12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полякова Лилия Рафкатовна20
0

Урок «Подбор репертуара для формирования навыков интонационного анализа как средства понимания содержания музыкальных произведений на начальном этапе обучения»

Введение 

Начальный этап обучения музыке требует сочетание многообразных действий: ребенок должен изучить основы нотной грамоты, освоить азы игры на музыкальном инструменте, научиться понимать содержание произведений. В многочисленных методических пособиях и разработках предлагается познакомить ребенка с основными средствами музыкальной выразительности, такими, как строение мелодии, лад, агогика и динамика. Вопросы содержания музыкальных текстов освещаются недостаточно. Педагогу рекомендуется рассказывать ученику об эпохе и композиторе, создавшем то или иное произведение, выявлять его жанровые истоки, размышлять о настроении сочинения. Знакомство с музыкальным текстом осуществляется на формально-грамматическом уровне, а содержание музыки в практической работе исполнителя с текстом по этой причине осмысливается интуитивно. В методике обучения игре на музыкальных инструментах почти не освещается вопрос о том, как ребенку научиться понимать семантику (смысл, значение, содержание) нотного текста, разобраться в интонационной природе музыки и связать интонационность с образным строем.

Научно-исследовательской лабораторией музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств предложена инновационная технология практической семантики, которая помогает творчески решить эту проблему. Создан целый ряд научных исследований, посвященных смысловой организации музыкального текста и взаимодействия с ним исполнителя.

Несколько изданий лаборатории носят практический характер и содержат образцы применения инновационных технологий в ДМШ, ориентированных на освоение учащимися смысловых структур музыкального текста. К ним относятся работы Л. Шаймухаметовой в инструментальном классе, а также учебно-методические разработки по сольфеджио. Поскольку работы Л. Шаймухаметовой, Р. Исламгуловой и других авторов опираются в основном на фортепианный репертуар, в работе предпринята попытка использовать данную методику на основе репертуара для аккордеона. С учащимся 1 класса проделана работа над музыкальными произведениями на основе выявления ключевых интонаций и разыгрывания интонационных этюдов.

Цель данной работы – привлечь внимание педагогического коллектива школы к методам интонационного анализа в работе с начинающими учениками.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- определить принципы и критерии отбора репертуара для начинающих;

- выявить и описать ключевые интонации, характеризующие героев и персонажей в музыкальном тексте;

- разработать ряд ролевых игр для обучения ученика выразительной и осмысленной интерпретации авторского текста на интонационно-образной основе;

- привести примеры музыкального материала из аккордеонного репертуара для учащихся младших классов ДМШ в соответствии с классификацией по соотношению интонационного материала:

- герой, персонаж и ключевые интонации музыкального текста;

- герой и автор в музыкальном тексте;

- музыкальные диалоги.

Данная работа состоит из введения, 3 параграфов и заключения:

О принципах подбора репертуара на начальном этапе обучения.

Основные подходы в работе над смысловыми структурами нотного текста.

Разработка открытого урока с учащимся 1 класса

Прилагается приложение № 1, 2, 3

Методическая разработка предназначена для преподавателей музыкальных школ для их совместной работы с учащимися младших классов.

О принципах подбора репертуара на начальном этапе обучения.

Всякий раз, исполнив или прослушав произведение, ученик с помощью педагога отвечает на вопрос: что выражает музыка? Ответ должен помочь ученику проникнуть в содержание нотного текста, понять характер музыки. На начальном этапе обучения эта серьезная работа, развивающая художественное мышление ученика, играет большую роль в осознании образного содержания музыки.

Чаще всего на начальном этапе обучения мы используем детские песенки, потешки. Песня - наиболее доступный для понимания жанр, потому что содержание имеет вербальную форму. Поэзия обогащает эмоциональное восприятие переживаний музыки. Смысловое и образное насыщение мелодий, которое используется в детских сборниках, облегчает работу, будит фантазию, увлекает желанием в творческих поисках художественного образа. Осознанное восприятие мелодического содержания песни основывается на анализе ее наиболее выразительных особенностей. Вниманию ученика доступны такие характеристики мелодии, как темп (быстро, умеренно, медленно), артикуляция (связно, отрывисто), динамика (громко, тихо), характер песни (светло, печально) и т.д. Переход к анализу мелодической линии сопровождается выделением фрагментов с ясно выраженным движением вверх или вниз, оборотов со смешанным восходяще-нисходящим движением, с повторением одного звука, со скачками и без скачков. Вместе с тем выясняется ритмическая организация музыки.

