Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звуков [р, р']»

7
0
Материал опубликован 28 October 2017 в группе

Подгрупповое логопедическое занятие

Тема: «Автоматизация звуков Р и Рь».

Цель: создать условия по закреплению навыков правильного произношения звуков Р, Рь в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

- закреплять навыки правильного произношения и различения звуков Р и Рь в слогах, словах, предложениях;

- развивать и корригировать внимание, память, мышление, координацию движений с речью на основе коррекционно-развивающих заданий;

- воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование: наборы картинок, слогов, мультимедийная презентация, панно, детали дома, зеркала.

Предварительная работа: просмотр мультфильма Боб - строитель.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слайд № 1.

Логопед: Добрый день ребята, вы пришли на занятия к логопеду, что бы учится правильно и красиво говорить. Какой закон правильной речи мы знаем?

Дети: Звуки слушаем внимательно

И произносим их старательно

Говорим спокойно, внятно,

Чтобы было всем понятно.

II. Постановка цели занятия.

Логопед: Ребята, мы с вами на прошлом занятии побывали в гостях у героев мультфильма Боб - строитель. Боб строит дома, а помогают ему в строительстве его друзья.

Логопед: Посмотрите на слайд прочитайте слова, которые имеют отношение к строительству дома. (Ответы детей).

Слайд №2. Кирпичи, подъёмный кран, крыша, дверь, крыльцо, дрель (Дети читают).

Логопед: Какие звуки часто встречаются в этих словах?

Дети: Звук Р звук Рь.

Логопед: Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука Р и Рь.

- Давайте вместе правильно произнесём звук Р (Дети хором произносят звук Р).

- Теперь звук Рь (Дети хором произносят звук Рь).

III. Характеристика звуков Р и Рь , артикуляция, артикуляционная гимнастика.

Логопед: Дадим характеристику звукам Р и Рь.

Дети: Звук Р - согласный, звонкий, твердый. Звук Рь - согласный, звонкий, мягкий.

Артикуляция:

Логопед: Губы и зубы раскрыты, кончик языка поднят за верхние зубы, сильная воздушная струя идет по середине языка на кончик, кончик языка дрожит.

Слайд № 3

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Чтобы наш язычок правильно работал, что нужно сделать?

Дети: Гимнастику.

Логопед: Правильно, артикуляционную гимнастику. Возьмите индивидуальные зеркала и правильно выполняйте все движения по моему показу.

Слайд № 4

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Логопед: Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Логопед: Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Логопед: Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Логопед: На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

«Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Логопед: Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Логопед: Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

IV. Работа по теме занятия.

1. Работа со слогами (карточки со слогами).

Слайд № 5

Логопед: Ребята посмотрите, кто пришёл к нам в гости.

(Дети смотрят на экран. На экране Боб — строитель. Звучит заставка к мультфильму).

Логопед: Вы узнали кто это?

Дети: Боб — строитель.

Логопед: Бобу поступил срочный заказ, нужно построить новый дом, но ему срочно понадобилось уехать, а вас ребята он просит о помощи. Вы согласны ему помочь?

Дети: Да!

Логопед: Тогда читаем послание Боба — строителя.

Слайд №6. (дети читают послание Боба).

На пригорке за ручьём

Вам построить нужно дом.

Здесь фундамент подведён

Начинайте строить дом.

Класть кирпич к кирпичу это вам по плечу,

А теперь взбирайтесь выше

Чтоб на дом поставить крышу.

Из трубы дым кольцом

Дело лишь за крыльцом.

Стёкла в рамы вставьте,

Дверь к крыльцу поставьте.

Вот готов чудесный дом

Здесь все дружно заживём!

(Логопед вывешивает на доску магнитное «панно» с изображением фундамента дома).

Логопед: Класть кирпич к кирпичу, нам конечно по плечу. Только где же мы возьмём стройматериалы.

Логопед: Посмотрите ребята, у нас есть слоги, а из слогов как из кирпичиков мы складываем слова, я думаю, что и стены дома из них мы легко сложим.

- Прочтите эти слоги.

Дети: РА РО РЕ РЫ РИ РУ РЯ АР УР ОР ЫР ИР ЕР

(Дети у доски выставляют картинку «стену дома» на панно).

2. Работа со словами (карточки со словами).

Логопед: Стены мы поставили, а что же дальше.

Дети: Нужно строить крышу.

Логопед: Вы правы, и для того чтобы нам поставить крышу, нужно выполнить следующее задание.

Логопед: Посмотрите на экран, прочитайте слова. похожие по смыслу (семья слов, родственники)

\ стройка \ строитель \ строительный \ строить

Логопед: Определите слово, от которого произошли эти слова.

Дети: Строить

Логопед: Молодцы ребята.

(Дети получают картинку «крыша» прикрепляют к панно).

Логопед: А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть.

3. Физминутка: «Я хочу построить дом» (автор Юрий Гребенев).

(Дети садятся на ковёр и выполняют покачивающие движения вместе с пальчиковой гимнастикой под музыку).

Я хочу построить дом (Руки над головой «домиком»).

Чтоб окошко было в нём (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»).

Чтоб у дома дверь была (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями).

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх).

Чтоб вокруг забор стоял (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены).

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх).

Чтоб флажок на доме был (Пальцы правой руки приставлены к указательному пальцу левой руки, покачивающие движения).

А за домом ёжик жил. (Пальцы рук перекрещены между собой).

Логопед: Молодцы ребята за это задание мы получаем «окно» для нашего дома.

(Дети проходят на свои места получают картинку «окно с рамой» прикрепляют к панно).

4. Анализ предложений.

Логопед: Чтобы нам построить крыльцо, нужно выполнить следующее задание. Перед вами карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Читаем текст и определяем сколько слов с буквой Р в каждом предложении, подчеркните букву Р?

ТЕКСТ «Строители работают в любое время года и в любую погоду. Поэтому они обладают крепким здоровьем и выносливостью. А еще строители владеют множеством специальных знаний и умений, чтобы строить крепкие и качественные здания и сооружения».

Логопед: А теперь поднимите карточку, с цифрой определяющую количество букв в 1 предложении, 2,3,4.

(Дети показывают соответствующую карточку с цифрой 1-4).

(За выполнение задания получают картинку «крыльцо», прикрепляют к панно).

5. Работа в тетради.

Логопед: Наш дом почти готов. Но чего не хватает? Какие части дома нужно ещё добавить но с условием - в их названии должны быть звуки Р и Рь?

Дети: Дверь, труба.

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте в словах дверь, труба гласные красным цветом, мягкую Рь обозначьте зелёным цветом, твёрдую Р синим цветом.

(За выполнение задания получают картинки «дверь», «труба», прикрепляют к панно).

Логопед: Молодцы ребята. Посмотрите какой чудесный дом мы сегодня с вами построили, опираясь на ваши знания.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Какие звуки мы сегодня вместе учились правильно произносить и выделять.

Дети: Звуки Р, Рь.

Логопед: Были задания, которые показались вам трудными? Какое задание вам понравилось больше остальных? (Ответы детей).

Логопед: А какое настроение у вас будет в новом доме, мы определим с помощью картинок «тучки» и «солнышко». Выберете картинку «солнышко» если вам было интересно и весело. И картинку «тучка» если вам было скучно.

(Дети выбирают картинки, показывают).

Логопед: Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, постарайтесь его сохранить в течение всего дня. До новых встреч на занятиях у логопеда.

Презентация к занятию "Автоматизация звуков Р, Рь".
ZIP / 722.34 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #45304 был удален 2 November 2017

Ответ #45305 был удален 2 November 2017