Материал для уроков развития речи «Согласный звук Ф - Фь. Буква Ф»
Тема: «Согласный звук Ф - Фь. Буква Ф».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Ф - Фь, буква Ф.
Развитие способности различать звуки: Ф - Фь на слух, букву Ф
зрительно.
Условные обозначения звуков: Ф - Фь, буква Ф.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком Ф - Фь и с буквой Ф, которой обозначаются изучаемые звуки: Ф - Фь.
Научить детей правильно произносить звуки Ф - Фь, подбирать слова на звуки: Ф - Фь. Составлять с этими словами предложения.
Учить детей узнавать и писать печатную букву Ф.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Развитие слухового и речевого восприятия.
2. Звук Ф - Фь. Буква Ф.
3. Подбор слов со звуком Ф - Фь.
4. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Ф синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Ф вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание буквы Ф.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты).
2. Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и
прописывания.
5. Простые и цветные карандаши.
6. Стихи и загадки.
7. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука Ф - Фь.
8. Конверты с предметными картинками в названии которых
твёрдый звук Ф находится в середине слова.
9. Разрезная картинка ФИЛИНА.
№ занятия | Педагог: | Дети: | |
1. 2. 3. | Присоединение. И/упр.: «Что интересного вы видели по дороге в детский сад?» К/упр.: «Скажи по другому». - развитие умения образовывать сравнительную и превосходную степень прилагательных: Сильно - Холодно – Красиво – Темно - - Сегодня мы с вами выучим новый звук, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку: Когда на улице становится темно. Нам ничего не видно, Их зажигают вдоль дорог, Домов и тротуаров.
| Рассказы детей. Сильнее Холоднее Красивее Темнее
Фонари | |
| Если дети не могут самостоятельно отгадать загадку, показывается картинка с изображением фонарей. | ||
| - Произнесите слово Ф - Фонари, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Сегодня мы будем работать со звуком Ф. - Этот звук гласный или согласный? - А почему вы так думаете? | Дети произносят Ф – Ф – Фонари Ф. Согласный. Дети делают вывод: Ф – согласный, так как при его произнесении струе воздуха мешают губы. | |
4. | Анализ звука Ф. Предлагается произнести звук Ф. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Ф. |
Произносят: Ф - Ф –Ф - Ф | |
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха узкая. Ф, - произнесём мы с вами, Губку прикусив зубами. Воздух выбежит из щели – Верно Ф сказать сумели. Ф, - звучит негромко, глухо, Нету голоса у звука! | |||
5. 6. | - В слове Фонари, звук Ф - твёрдый или мягкий? - Давайте ещё вспомним слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук Ф. - В этих словах звук Ф – где слышится? К/упр.: «Составь предложение». - развитие связной речи и грамматического строя речи.
- А теперь откройте каждый свой конверт и назовите предмет. цифры, кофта, туфли, буфет. - В каком месте слова слышится звук Ф? - Правильно. - Слушайте следующие слова: шарф, шкаф, жираф. - В каком месте слова слышится звук Ф? - Правильно. | Твёрдый. Фотография, футбол, фантики, фонтан, фрукты, фартук. В начале слова. Составляют предложения по образцу с данными словами.
Каждый ребёнок называет своё слово. В середине слова. Повторяют: шарф, шкаф, жираф В конце слов. | |
Во всех этих словах мы слышали твёрдый согласный звук Ф. | |||
7. 8. 9. 10. 11. |
Твёрдый согласный звук Ф – обозначается синим кружочком. Детям демонстрируется условное обозначение твёрдого звука Ф – кружок синего цвета. Дети поднимают вверх каждый свой кружок. | ||
Физкультурная минутка. - Перед вами лежит разрезная картинка. Сложите каждый свою картинку. - Кто это? - В слове ФИЛИН, какой первый звук? - Звук Фь произносится мягко, нежно. | Складывают. Филин. Фь. Дети произносят: Фь-Фь | ||
Мягкий согласный звук Фь – обозначается зелёным кружочком. Детям демонстрируется условное обозначение мягкого звука Фь – кружок зелёного цвета. Дети поднимают вверх каждый свой кружок. | |||
Твёрдый и мягкий согласный звуки: Ф - Фь, могут находиться вначале слова, в середине слова, в конце слова. | |||
Анализ буквы Ф. Согласный звук: Ф - Фь на письме обозначается буквой ЭФ. - Звук Ф, произносим коротко: Ф – Ф – Ф – Ф - Ф – Ф. - А букву - ЭФ: ЭФ – Э Ф– ЭФ - ЭФ. - Посмотрите на букву ЭФ. | Произносят. Произносят. Рассматривают печатную букву ЭФ на доске. | ||
12. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Дети рассматривают предложенную книжечку. | |
13. | На первой страничке закрасить букву Ф синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ф. На третьей страничке обвести контур буквы Ф по точкам зелёным карандашом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на звуки Ф - ФЬ. |