При выборе репертуара для младших школьников необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и доступность музыкального образа, черты характера ребенка, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Природа и животный мир вызывают в ребенке эмоциональную отзывчивость, нежность, доброту, мечтательность. Поэтому на раннем этапе обучения используем произведения, связанные с природой или животными. На основе опыта, полученного в раннем детстве, закладывается понимание музыкальных образов. В приложении даны подборки детских стихов, пословиц, загадок, которые мы используем на уроках. Опираясь на образно-конкретное восприятие детей, я подбираю циклы музыкальных произведений, связанных образно, жанрово, тематически. Например: «Природа в музыке» (пьесы «Зима», «Голубые санки», «На льду»; «Веснянка», «Во поле береза стояла», «Листопад», «Осень» и т.д.), «Музыкальный зоопарк» («Петушок», «Не летай, соловей», «По дороге жук», «Сказка о дятлах»), «Праздник» («Маленькая елочка», «В лесу родилась елочка», «Новогодняя полька»).

Обращение к таким произведениям обусловлено присутствием в них яркого образного ассоциативного ряда, воплощённого в сюжетах с данными героями и персонажами. Здесь уместно будет вспомнить, в каких сказках, пословицах, стихах, загадках данный образ был главным героем. Поскольку категории героев и персонажей носят универсальный характер, при отборе произведений привлекаются сочинения разных композиторов для сравнения и обсуждения. Ярким примером использования известных сказочных персонажей в качестве героев музыкальных произведений является сюита А. Латышева «В мире сказок».

При проведении анализа учебного репертуара первого года обучения можно выявить следующие особенности: в основном материал состоит из пьес, звучащих на основе народной музыки или произведений современных композиторов, сочиненных в дидактических целях. Форма пьес одночастная или двухчастная, преобладают жанры песни и танца; характер музыки легко выявляется в беседе с учеником. Темп пьес большей частью умеренный, пьесы в тональности с минимальным количеством знаков, объем пьес 8-16 тактов, фактура изложения в основном одноголосная мелодия с аккомпанементом, басы и аккорды в основном в виде, скачки басов и аккордов не больше, чем через ряд; штрихи нон легато, стаккато, длительности нот от половинной до восьмых;

На начальном этапе обучения ученику важно накапливать музыкальные впечатления путем активного слушания, сохранения в памяти и «в пальцах» выученных пьес и чтения с листа новых произведений.

Серьезное и глубокое воздействие музыки на воспитание детей возможно лишь в том случае, если изучаемый репертуар будет осваиваться активно и сознательно. Для этого необходимо поддерживать творческую атмосферу урока, каждое занятие проводить на эмоциональном подъеме.

В.А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе».

Целесообразно сочетать в репертуаре ученика 3 группы произведений:

1) пьесы, полностью соответствующие исполнительским возможностям ученика;

2) произведения, опережающие эти возможности;

3) произведения легче достигнутого уровня.

Соблюдение этого принципа активизирует занятия и помогает сознательно усваивать материал. Наличие 3-х групп сложности дает возможность педагогу своевременно переключать внимание детей с «трудного» на «легкое»; меняет ритм в работе и вовремя снимать напряжение. Следует помнить, что только увлеченная работа приносит детям радость и не утомляет их.

Основные подходы в работе над смысловыми структурами нотного текста.

На начальном этапе обучения музыке- остро стоит проблема понимания и осмысленного прочтения музыкального текста учеником. Преподавателю необходимо не только научить ребенка грамотно, без остановок читать нотный текст, но и наполнитель его смыслом, связать музыкальную речь с литературно-художественной и сделать занятия музыкой полезными и увлекательными. Для этого ребенку необходимо объяснить понятие «интонация». Термин «интонация» в переводе с латыни –«громко произношу». По Асафьеву, интонация понимается как «качество осмысленного произношения». На начальном этапе обучения ученику приходится объяснять, что разговорная и музыкальная речь тесно связаны между собой. Интонационная окрашенность разговорной речи превращается при определенных условиях в речь музыкальную и переносит смысл слов в музыкальные интонации. Главное отличие музыкальной речи от разговорной заключается в точном фиксировании высоты и длительности звука.

Ребенку необходимо понять, что речь, как разговорная, так и музыкальная, становится осмысленной лишь при условии правильной фразировки (знаки препинания и паузы), акцентуации, выделении смысловых вершин. Ученик должен понять, как строится музыкальная фраза, почувствовать музыкальную пульсацию.

Таким образом, на начальном этапе обучения перед педагогом стоит ряд задач: объяснить ребенку смысл понятия «музыкальная интонация», особенности строения музыкальной речи и сделать прочтение музыкального текста осмысленным и выразительным.

В традиционных методиках обучения сложилась академическая традиция: узкограмматический, исключительно морфологический, синтаксический анализ.Данный анализ характерен в обучении музыкальному языку на всех этапах образовательной системы. Акцент сделан на узкограмматической ориентации в чтении нотного, а не музыкального текста.

С середины XX века музыкальная наука изменила взгляд на трактовку содержания. Значительный вклад в научную разработку вопроса внесла проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств под руководством Людмилы Николаевны Шаймухаметовой. Проблемы чтения, смысловой расшифровки и интерпретации музыкального текста решаются в лаборатории на основе семиотического подхода. Параллельно с научными изысканиями ,лаборатория проводит адаптацию полученных результатов к практической деятельности педагогов-музыкантов разных звеньев образовательного процесса – от детской музыкальной школы до ВУЗа.

Благодаря технике семантического анализа, в музыкальном тексте обнаруживаются особые смысловые структуры. Они, получив название ключевых интонаций, служат основанием для создания исполнительского сценария и разработки ролевых игр. Авторы предлагают осваивать нотный текст не только с грамматической, но и с содержательной стороны на самом раннем этапе обучения, отмечают необходимость формировать творческий подход к ученику. Для этого используются нетрадиционные формы ансамблевого музицирования: развёртывание двухручных пьес совместно с учителем в4 руки путём преобразования текста в смысловую партитуру, то есть аранжировки авторского (первоначального) текста без записи, в устной форме. Преобразование осуществляется на основе речевого высказывания-диалога. Реплики диалога распределяются между героями-участниками и произносятся на основе выявленных интонаций речевого, инструментального, пластического или вокального происхождения. В условиях ролевых игр учащиеся знакомятся с ключевыми интонациями-самыми главными интонационными оборотами, которые часто встречаются в произведении и характеризуют героев, персонажей и предметный мир. Часто пьеса содержит две или несколько ключевых интонаций. В этом случае возникает музыкальный диалог или сцена с участием разных действующих лиц. В ролевых играх исполнитель одновременно с разучиванием нотного текста постигает особенности смысловой организации музыкального текста, учится составлению музыкального сценария.

Обучение навыкам творческого преобразования лучше начинать со специально подобранного репертуара. Ученик учится определять количество героев в музыкальном тексте, осваивает навыки выразительной артикуляции на интонационно-образной основе, произносит текст от имени героя. Отвечает на вопросы педагога: где находится, что делает, какое настроение и т.д. В музыкальном тексте может содержаться иное количество героев, чем указано в заголовке пьесы, а значит, появляются новые ключевые интонации, которые тоже становятся персонажем сюжета, созданного на основе этого сегмента текста.

Исследователи лаборатории используют целый ряд терминов, которые важны в понимании созданной ими технологии обучения. Они предлагают различать понятия автора художественного текста и исполнителя, как автора вторичного текста, посредника между композитором и слушателем, который воспроизводит музыку с помощью исполнительских средств. Так же различают несколько видов музыкального текста, важнейшими из которых являются нотный текст – запись, представленная нотной графикой, выполненной на основе правил грамматической и синтаксической организации музыкального текста и музыкальный текст – содержательный слой нотного текста (выявляется путём семантического анализа произведения, описывается в категориях поэтики); а так же композиторский – первичный текст, сочинённый и записанный автором музыкального произведения и исполнительский – вторичный текст, подготовленный исполнителем для выступления на сцене перед слушателем-зрителем.

Введены понятия «смысловые структуры», «исполнительский сценарий» – вторичный текст, созданный исполнителем на основе авторского произведения в результате семантического анализа его смысловых структур и «интонационный этюд» – учебная форма музицирующей деятельности, направленная на создание исполнителем различных вариантов вторичных текстов на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций. Авторы предполагают разработку ролевых игр и исполнение текста в ансамбле путём развёртывания двухручного текста в смысловую партитуру.

