Подгрупповое логопедическое занятие по теме «Слоговой анализ и синтез слов»

4
1
Материал опубликован 16 September 2017 в группе

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знания детей о слогообразующей роли гласных;

формировать навыки слогового анализа и синтеза;

развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

расширять словарь имён;

учить дифференцировать мужские и женские имена.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;

развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать стремление к результату деятельности;

воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

развивать элементы двигательной активности.

Планируемый результат:

      Личностные:

положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость, для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

самостоятельно оценивать собственную деятельность.

 Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия для выполнения задания.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  и письменной форме;

осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия.

Коммуникативные:                                                                                                                          

осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Оборудование: Баба Яга, снеговик, картинки: шары, река, горы, лес, дверь, замок, карточки со слогами, видео «Артикуляционная гимнастика», игры на дисках «Баба Яга учится читать», «Снеговик - слоговик», воздушные шарики.

Этапы и задачи.

Действие учителя

Действия учеников

УУД, оборудование

Методы и приёмы работы.

1. Организационный момент. Настроить на занятие, собрать внимание детей.

- Ребята, вспомните правила поведения на занятии.

Артикуляционная гимнастика.

(Технология развития артикуляционной моторики)

Дыхательная гимнастика.

(Технология развития речевого дыхания) Пальчиковая гимнастика. (Технология развития мелкой моторики (приём кинезитерапия))

Рассказывают стихотворение.








 

Дети выполняют задание вместе с логопедом.

Раз, 2, 3 ,4, 5,

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Индивидуальные зеркала, воздушные шарики.

Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

 

Регулятивные: определение цели занятия и постановка задач.




 

Словесные , наглядно-демонстрационные

2. Введение в тему

  - Сегодня на занятии я желаю всем успеха, а для этого надо быть: внимательным, старательным, самостоятельным и активным.

- Определите и назовите, что написано на доске?

- Скажите что такое слог?


 

- Что такое слово?




 

- Составьте из слогов слова и запишите их.

- Какие слова состоят из одного слога?








 

Слоги и слова.


 

Слоги - это части слов, на которые они делятся при произношении.

Слово - это наименьшая единица речи, в которой заключено лексическое значение.

Карта, банка, Шуба, Фонарь

Дом, Лес, Кот

Карточки со слогами и словами: Кар  Бан  Шу  Дом  Та Фо Ба Нарь Лес  Ка  Кот






 

Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание, осуществляют поиск необходимого решения.
Регулятивные: осмысливают текстовый материал.

Практические, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)

3. Определение цели и задач занятия, составление плана урока.

Тема нашего урока: «Слог».

- Сегодня мы с вами будем:

- четко произносить слоги, слова;
- делить слова на слоги;
- внимательно слушать;
- составлять слова из слогов;

-выделять гласные; 
- правильно читать и писать;
- определять количество слогов.

 














 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 

Словесные


 

4. Работа с карточками на зрительное восприятие.

- Я спешила к вам, чтобы сообщить страшную новость: Баба Яга похитила маленьких детей и закрыла их в своей избушке.

- Что же делать?

- Решено!

Отправляемся спасать детей. Полетим туда на воздушных шариках.

- Прочитайте слоги, записанные в шариках. Дополните их до слов-тогда шарики поднимут нас.







 

Спасти детей.






 

Дополняют слоги до слов: лесник, шуба, двери, машина, колбаса, собака, корова.

Картинка - Баба Яга.

Картинки - шары.

На шариках написаны слоги:

ЛЕС-…        …-БА            ДВЕР-…          МА-…-НА         КОЛ-…-СА    …-БА-КА     КО-…-ВА




 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: осуществляют анализ слов.

 Личностные: активное желание оказать помощь  

Практические, наглядно-демонстрационные, частично-поисковые

5. Развитие логического мышления.

Мы  летим очень долго. Вот впереди густой лес. Посмотрите, какие острые верхушки у елей. Как бы наши шарики не лопнули! Нужно добавить в них немного воздуха, и они поднимутся выше.

Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Поделите слова на слоги.

Как определяем количество слогов в слове?

Отгадывают загадки и делят слова на слоги.

Картинка: лес.

Загадки.

1.Если ты его отточишь — Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ….

2. На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

3. После урока непременно
Нужна ребятам..?

4.Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.

Хоть не прачка я, друзья,
Старательно стираю я.

5. Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит.

6.В руках учителя растаял.
На школьной доске следы оставил.

Регулятивные: планируют свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу, применяют освоенные способы действия, осуществляют пошаговый контроль, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: осуществляют анализ приёмов деления слов на слоги.

Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)

6. Тренировка в слоговом синтезе.

- Долетели мы до широкой реки. Но кто там впереди? Это Баба Яга грозится нам помешать и хочет съесть слова и спрятать звуки. А, помогут переправиться через реку нам мышата. Давайте послушаем их задание и выполним его.

Из слогов составляют слова.

Картинка: река.

Игра на диске « Баба Яга учится читать»

Регулятивные: применяют усвоенные способы действия, адекватно воспринимают оценку товарища.
Познавательные: осуществляют синтез слов.

Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)



 

7. Дифференциация односложных и двусложных слов

- Итак, мы перебрались на противоположный берег. Дорога проходит через горы.

Расставьте слова в два столбика: односложные – в столбик под цифрой 1, двусложные под цифрой 2.

Расставляют слова односложные – в столбик под цифрой 1, двусложные под цифрой 2.

Картинка: горы.

Карточки со словами: Лист, день, мост, хвост, крот, стол, свист, стул, снег.

Кино, дупло, уха, гнездо, стулья, аист, гномы, зебры, эхо.

Регулятивные: принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: осуществляют анализ приёмов сравнения.

Практические, словесные, частично-поисковые

8. Тренировка в слоговом анализе и синтезе.

Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги. Нужно торопиться. Пока старухи нет дома, скорее освободим детей.

- Но, у неё есть сторож и это снеговик. Мы должны выполнить его задание и тогда он нам разрешит подойти к избушке.

Составляют из букв слоги, определяют в каком слове, есть этот слог.

Картинка-избушка на курьих ножках.

Игра на диске «Снеговик-слоговик»

Регулятивные: планируют свою деятельность
Познавательные: осуществляют анализ слов

Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)

9. Работа на слуховое восприятие.

- Какой тяжёлый замок висит на двери избушки! Чтобы его открыть нужно, выполнить задание.

- Для обозначения открытых и закрытых слогов используются символы. Какие?

Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ.

ПУР  КАТ  ПА  МАВ  ТУ РЫ АК ОЛ







 

Открытая дверь и замок.

Дети слушают слоги и поднимают соответствующие символы.

Символы-картинки: открытая дверь и замок.


 

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, умеют оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: осуществляют анализ приёмов сравнения

Практические, словесные, частично-поисковые.

10. Закрепление знания о правописании собственных имен существительных.

Дифференциация женских и мужских имён.

- Отлично! Двери открыты. Вы освободили детей. Давайте познакомимся с ними. - Составьте по схеме имена детей, и вы узнаете, кого освободили. Запишите имена и назовите среди них женские и мужские.

Составляют имена детей, записывают их в тетради, называют мужские и женские имена.

Схема:

Ва

То

По                   ЛЯ

Ко

Ю

Га

О

Регулятивные: планируют свою деятельность
Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание.

Практические, словесные, частично-поисковые, логические (аналитико-синтетические)

11. Рефлексия

«Лесенка настроения»

У каждого ученика на парте картонный человечек.  И лестница с тремя ступеньками, на которых нарисованы три мордашки:

на верхней - веселая, на средней - спокойная,

на нижней - грустная.

-Кто сегодня не смог правильно сделать все задания, поставьте своего человечка на нижнюю ступеньку.

-Кто иногда ошибался, поставьте человечка на среднюю ступеньку.

-У кого всё получилось, поставьте человечка на верхнюю ступеньку.

-Какое у вас сейчас настроение? Почему?

-Вам понравилось занятие?

-Что больше всего понравилось?

Выбирают ступеньки для человечка.

«Лесенка настроения»














 

Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль, принимают и сохраняют учебную задачу, прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и аргументируют своё мнение.

Словесные.






 


 

Используемые источники информации (литература, интернет)

Мазанова Е. В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция.-2001.

Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа исинтеза. // Конспекты занятий для логопедов. - Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Мазанова Е. В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.; Киев, 2004.

http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-pyshnograeva/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-dlja-detei-s-fnr-po-teme-zvuki-z-z-bukva-z.html - правило

http://dist-tutor.info/course/view.php?id=1849&item=9091 пальчиковая гимнастика

https://www.tikitoki.ru/riddle/zagadki-dlja-detej-o-shkole - загадки про школу

http://vkusnyasha.ru/zagadki_school.html - загадки про школу

 

Ресурсы дидактического материала:

Диски:

Мерсибо “Начинаю читать”. Игра “ Снеговик-слоговик”

Игра “Баба Яга учится читать”

Видео.

https://www.youtube.com/watch?v=Kg3Q28-WG4o – артикуляционная гимнастика

Картинки:

http://hqplace.ru/img/articles/Jun/11/00197d5e942af47cd0ef6c2528c5d38a/6.jpg - Баба Яга

http://theartmad.com/wp-content/uploads/2015/04/Forest-Clipart-6.png - Еловый лес

http://kcml2011.ucoz.ru/4e90eb236a46.png - река

http://ru.stockfresh.com/thumbs/ddraw/394003_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6-cartoon-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA.jpg - горы

http://www.ultrra.ru/assets/images/mebel-dlya-detskih-sadov/panno-dekaracii/dekracii-nelliya/2432.750x0.jpg -  избушка

http://www.higherawareness.com/blog/wp-content/uploads/2011/01/shutterstock_45272473.jpg - дверь

http://pngimg.com/upload/padlock_PNG9389.png -замок

http://img-fotki.yandex.ru/get/4421/47407354.396/0_a87dd_e01308d3_orig.png - снеговик

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Владимировна, приветствую. Для какого возраста занятие?

30 October 2017

Похожие публикации