12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Журавлёва Ирина Владимировна862 Россия, Ростовская обл., Станица Казанская Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Подгрупповое логопедическое занятие по теме «Слоговой анализ и синтез слов»
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей о слогообразующей роли гласных;
формировать навыки слогового анализа и синтеза;
развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
расширять словарь имён;
учить дифференцировать мужские и женские имена.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать стремление к результату деятельности;
воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Здоровьесберегающие:
развивать элементы двигательной активности.
Планируемый результат:
Личностные:
положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость, для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия.
Коммуникативные:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Оборудование: Баба Яга, снеговик, картинки: шары, река, горы, лес, дверь, замок, карточки со слогами, видео «Артикуляционная гимнастика», игры на дисках «Баба Яга учится читать», «Снеговик - слоговик», воздушные шарики.
Этапы и задачи. | Действие учителя | Действия учеников | УУД, оборудование | Методы и приёмы работы. |
1. Организационный момент. Настроить на занятие, собрать внимание детей. | - Ребята, вспомните правила поведения на занятии. Артикуляционная гимнастика. (Технология развития артикуляционной моторики) Дыхательная гимнастика. (Технология развития речевого дыхания) Пальчиковая гимнастика. (Технология развития мелкой моторики (приём кинезитерапия)) | Рассказывают стихотворение.
Дети выполняют задание вместе с логопедом. | Раз, 2, 3 ,4, 5, Будем мы сейчас опять Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, Не вертеться, не шалить. Индивидуальные зеркала, воздушные шарики. Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Регулятивные: определение цели занятия и постановка задач. |
Словесные , наглядно-демонстрационные |
2. Введение в тему | - Сегодня на занятии я желаю всем успеха, а для этого надо быть: внимательным, старательным, самостоятельным и активным. - Определите и назовите, что написано на доске? - Скажите что такое слог?
- Что такое слово?
- Составьте из слогов слова и запишите их. - Какие слова состоят из одного слога? |
Слоги и слова.
Слоги - это части слов, на которые они делятся при произношении. Слово - это наименьшая единица речи, в которой заключено лексическое значение. Карта, банка, Шуба, Фонарь Дом, Лес, Кот | Карточки со слогами и словами: Кар Бан Шу Дом Та Фо Ба Нарь Лес Ка Кот
Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание, осуществляют поиск необходимого решения. | Практические, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические) |
3. Определение цели и задач занятия, составление плана урока. | Тема нашего урока: «Слог». - Сегодня мы с вами будем: - четко произносить слоги, слова; -выделять гласные; |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Словесные
| |
4. Работа с карточками на зрительное восприятие. | - Я спешила к вам, чтобы сообщить страшную новость: Баба Яга похитила маленьких детей и закрыла их в своей избушке. - Что же делать? - Решено! Отправляемся спасать детей. Полетим туда на воздушных шариках. - Прочитайте слоги, записанные в шариках. Дополните их до слов-тогда шарики поднимут нас. |
Спасти детей.