В приложении 1 приведены толкования основных понятий, принятых в семантическом анализе произведений.

Модель работы над любым произведением происходит по одному плану:

- исполнение пьесы педагогом и обсуждение характера, образов;

- выявление ключевых интонаций, при помощи которых раскрывается образ;

- составление совместно с учеником одного или нескольких интонационных сценариев;

- исполнение произведения по ролям, в ансамбле или соло.

Ниже приводится методическая разработка урока в 1 классе, в котором мы предприняли попытку выявления ключевых интонаций нотного текста, создания смысловых партитур.

План - конспект открытого урока по учебному предмету

«Специальность аккордеон» с учеником 1-го класса

Тема урока: Работа над образом музыкального произведения посредством выявления ключевых интонаций.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия «музыкальная интонация» и средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи:

образовательные:

- обобщить первичные семантические представления об интонации как смысловой структуре текста;

- выявить интонационно-образную сферу исполняемых произведений;

- закрепить изученные теоретические знания (интонация, мелодия, лад, штрихи, темп, ритм, динамика),

- продолжить формирование практических навыков игры на инструменте штрихами non legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

развивающие:

 - развитие слуха,

 - координации движений,

 -активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.      

воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке

- воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений.

Методы работы:

словесные: объяснение, устный разбор, обобщение;

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации;

практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков учащегося.

Место занятия в учебном процессе: урок в конце учебного года, на этапе подготовки к промежуточной аттестации. Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению учащегося самостоятельно работать с учебным материалом.

Оборудование: 2 аккордеона, пульты, ноты.

План урока:

1.Организационный момент 3 мин.

2. Работа с музыкальным материалом

3.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии

4. Итог урока

5. Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент: Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом.

Педагог: на протяжении всего учебного года мы учимся играть и понимать смысл музыки. Мы знаем, что она бывает разная по характеру. Исполняется в разных темпах, разными штрихами. А сегодня мы повторим, их какого «строительного материала» рождается музыкальный образ и что такое «музыкальная интонация».

2. Повторение пьесы «Лошадка». Обсуждение образа – героя и выразительных средств.

Вопрос педагога

Ответ ученика

Песня звучит от первого лица. Кто ее герой?

Какого возраста?

Лошадка настоящая?

Как она двигается?

Как звуками передать это равномерное движение?

Как двигается мелодия?

Это и есть ключевая интонация этой мелодии, по которой мы ее легко узнаем и которая создает образ деревянной лошадки.

- мальчик.

- 4-5 лет, дошкольник.

- игрушка-качалка

- равномерно раскачивается вперед-назад.

- многократное повторение одного оборота, строгое соблюдение метроритма.

-нисходящее поступенное движение с повторами звуков в ритме спокойного шага.

Работа над пьесой «Как у нас-то козел»

Выразительно прочесть стихотворение:

Как у нас-то козел

Что за умный был!

Сам и по воду ходил,

Сам и печку топил,

Как у нас-то козел

Что за умный был

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Вопрос педагога

Ответ ученика

Какие эмоции выражает стихотворение?

Что такое «потешка»?

В каком регистре звучит мелодия?

Кто из героев стихотворения мог бы ее спеть?

Как она поет?

Попробуй сыграть первые 2 фразы штрихом легато, пропевая мелодию.

Попробуем исполнить иначе:

Представим фразу как диалог: низким голосом начинает дед с интонации восходящей кварты

- что выражает? (обратить внимание на затактовый ход, низкая тессситура – образ деда)

- второй мотив (нисходящие «ля» - «соль») поет бабка, ключевая интонация секунда как знак согласия с дедом.

Таким образом, первая фраза представляет собой диалог деда и бабки.

Зачем точное повторение во второй фразе? Как его разнообразить?

Давай попробуем оба варианта, выберем наиболее приемлемый.

3-4 фразы – в плясовом ритме – какого героя она изображает? Что он делает?

Мы выяснили, что в пьесе 4 фразы. Как особенность аккордеона помогает выявить начало фраз?

В пляске от танцоров требуется ловкость – не задеть соседа, двигаться на малом пространстве. В нашем произведении используется новый технический прием –подмена пальцев на одном звуке.

Какой темп, штрих требует характер?

-удивление, восторг, похвала.

- шутка для маленьких.

- в среднем

- бабка.

-ласково, плавно

Игра.

- это удивление, похвала козлу за то, что он умный, необыкновенный, заботливый.

- герои повторяют фразу по рассеянности, по глухоте. Повторять следует, изменив динамику или штрихи.

- козел пляшет вместе с дедом и бабкой.

- мех меняется в начале каждой фразы. Все фразы начинаются из-за такта, значит мех будем менять в середине такта.

- на одном звуке меняются пальцы во 2-ой и 4-ой фразе.

- пьеса шуточная, яркая, плясовую. Темп оживленный, штрих стаккато.

Считаю необходимым для ученика накопление репертуара. С этой целью из урока в урок прошу ученика повторить те или иные ранее разученные произведения. Многие педагоги сталкиваются с проблемой потери интереса к произведению, «заигрывание», снижение качества игры. Смена или варьирование интонационного сценария позволяет создать новое исполнительское прочтение нотного текста, приобрести новые эмоции, удовольствие от процесса музицирования. Так, например, та же пьеса про козла может быть рассмотрена как календарно-обрядовая игровая песня, игровой диалог «стенка на стенку», аналогичный песне «А мы просо сеяли». Либо, рассматривая песню как потешку, представить других героев – младенца и взрослого – маму или старшую сестру, забавляющих малыша и младенца, который делает первые смелые шаги.

Новый «сюжет» одной пьесы требует от исполнителя новых выразительных средств и иную исполнительскую интерпретацию.

Сравнение образов и выразительных средств 2 пьес.

Преп.: играет и поет детскую песенку «Козлик»

Вопрос педагога

Ответ ученика

О чем песня?

Какой характер?

Сколько героев действуют?

Что делает козлик?

Какие выразительные средства я использовала?

Какие выводы можно сделать?

- про умного козлика-помощника.

- шуточный, задорный, озорной.

2 героя: автор-рассказчик и козлик.

- приплясывает.Вот как, вот как!

- ясную артикуляцию, акценты на сильной доле.

Сходные по содержанию пьесы имеют сходные ключевые интонации и выразительные средства.

Работа над Украинской народной песней «По дороге жук, жук».

Ученик проигрывает пьесы, демонстрирует домашнюю работу.

Вопрос педагога

Ответ ученика

Какой характер выражен в пьесе?

Сколько героев? Докажи, исходя из текста

Кто? Охарактеризуй их

Какие ключевые интонации ты ощутил в партии жука?

Сколько фраз в этой пьесе?

Как поделить их между исполнителями?

Где находится кульминация?

Какими выразительными средствами исполняется спокойная, плавная речь автора?

Домашнее задание – самому отрепетировать речь 2 героев на контрасте штрихов и динамики.

- игривый.

- 2 героя: у автора – поступенное движение с плавным ритмом, у жука интервал секунда, то вверх, то вниз как движение многих лап. Ритм притопа, перепляса или танец жука.

- автор – рассказчик - ребенок

- жук шустрый, проворный, хвастает собой.

4 фразы: 1-2 – автор, 3-4 - жук

- в начале 4-ой фразы, на самой высокой ноте «ми».

- используется штрих легато.

Я веселый майский жук,

Я без дела не сижу:

Над землей кружу кружу,

И жужжу, жужжу, жужжу.

Моя песенка-жужжалка

Надоела всем. А ж-ж-жалко.

А. Жилинский «Кот-мурлыка».

В работе над этой пьесой у ученика возникла трудность с выучиванием нотного текста наизусть. Когда на уроке придумали сценарий, текст запомнился без труда.

Вопрос педагога

Ответ ученика

В каком характере и темпе звучит эта пьеса?

Давай сыграем ее ансамблем: я –кот, ты – кошечка, разделяя по двутактам.

Сколько предложений в этой пьесе?

Они похожи?

Какую ключевую интонацию ты слышишь и видишь в этой пьесе?

Такой оборот часто встречается в колыбельных песнях. Какие выразительные средства можно использовать?

Тогда представим что кот задает вопрос: мур-мур-мяу, а кошка отвечает: мур-мур-мяу и получается очень ласковый и добрый диалог в характере колыбельной. Как вести мех?

Где встретились кошка с котом? Что они говорят друг другу?

Сочини текст к мелодии. Я тоже сочинила свой вариант:

Что за прелесть мой мурлыка,

Мой любимый серый кот!

Как он весело играет,

Как он песенки поет.

Характер спокойный мягкий, темп неторопливый, штрих легато. Я думаю, что кот ленивый, у него происходит музыкальный диалог с кошкой­: мяу-мур.

- два.

- да, первое и второе предложение начинаются одинаково.

- терция, то вверх, то вниз.

- мех ведем плавно, без рывков, напевный звук, спокойная, приглушенная динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение с листа О. Шплатова Бобик (с.17)

Прочесть текст, найти героев, разделить роли в нотном тексте. Сыграть по ролям, по очереди, затем – ученик всю пьесу.

Что нового ты узнал на уроке?

- узнал, что такое интонация;

- научился играть по ролям;

- собираю в музыкальную копилку пьесы про животных, «Музыкальный зоопарк».

Д/з: сочинить слова к пьесе «Кот-мурлыка», довести до концертного состояния выученные пьесы.

                                                    Заключение

Поддерживая интерес к познанию окружающего мира средствами художественного творчества, мы делаем занятия музыкой важными, увлекательными для начинающих.

Использованы различные варианты преобразования авторского текста на основе предварительного выявления его смысловых структур.Этот процесс будит интерес и творческое начало в юных музыкантах, позволяет разнообразить исполнение одного и того же произведения, делает техническую работу необременительной для юного исполнителя.

Нами предпринята попытка предложить начинающему аккордеонисту использовать принципы практической семантики и совместно с учителем находить интерпретации образно-смысловой стороны произведения. Таким образом открывается ряд перспектив для реализации творческого потенциала ученика, путем обновления форм и методов развивающего, креативного, вариативного обучения.

Список литературы

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971

Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация. М.,1978.

Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем:

учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория

музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2013. – 47 с.,

нот. http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8379.pdf

Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио (из опыта работы Лаборатории музыкальной семантики) http://sov.opredelim.com/docs/91000/index-8411.html

5. Шаймухаметова Л. Н. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе ДМШ. Вып. 4. Гайдн. «Чудо-симфонии». Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2011.

6. Шаймухаметова Л. Н. Маскарад и карнавал. Моцарт. «Турецкое рондо», 3-я часть Сонаты Ля мажор, № 11: учебно-методический комплект с аудио и видео-приложением для средних и старших классов ДМШ (фортепиано, музыкальная литература) / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2012.

7. Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем: учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013.

8. Шаймухаметова Л.Н., Кириченко П.В. Интонационные этюды в клас-

се фортепиано: уч. пособие. – Уфа, 2005. – 158 с.

http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252FCyberLeninka.ru%252Farticle%252Fn%252Finnovatsionnye-proekty-laboratorii-muzykalnoy-semantiki-ufimskoy-gosudarstvennoy-akademii-iskusstv.pdf%26ts%3D1462957985%26uid%3D1686292941393840171&sign=942b90507f1910b4f00615bc6926fc86&keyno=1

Щербакова Е.Г. Нескучные этюды: Методическая разработка для младших и средних классов ДМШ / Серия «Мои первые транскрипции». – Вып. 3. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013. http://lab-ms.narod.ru; http://creative-dmsh.ucoz.ru

Список нотной литературы

Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие. – М.: изд-во В. Катанского, 2001. – 208 с.

Беляев Г. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна (аккордеона): 1-3 классы ДМШ – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 77с.

Бойцова, Г. Юный аккордеонист: часть 1. 2. – М.: Музыка, 1996. – 76 с.

«Если бы редактором был я…»: выпуск 1.: Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8060.pdf

Серия «Если бы редактором был я...» / Рабочая тетрадь для младших классов ДМШ. – Вып. 1 – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова / О. Н. Тихонова. – 13 с., нот., ил.

Шплатова, О. Первая ступенька: юным аккордеонистам и баянистам: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. -23 с.

                                                     Приложение 1

Словарь музыкальной поэтики

Смысловые структуры – главные составляющие содержания музыкального текста. К ним относятся такие категории поэтики, как герой, персонаж, диалог, монолог, сцена, сюжет, действие, событие и категории семантики: семантическая фигура (ключевые интонации текста), интонационная лексика.

Герой – главное действующее лицо художественного произведения.

Персонаж – герой с определёнными чертами характера. В конкретных произведениях (сказках, мультфильмах, театральных постановках) имеет собственное имя. Например, Красная шапочка, Колобок, Буратино, Баба-Яга, Микки Маус и др.

Действующее лицо – герой или персонаж, участник событий. В содержании пьесы выполняет определённые действия. Например, герои разговаривают, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, делают какую-то работу, спорят, сочувствуют друг другу.

Монолог – развёрнутое высказывание одного героя.

Диалог – смысловая структура, обеспечивающая в музыкальном тексте

присутствие образов героев (персонажей), находящихся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия.

Реплика – смысловая структура диалога, ограничивающая высказывание героя или персонажа.

Автор – (в значении категории музыкальной поэтики) может быть включён в структуру текста, но может находиться и за его пределами. Внутри текста автор может быть представлен в трёх разных формах: 1) автор-рассказчик, 2) автор-наблюдатель и 3) автор – участник событий.

Прямая речь – развёрнутое высказывание героя от своего имени (от первого лица).

Сюжет – развёртывание событий (действий героя) в содержании какого-либо литературного, театрального или музыкального произведения.

Сцена – смысловая структура текста, часть действий героев или персонажей, ограниченная конкретными событиями. Наблюдается со стороны – автором (зрителем, слушателем)

Словарь практической семантики

Семантическая фигура – интонационный оборот с закреплённым значением, узнаваемый в разных текстах в связи с конкретными образными представлениями. Например: фанфара, роговый сигнал, «фигура притопа», ритм шага, ритм бега, фигура прыжка, интонация жалобы, галантная фигура, риторические фигуры и т.д.

Ключевая интонация – главная, наиболее часто встречающаяся фигура с закреплённым значением, которая выполняет основную смысловую нагрузку в тексте.

Интонационная лексика – совокупность семантических фигур, составляющих интонационный словарь эпохи, стиля, школы или конкретного композитора.

Приложение 2

Примеры произведений на различные виды соотношения

«Автор и герой, персонаж»

«Герой, персонаж»

Д. Кабалевский «Ежик» - ключевая интонация – секунда – колючки ежа. Ритмическая фигура притопа во 2, 4 тактах. Скрытая фигура шага во второй партии может исполняться не восьмыми, а четвертями как ostinato: ежик не бежит, а шагает.

Ф. Лещинская «Две лошадки» герои – играющие лошадки. Ключевые интонации – ритм шага и бега, вторая – цокот копыт. Цокот копыт можно исполнить ученику в разных регистрах как изображение большой и маленькой лошадки, использовать как ostinato в сопровождении.

«Автор и герой»

Б. Берлин «Звездочка». Сценарий этой пьесы взято из работы Шаймухаметовой. Персонаж – маленькая лошадка по имени Звездочка, которая катает девочек. Упрямство лошадки показано через прямую речь «Не хочу! Не пойду! Никого не повезу!» Ключевая интонация – скачок на октаву. Пьеса в 3 частной форме: крайние части – от автора, середина – прямая речь персонажа.

«Пастушья» - автор-наблюдатель рассказывает. Герой – пастух. Его прямая речь – наигрыш на рожке «Ту-ру-ту-ру».

«Диалог»

«Трубач и эхо» ключевая интонация -сигнал фанфары кварта, используется в разных регистрах и динамике.

Г. Беляев «Петух и ворона» 2 образа и 2 ключевые интонации: шаги петуха в интонации кварты в басовом регистре и повторяющийся возглас «ко-ко-ко» (2,4, 6 такты). 2 часть пьесы – перепалка вороны с петухом. Для вороны ключевой интонацией является секунда в гармоническом звучании.

Приложение 3

Загадки, пословицы, стихи о животных

Раз, два, три, четыре, пять,

В зоопарк идем гулять!

В музыкальный, не простой,

С песенкой там зверь любой!

С бородой, как старый дед

В шубу теплую одет.

Целый день траву жует,

Никогда не устает.

До чего упрям и зол

Старый бабушкин козел.

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает,

Я не муха, не паук

Я жужжу! Я майский (ЖУК).

Без расчески причесался,

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел во все лады. (КОТ)

Не усат, а бородат,

И сердит на ребят,

Но не дедушка он все же.

Угадайте, дети, кто же? (КОЗЕЛ)

На капустнике козел не караульщик.

Можно и с козлом поладить, коль по шерстке погладить.

Купить кота в мешке.

Не все коту Масленица.

Кот скребёт на свой хребёт.

За пчелой пойдешь - до меду дойдешь,

 За жуком пойдешь - до навозу дойдёшь.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.