СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
УДК 376.63
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
К.И.Скобелкина,
магистрант 3 курса,
напр. «Психолого-педагогическое образование», проф.спец.«Специалист по работе с семьей»
А.Ф.Фазлыева,
к.п.н., доц.
БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа
Аннотация: в статье кратко представлено содержание программы и ход ее реализации с семьями, воспитывающих подростков с девиантным поведением. Реализуя программу, были выявлены условия способствующие повышению уровня педагогической компетентности родителей.
Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей; обучение навыкам объективного восприятия ребенка и семейных отношений, профилактическая работа.
После проведения диагностического среза, была составлена программа, которая была реализована с семьями, подростками, состоящими на ВШУ и с обучающимися образовательной программы. В процессе реализации программы принимали участие педагогические работники школы, в лице зам.директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога и советника по воспитанию.
Цель программы: создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания подростков с девиантным поведением.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Осуществить просвещение взрослых в вопросах семейного воспитания, обучение навыкам объективного восприятия ребенка и семейных отношений.
2. Содействие в установлении положительного семейного микроклимата и формировании здорового образа жизни.
3. Осуществление профилактической работы с подростками.
Для определения успешности разработанной и реализуемой нами программы были определены критерии оценки, позволяющие выявить положительную динамику:
1. Взаимоотношения между родителями и подростками несут положительную динамику;
2. Педагогический потенциал семьи оценивается выше среднего уровня;
3. Подростки не пропускают учебные занятия без уважительной причины и выполняют план профилактической работы с целью снятия с внутришкольного учета;
4. Занятость подростков во внеурочное время.
Формы реализации программы: индивидуальная и групповая формы работы; посещение семьи на дому.
Методы работы:
1. Информационные методы: беседы, устные информационные сообщения, информационные лекции, консультации, оформление информационных стендов.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги, диспуты, вечера вопросов и ответов обучение приемам саморегуляции, анализ «трудных» случаев и т.д.
Содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Учебно-тематическое планирование обучения родителей
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» | 2 | 1 | 1 |
2 | Индивидуальная беседа «Об ответственности родителей за своих детей» | 2 | 1 | 1 |
3 | Индивидуальная беседа «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» | 2 | 1 | 1 |
4 | Диспут на тему «Семейное счастье... в чем оно?» | 1 | 1 | |
5 | Факторы семейного благополучия | 2 | | 2 |
6 | Современные проблемы воспитания подростков | 2 | 1 | 1 |
7 | Возрастные кризисы подростков | 2 | 1 | 1 |
8 | Стили родительского воспитания | 2 | 1 | 1 |
9 | Вредным привычкам скажем «НЕТ | 3 | | 3 |
10 | Индивидуальные беседы с семьями, воспитывающих подростков в девиантным поведением | 10 | | 10 |
11 | Посещение семьи на дому | 8 | | 8 |
| Итого часов | 36 | 7 | 29 |
С родителями были проведены следующие мероприятия:
- родительские собрания, где проводилась разъяснительная работа и анализ поведения родителей;
- психолого-педагогическое консультирование родителей в выполнении их воспитательной функции;
- профилактические беседы;
- тренинг по развитию положительного опты семейного воспитания.
С девиантными подростками организованы такие мероприятия:
- классные часы на которых проводилась разъяснительная работа и анализ поступков учащихся;
- контроль за соблюдением режима и успеваемостью;
- организация внеурочной деятельности (подростки стали посещать спортивные секции);
- поощрение за успехи, создание ситуации успеха;
- обеспечение постоянной связи с семьей;
- контроль за поведением (агрессивное поведение и нарушение дисциплины в школе).
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены повторные диагностические процедуры, направленные на изучение динамики педагогической компетентности родителей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, а также анализе этих изменений. Для проведения повторной диагностики использовались методики: социограмма «Моя семья», «Опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В.Столина».
Результаты заключительного этапа опытно-экспериментальной работы все ребята показали отсутствие пропусков без уважительных причин. Так же положительным фактором является то, что все дети посещают секции во внеурочное время. Взаимоотношения во всех семьях улучшились и изменились, родители стали понимать потребности детей, а также создавать условия для их удовлетворения. На основе сравнения данных показателей можно сказать, что в целом по семье наблюдается положительная динамика. В конце 2023-2024 учебного года подростки сняты с внутришкольного учета.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам выявить эффективные условия психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением: проведена диагностика, позволяющая выявить основные проблемы у родителей и детей; осуществлена деятельность с активным участием педагогических работников школы; реализована программа, направленная на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания подростков с девиантным поведением.
©Скобелкина К.И, Фазлыева А.Ф.