12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куликова Ольга Вячеславовна489

Тема: «Согласный звук Ф - Фь. Буква Ф».

Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Ф - Фь, буква Ф.

Развитие способности различать звуки: Ф - Фь на слух, букву Ф

зрительно.

Условные обозначения звуков: Ф - Фь, буква Ф.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком Ф - Фь и с буквой Ф, которой обозначаются изучаемые звуки: Ф - Фь.

Научить детей правильно произносить звуки Ф - Фь, подбирать слова на звуки: Ф - Фь. Составлять с этими словами предложения.

Учить детей узнавать и писать печатную букву Ф.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.

Структура занятия:

1. Развитие слухового и речевого восприятия.

2. Звук Ф - Фь. Буква Ф.

3. Подбор слов со звуком Ф - Фь.

4. Подготовка руки к письму.

Закрашивание контурного изображения буквы Ф синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).

Штриховка буквы Ф вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).

Прописывание буквы Ф.

Методическое оснащение занятия:

1. Магнитная доска (магниты).

2. Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.

3. Фотографии и картинки предметных изображений.

4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и

прописывания.

5. Простые и цветные карандаши.

6. Стихи и загадки.

7. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения

твёрдого и мягкого звука Ф - Фь.

8. Конверты с предметными картинками в названии которых

твёрдый звук Ф находится в середине слова.

9. Разрезная картинка ФИЛИНА.


занятия


Педагог:


Дети:

1.



2.









3.

Присоединение.

И/упр.: «Что интересного вы видели по

дороге в детский сад?»

К/упр.: «Скажи по другому».

- развитие умения образовывать сравнительную и превосходную степень прилагательных:

Сильно -

Холодно –

Красиво –

Темно -


- Сегодня мы с вами выучим новый

звук, а какой именно вы узнаете,

отгадав загадку:

Когда на улице становится темно.

Нам ничего не видно,

Их зажигают вдоль дорог,

Домов и тротуаров.



Рассказы детей.





Сильнее

Холоднее

Красивее

Темнее







Фонари




Если дети не могут самостоятельно отгадать загадку, показывается картинка с изображением фонарей.



- Произнесите слово Ф - Фонари, выделяя голосом первый звук.

- Какой первый звук мы слышим?

- Сегодня мы будем работать со

звуком Ф.

- Этот звук гласный или согласный?


- А почему вы так думаете?

Дети произносят

Ф – Ф – Фонари

Ф.



Согласный.

Дети делают вывод:

Ф – согласный, так как при его произнесении струе воздуха мешают губы.


4.


Анализ звука Ф.

Предлагается произнести звук Ф.


Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Ф.


Произносят: Ф - Ф –Ф - Ф

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха узкая.

Ф, - произнесём мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели –

Верно Ф сказать сумели.

Ф, - звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука!









5.






6.


- В слове Фонари, звук Ф - твёрдый или

мягкий?

- Давайте ещё вспомним слова,

которые начинаются на твёрдый

согласный звук Ф.

- В этих словах звук Ф – где слышится?


К/упр.: «Составь предложение».

- развитие связной речи и

грамматического строя речи.


- А теперь откройте каждый свой

конверт и назовите предмет.

цифры, кофта, туфли, буфет.

- В каком месте слова слышится звук Ф?


- Правильно.

- Слушайте следующие слова: шарф,

шкаф, жираф.


- В каком месте слова слышится звук Ф?

- Правильно.



Твёрдый.


Фотография, футбол, фантики, фонтан, фрукты, фартук.

В начале слова.


Составляют предложения по образцу

с данными словами.



Каждый ребёнок называет своё слово.

В середине слова.



Повторяют: шарф,

шкаф, жираф


В конце слов.


Во всех этих словах мы слышали твёрдый согласный звук Ф.



7.





8.


9.






10.









11.

Твёрдый согласный звук Ф – обозначается синим кружочком.

Детям демонстрируется условное обозначение твёрдого звука Ф – кружок синего цвета. Дети поднимают вверх каждый свой кружок.



Физкультурная минутка.


- Перед вами лежит разрезная картинка.

Сложите каждый свою картинку.

- Кто это?

- В слове ФИЛИН, какой первый звук?

- Звук Фь произносится мягко, нежно.





Складывают.


Филин.

Фь.

Дети произносят: Фь-Фь


Мягкий согласный звук Фь – обозначается зелёным кружочком.

Детям демонстрируется условное обозначение мягкого звука Фь – кружок зелёного цвета. Дети поднимают вверх каждый свой кружок.


Твёрдый и мягкий согласный звуки: Ф - Фь, могут находиться

вначале слова, в середине слова, в конце слова.


Анализ буквы Ф.


Согласный звук: Ф - Фь на письме

обозначается буквой ЭФ.


- Звук Ф, произносим коротко:

Ф – Ф – Ф – Ф - Ф – Ф.


- А букву - ЭФ:

ЭФ – Э Ф– ЭФ - ЭФ.


- Посмотрите на букву ЭФ.










Произносят.




Произносят.


Рассматривают печатную букву ЭФ на доске.


12.

К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.



Дети рассматривают

предложенную

книжечку.



13.

На первой страничке закрасить букву Ф синим цветом.

На второй страничке заштриховать три буквы Ф.

На третьей страничке обвести контур буквы Ф по точкам

зелёным карандашом.

На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить

изображение предметов на звуки Ф - ФЬ.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.