Дополняют слоги до слов: лесник, шуба, двери, машина, колбаса, собака, корова. | Картинка - Баба Яга. Картинки - шары. На шариках написаны слоги: ЛЕС-… …-БА ДВЕР-… МА-…-НА КОЛ-…-СА …-БА-КА КО-…-ВА
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль. Личностные: активное желание оказать помощь | Практические, наглядно-демонстрационные, частично-поисковые |
5. Развитие логического мышления. | Мы летим очень долго. Вот впереди густой лес. Посмотрите, какие острые верхушки у елей. Как бы наши шарики не лопнули! Нужно добавить в них немного воздуха, и они поднимутся выше. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поделите слова на слоги. Как определяем количество слогов в слове? | Отгадывают загадки и делят слова на слоги. | Картинка: лес. Загадки. 1.Если ты его отточишь — Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? …. 2. На ноге стоит одной, 3. После урока непременно 4.Если ей работу дашь - Хоть не прачка я, друзья, 5. Ученикам велит садиться. 6.В руках учителя растаял. Регулятивные: планируют свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу, применяют освоенные способы действия, осуществляют пошаговый контроль, адекватно воспринимают оценку учителя. | Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические) |
6. Тренировка в слоговом синтезе. | - Долетели мы до широкой реки. Но кто там впереди? Это Баба Яга грозится нам помешать и хочет съесть слова и спрятать звуки. А, помогут переправиться через реку нам мышата. Давайте послушаем их задание и выполним его. | Из слогов составляют слова. | Картинка: река. Игра на диске « Баба Яга учится читать» Регулятивные: применяют усвоенные способы действия, адекватно воспринимают оценку товарища. | Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)
|
7. Дифференциация односложных и двусложных слов | - Итак, мы перебрались на противоположный берег. Дорога проходит через горы. Расставьте слова в два столбика: односложные – в столбик под цифрой 1, двусложные под цифрой 2. | Расставляют слова односложные – в столбик под цифрой 1, двусложные под цифрой 2. | Картинка: горы. Карточки со словами: Лист, день, мост, хвост, крот, стол, свист, стул, снег. Кино, дупло, уха, гнездо, стулья, аист, гномы, зебры, эхо. Регулятивные: принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Практические, словесные, частично-поисковые |
8. Тренировка в слоговом анализе и синтезе. | Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги. Нужно торопиться. Пока старухи нет дома, скорее освободим детей. - Но, у неё есть сторож и это снеговик. Мы должны выполнить его задание и тогда он нам разрешит подойти к избушке. | Составляют из букв слоги, определяют в каком слове, есть этот слог. | Картинка-избушка на курьих ножках. Игра на диске «Снеговик-слоговик» Регулятивные: планируют свою деятельность | Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические) |
9. Работа на слуховое восприятие. | - Какой тяжёлый замок висит на двери избушки! Чтобы его открыть нужно, выполнить задание. - Для обозначения открытых и закрытых слогов используются символы. Какие? Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ. ПУР КАТ ПА МАВ ТУ РЫ АК ОЛ |
Открытая дверь и замок. Дети слушают слоги и поднимают соответствующие символы. | Символы-картинки: открытая дверь и замок.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, умеют оценивать правильность выполнения действия. | Практические, словесные, частично-поисковые. |
10. Закрепление знания о правописании собственных имен существительных. Дифференциация женских и мужских имён. | - Отлично! Двери открыты. Вы освободили детей. Давайте познакомимся с ними. - Составьте по схеме имена детей, и вы узнаете, кого освободили. Запишите имена и назовите среди них женские и мужские. | Составляют имена детей, записывают их в тетради, называют мужские и женские имена. | Схема: Ва То По ЛЯ Ко Ю Га О Регулятивные: планируют свою деятельность | Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические) |
11. Рефлексия | «Лесенка настроения» У каждого ученика на парте картонный человечек. И лестница с тремя ступеньками, на которых нарисованы три мордашки: на верхней - веселая, на средней - спокойная, на нижней - грустная. -Кто сегодня не смог правильно сделать все задания, поставьте своего человечка на нижнюю ступеньку. -Кто иногда ошибался, поставьте человечка на среднюю ступеньку. -У кого всё получилось, поставьте человечка на верхнюю ступеньку. -Какое у вас сейчас настроение? Почему? -Вам понравилось занятие? -Что больше всего понравилось? | Выбирают ступеньки для человечка. | «Лесенка настроения»
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль, принимают и сохраняют учебную задачу, прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и аргументируют своё мнение. | Словесные.
|
Используемые источники информации (литература, интернет)
Мазанова Е. В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция.-2001.
Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа исинтеза. // Конспекты занятий для логопедов. - Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е. В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.; Киев, 2004.
Ресурсы дидактического материала:
Диски:
Мерсибо “Начинаю читать”. Игра “ Снеговик-слоговик”
Игра “Баба Яга учится читать”
Видео.
Картинки: