведения, потому что ученикам известен путь от самостоятельного чтения через классный анализ к сочинению. При анализе произведения на одном из первых уроков уточняются этапы этого пути.

1. Внимательное выборочное перечитывание текста.

2. Выделение ключевых, опорных эпизодов и их анализ (как раскрываются характеры, внутреннее состояние героев, авторская позиция, способы её выражения, идейно композиционная роль эпизода).

3. Осмысление взаимосвязей, «сцеплений» между эпизодами.

4. Выводы об образах, авторе – повествователе, авторской концепции жизни.

5. Обдумывание возможных формулировок тем (вид сочинения, логический анализ темы, предполагаемая структура).

6. Работа над сочинением в классе.

7. Редактирование сочинения после рецензии учителя, после урока анализа.

Значительное внимание при подготовке к сочинению в 10 классе учитель уделяет 5 из вышеназванных этапов. Ученики в классе и дома определяют объем и содержание различных формулировок тем, выдвигают дополнительно свои темы. Следуя намеченным этапам, учащиеся готовятся к сочинению в процессе анализа романа. Например, этапом такой рассредоточенной подготовки к сочинению обобщающего характера о герое может стать проводимая на уроке аналитическая работа по тексту – наблюдения душевных переживаний героя.

Готовясь к последнему итоговому сочинению обобщающего характера, учащиеся сами обдумывают возможные формулировки.

Особенно важной в воспитательном плане представляется тема о гуманизме автора. Готовясь к такому сочинению, школьники перечитывают под определенным углом зрения важные эпизоды.

В старших классах «уже нередко проводятся и сочинения, рассчитанные на полугодовую и годовую работу учащихся». Для таких сочинений рекомендуются широкие темы, требующие выхода за рамки программы, привлечения дополнительной литературы, сопоставления с другими видами искусства. Наиболее эффективными были следующие темы сочинений в 9-10 классах: «Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» и в одноименном кинофильме»; «Человек на войне» («Война и мир» «Живые и мертвые»); «Проблема выбора» («Разгром» А.Фадеев, «Комиссия» С.Залыгин); «О юности, о счастье, о любви…» (В. Липатов «И это всё о нём…», О. Куваев «Территория», Э.Тоболяк «История одной любви»). Во время подготовки таких сочинений осуществляется перенос знаний и умений в новую ситуацию. Каждая из названных тем требует владения навыками вдумчивого самостоятельного чтения, сопоставительного анализа, умения раскрыть авторскую позицию и способы её выражения, показать, как одна и та же нравственная проблема, сюжетная коллизия решается у разных писателей.

Сочинения по материалам внеклассного чтения играют заметную роль в литературном развитии учащихся, в подготовке квалифицированного читателя.

Необходимое требование к отзыву о самостоятельно прочитанной книге – аргументация суждений и оценок героев, произведения в целом. Полезны и усложненные изложения отдельных эпизодов, которые включают элементы анализа, личностной оценки. Возможны и творческие характеристики отдельных эпических персонажей (например, героев повестей А.Алексина, Н.Думбадзе).

К перечисленным видам письменных работ добавляются аннотации, рецензии, сочинения обобщающего характера. Значительно место занимают темы, требующие сопоставительного анализа.

Литература:

Бойко М.И. Сочинения по литературе в средней школе, Киев, 1973.

Борисова В.А., Мишлимович М.Я. Сочинения на литературную тему в старших классах, М., 1978, стр. 56-78.

Глазунова А.А. Письменные работы по литературе, Л., 1961, стр.10-15.

Литвинов В.В.Сочинения в старших классах средней школы, М., 1965.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.