Конспект урока русского языка «Согласный звук [П]–[П’]. Буква П, п. Слог. Слово»
Тема: «Согласный звук, буква П - Пь. Слог. Слово».
Цель: Познакомить детей с согласными звуками: П - Пь, буквой П.
Развитие способности различать твёрдый и мягкий звук: П - Пь на
слух, находить букву П зрительно.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с согласными звуками: П - Пь и с
буквой П.
2. Закрепить навыки правильного произношения звуков:
П - Пь изолировано, в слогах, в словах.
3. Учить различать согласные звуки: П - Пь .
4. Закрепить умение подбирать слова на звуки: П - Пь.
5. Научить детей узнавать и прописывать букву П.
6. Развитие способности определять место звука в
словах: начало, середина и конец слова.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие слухового и речевого восприятия и памяти.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Учить понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Развитие слухового и речевого восприятия звуков: П – Пь.
2. Согласный твёрдый звук «П», мягкий согласный звук «Пь».
3. Подбор слов на звуки: П – Пь.
4. Буква П.
5. Подготовка руки к письму, прописывание букв, слогов.
Закрашивание контурного изображения буквы П синим, зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы П вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графомоторных навыков).
Прописывание буквы П, слогов.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты).
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласной буквой П.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания.
5. Простые карандаши.
6. Цветные карандаши.
7. Стихи и загадки.
8. Красные, синие и зелёные кружочки, для условного обозначения звуков.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Присоединение. И/упр.: «Какие звуки мы слышим за дверью?». К/упр.: «Отгадайте загадку». Он принёс нам телеграмму: «Приезжаю. Ждите. Мама». Деду пенсию принёс, Хоть совсем не Дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? Демонстрация картинки: почтальон. - Что приносит нам почтальон? - Правильно. Демонстрация картинок: посылка, письма. - А как всё это называется, одним словом? - Послушайте внимательно слова: почтальон, посылка, почта какой первый звук вы услышали в этих словах? - Правильно. - А в слове письма?
| Рассказывают, что они услышали за дверью. Почтальон. Почту, посылки, письма. Почта. Звук П. Звук Пь. |
Анализ согласного звука «П». Сегодня мы с вами познакомимся с согласными звуками П – Пь. Звук «П», называется согласным, потому что, воздушная струя встречает преграду. Звук П, пытается прорваться сквозь преграду- сквозь губы. Чем мы произносим звук П? (Губами). Попробуйте его спеть (Он не поётся). Попробуйте его потянуть, как ниточку, ниточка рвётся. Звук П- согласный, твёрдый. Его мы будем обозначать, синим кружочком. На доску прикрепляется синий кружок.
| ||
К/упр.: «Подбери картинки на твёрдый согласный звук П». - В этих словах мы слышим твёрдый согласный звук П. - А теперь посмотрите на эти картинки и назовите их. - В этих словах мы слышим мягкий согласный звук Пь. Звук Пь – мы произносим, нежно, мягко. Физкультурная минутка. К/упр.: «Отгадайте загадки». Вместо хвостика – крючок, Вместо носа – пятачок, Пятачок дырявый, А крючок – вертлявый!
На потолочке, в уголочке Висит сито, не руками свито.
Гребень имеет – но не расчёсывается, Шпоры имеет – но не ездит верхом.
Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. -На доске у нас отгадки к загадкам. Давайте поделим на слоги все слова.
- Посмотрите на отгадки к загадкам и назовите слова, в которых мы слышим мягкий звук Пь. Мягкий согласный звук Пь – мы будем обозначать зелёным кружочком. | Работают с картинками: Поезд, попугай, подушка, полка, плита, платок. Называют: пила, пирамидка, перо, письмо, петушок. Поросёнок. Паутина. Петух. Пила Делят на слоги слова. Называют: петух, пила. | |
Согласный твёрдый и мягкий звук П – Пь, могут жить, как в начале слов, так и в середине и конце. | ||
Анализ буквы П. Согласный звук П – Пь на письме обозначается буквой П. Звук мы произносим коротко, а букву полно: ПЭ. - Посмотрите, какая это буква. - На что она похожа? Подходящие ворота. Проходи, кому охота.
Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка милый не ленись, Сколько сможешь, подтянись! | Дети произносят коротко звук и полно букву. Рассматривают печатную букву П на доске. Ответы. Рассматривают картинку. | |
7. | Детям предлагается в воздухе написать букву П, выложить её из фасоли, верёвок. | |
8. |
К/упражнение: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. | Рассматривают задания в книжечке. |
| На первой страничке закрасить П синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы П по образцу. На третьей страничке обвести контур буквы П по точкам и закрасить зелёным карандашом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов, в названии которых слышится звуки: П - Пь. |