Согласные звуки: М - Мь. Буква М
Тема: «Согласные звуки: М - Мь. Буква М».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: М - Мь , буква М.
Развитие способности различать звуки: М - Мь на слух, букву М
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: М - Мь, буква М.
Закрепление способности составлять предложения с данными словами.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: М - Мь,
буквой М.
2. Научить детей правильно произносить звуки: М - Мь и подбирать слова
на звуки: М - Мь.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву М.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков: М - Мь в трёх позициях: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: М - Мь. Буквой М.
4. Подбор слов на звуки: М - Мь.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы М синим и зелёным
карандашом (развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы М вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы М в тетради по образцу педагога.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
2. Картинки предметных изображений.
3. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и
прописывания.
4. Простые и цветные карандаши.
5. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звуков: М - Мь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. | Присоединение. К/упр.: «Назови колючие слова». - развитие мышления, связности высказывания. | Называют: ёжик, ель, сосна, иголка, трава и т.д. |
2. | К/упр.: «Письмо». - развитие зрительного внимания, фонематического слуха, памяти. - Нам почтальон принёс письмо. - Посмотрим, кто нам его прислал? - В этом письме картинки. | Рассматривают картинки. |
| Педагог выставляет картинки на доску и проговаривает каждое название. При этом выделяя голосом звук «М». Мороженое, чемодан, дом, помидор, метла, сом, шмель, осьминог, комар, альбом, мяч, пирамидка. | |
| - Письмо прислал нам Незнайка. Он спрашивает вас, что общего в этих словах? - Правильно. - А как звучит звук «М» в каждом из слов. Проговорите каждое слово. - Давайте распределим картинки на две группы (в одну группу слова с твёрдым звуком «М», в другую с мягким звуком «Мь»). - Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «М - Мь». | Во всех этих словах есть звук «М». Проговаривают и определяют, что звук «М» звучит твёрдо и мягко. Распределяют картинки по группам. |
3. | Артикуляция звука «М». Звук «М» произносится с помощью губ. При произнесении звука М во рту образуется преграда. Когда произносим твёрдый звук, губы, немножко сердятся,когда произносится Мь – губы улыбаются. Анализ звука «М» Звук «М», как мы уже убедились, может быть твёрдым и мягким. Этот звук согласный. | |
| Анализ буквы М. На письме звуки: М - Мь обозначаются буквой ЭМ. Звуки произносим коротко: М - Мь. Букву произносим полно: ЭМ - Посмотрите, как выглядит буква ЭМ. Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я – Это мы, а между тем Получилась буква… - На что похожа буква ЭМ?
| Произносят за взрослым Рассматривают печатную букву на доске. М. Ответы детей. |
| Детям предлагается указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе букву М, а затем выложить её из счётных палочек. | |
|
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку |
| На первой страничке закрасить букву, М синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы М. На третьей страничке обвести контур буквы М по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: М – Мь. |