СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

0
0
Материал опубликован 10 January

УДК 376.63


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ


К.И.Скобелкина,

магистрант 3 курса,

напр. «Психолого-педагогическое образование», проф.спец.«Специалист по работе с семьей»

А.Ф.Фазлыева,

к.п.н., доц.

БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа

Аннотация: в статье кратко представлено содержание программы и ход ее реализации с семьями, воспитывающих подростков с девиантным поведением. Реализуя программу, были выявлены условия способствующие повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей; обучение навыкам объективного восприятия ребенка и семейных отношений, профилактическая работа.


После проведения диагностического среза, была составлена программа, которая была реализована с семьями, подростками, состоящими на ВШУ и с обучающимися образовательной программы. В процессе реализации программы принимали участие педагогические работники школы, в лице зам.директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога и советника по воспитанию.

Цель программы: создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания подростков с девиантным поведением.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Осуществить просвещение взрослых в вопросах семейного воспитания, обучение навыкам объективного восприятия ребенка и семейных отношений.

2. Содействие в установлении положительного семейного микроклимата и формировании здорового образа жизни.

3. Осуществление профилактической работы с подростками.

Для определения успешности разработанной и реализуемой нами программы были определены критерии оценки, позволяющие выявить положительную динамику:

1. Взаимоотношения между родителями и подростками несут положительную динамику;

2. Педагогический потенциал семьи оценивается выше среднего уровня;

3. Подростки не пропускают учебные занятия без уважительной причины и выполняют план профилактической работы с целью снятия с внутришкольного учета;

4. Занятость подростков во внеурочное время.

Формы реализации программы: индивидуальная и групповая формы работы; посещение семьи на дому.

Методы работы:

1. Информационные методы: беседы, устные информационные сообщения, информационные лекции, консультации, оформление информационных стендов.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги, диспуты, вечера вопросов и ответов обучение приемам саморегуляции, анализ «трудных» случаев и т.д.

Содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Учебно-тематическое планирование обучения родителей

Тема

Всего часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

2

1

1

2

Индивидуальная беседа «Об ответственности родителей за своих детей»

2

1

1

3

Индивидуальная беседа «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

2

1

1

4

Диспут на тему «Семейное счастье... в чем оно?»

1

1


5

Факторы семейного благополучия

2


2

6

Современные проблемы воспитания подростков

2

1

1

7

Возрастные кризисы подростков

2

1

1

8

Стили родительского воспитания

2

1

1

9

Вредным привычкам скажем «НЕТ

3


3

10

Индивидуальные беседы с семьями, воспитывающих подростков в девиантным поведением

10


10

11

Посещение семьи на дому

8


8


Итого часов

36

7

29



С родителями были проведены следующие мероприятия:

- родительские собрания, где проводилась разъяснительная работа и анализ поведения родителей;

- психолого-педагогическое консультирование родителей в выполнении их воспитательной функции;

- профилактические беседы;

- тренинг по развитию положительного опты семейного воспитания.

С девиантными подростками организованы такие мероприятия:

- классные часы на которых проводилась разъяснительная работа и анализ поступков учащихся;

- контроль за соблюдением режима и успеваемостью;

- организация внеурочной деятельности (подростки стали посещать спортивные секции);

- поощрение за успехи, создание ситуации успеха;

- обеспечение постоянной связи с семьей;

- контроль за поведением (агрессивное поведение и нарушение дисциплины в школе).

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены повторные диагностические процедуры, направленные на изучение динамики педагогической компетентности родителей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, а также анализе этих изменений. Для проведения повторной диагностики использовались методики: социограмма «Моя семья», «Опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В.Столина».

Результаты заключительного этапа опытно-экспериментальной работы все ребята показали отсутствие пропусков без уважительных причин. Так же положительным фактором является то, что все дети посещают секции во внеурочное время. Взаимоотношения во всех семьях улучшились и изменились, родители стали понимать потребности детей, а также создавать условия для их удовлетворения. На основе сравнения данных показателей можно сказать, что в целом по семье наблюдается положительная динамика. В конце 2023-2024 учебного года подростки сняты с внутришкольного учета.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам выявить эффективные условия психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением: проведена диагностика, позволяющая выявить основные проблемы у родителей и детей; осуществлена деятельность с активным участием педагогических работников школы; реализована программа, направленная на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания подростков с девиантным поведением.


©Скобелкина К.И, Фазлыева А.Ф.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации