Материал для уроков развития речи «Согласный звук Ц, буква Ц»
Тема: «Согласный звук Ц, буква Ц».
Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук Ц, буква Ц.
Закрепление способности произносить звук Ц, зрительно различать
букву Ц среди множества других букв.
Условные обозначения согласного звука Ц, буква Ц.
Закрепление способности составлять слова с данным звуком и делить
их на слоги.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с твёрдым согласным звуком Ц, буквой Ц,
которой обозначается изучаемый согласный звук Ц.
2. Закрепить умение правильно произносить звук Ц, подбирать слова со
звуком Ц в начале слова, в середине и конце слова.
3. Учить детей узнавать и прописывать печатную букву Ц.
4. Продолжать обучать детей составлять слова и делить их на слоги.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука Ц в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей с согласным мягким звуком Ц. Буквой Ц.
4. Подбор слов, со звуком Ц.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы Ц синим карандашом
(развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы Ц вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы Ц в тетради по образцу.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными
буквами.
3. Конверты с разрезными картинками цветов (по количеству
детей).
4. Фотографии и картинки предметных изображений.
5. Индивидуальные листы для закрашивания и штриховки.
6. Простые и цветные карандаши.
7. Условные обозначения для согласного твёрдого звука Ц.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Изобрази сказанное». - развитие слухового внимания, мышления, ловкости движений. | Изображают. |
Педагог предлагает показать: цаплю, цыплёнка, цветок. | ||
К/упр.: «Соберём букет». - развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики. | Садятся за столы и выполняют задание. | |
| Детям предлагаются конверты с разрезными картинками разных цветов. | |
| - Что мы с вами собрали? - Правильно. - В слове ЦВЕТЫ, какой первый звук? - Верно. - Сегодня мы познакомимся со звуком Ц. | Цветы. Звук Ц. |
3. | Артикуляция звука «Ц». При произнесении звук Ц образуется преграда передней частью спинки языка. Звук Ц сложный, он состоит из звуков Т и. С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука Ц ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС. Анализ звука Ц. Звук Ц – глухой согласный звук, всегда произносится твёрдо. | |
4. | К/упр.: «Определи на слух слова со звуком Ц». - развитие слухового внимания и фонематического слуха. Любовалась цыплятками курица. Что ни цыплёнок – то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец! | Называют слова, в которых слышится звук Ц. |
5. 6. | Физкультурная минутка. К/упр.: «Определи место звука в словах». - развитие фонематического слуха и концентрации внимания. | |
| Предлагаются картинки в названиях, которых слышится звук Ц в трёх позициях: - в начале слова: цапля, цыплёнок, цветок; - в середине слова: пуговица, курица, солнце; - в конце слова: заяц, скворец, перец. | |
7. | Анализ буквы Ц. На письме звук Ц обозначается буквой Ц. - Посмотрите, как выглядит буква Ц. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. - Звук произносим коротко: Ц – Ц. - Букву произносим полно: ЦЭ. - На что похожа буква Ц? | Рассматривают букву Ц на доске. Произносят. Ответы детей. |
| К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предлагаемую книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Ц синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ц. На третьей страничке обвести контур буквы Ц по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на согласный звук Ц. |