Материал для уроков развития речи «Согласный звук, буква Ш. Составление предложений»
Тема: «Согласный звук, буква Ш. Составление предложений».
Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук «Ш», буква Ш.
Закрепление способности произносить звук «Ш», зрительно различать
букву Ш среди множества других букв.
Условные обозначения звука «Ш», буквы Ш.
Закрепление способности составлять предложения с данными словами.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым согласным звуком «Ш» и с буквой Ш, которой обозначается изучаемый согласный звук «Ш».
2. Закрепить умение правильно произносить звук Ш, подбирать слова со
звуком Ш в начале слова, в середине и конце слова.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Ш.
4. Продолжать обучать детей составлению предложений с разными
словами.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука Ш в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуком Ш. Буквой Ш.
4. Подбор слов, со звуком Ш.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Ш синим карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Ш вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Ш в тетради.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слов (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Синие кружочки для условного обозначения твёрдого согласного звука Ш.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. | Присоединение. К/упр.: «Какие растения видели по дороге в детский сад?». | Рассказы детей. |
2. | К/упр.: «Отгадайте загадки». - развитие слухового восприятия, фонематического слуха, мышления. 1-я загадка: С цветка на цветок перелетает, Нектар поедает. Всех своим жужжанием пугает.
2-я загадка: Я умею чисто мыться: Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто сниться Блюдце с тёплым молочком! 3-я загадка: Висят белые горошки На тоненькой ножке. Их сорву и домой принесу В вазу поставлю, любоваться стану.
| Шмель. Кошка. Ландыш. |
Послушайте внимательно, какой звук я буду выделять голосом. Шмель, коШка, ландыШ. | ||
- Какой звук я выделила голосом? | Звук Ш. | |
3. |
Анализ звука «Ш». - Произнесите звук Ш. | Произносят. |
При этом мы округляем губы и слегка вытягиваем их вперёд. Зубы сближены, но не закрыты. Широкий кончик языка поднят вверх за верхние зубы. Между языком и нёбом щель. Язык принимает форму чашечки. Пускаем струю воздуха и голос. Произносим звук Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш – Ш - Ш Звук Ш – тихий: «Ш – Ш – Ш» - песенка ветра. А ещё так шипят гуси. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. Звук Ш произносится всегда твёрдо. И никогда этот звук не произносится мягко. Звук Ш – согласный, шипящий. | ||
4. | К/упр.: «Определи место звука в слове». - развитие фонематического слуха и слуховой памяти. | Рассматривают картинки, называют их и голосом выделяют согласный звук Ш. |
Детям предлагаются картинки с изображением: шишки, машины, шиповника, шара, вишни, вешалка, шприц. К/упр.: « Придумай предложение с данными словами». | ||
Согласный звук Ш – может находиться в начале слова, в середине слова и в конце слова: шарф, мешок, ковш, школа, вишня, душ. | ||
5. | Анализ буквы Ш. На письме звук Ш обозначается буквой: ША. Звук произносим коротко: Ш – Ш – Ш. Букву произносим полно: ША. - Посмотрите, как выглядит буква Ш. - С каких элементов она состоит? - На что похожа буква Ш? Буква Ш, наверняка Вилка, но без черенка. |
Произносят. Дети рассматривают букву Ш на доске. Из четырёх палочек. На забор, ковш экскаватора, расчёску. |
6. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Рассматривают предлагаемую книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Ш синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ш. На третьей страничке обвести контур буквы Ш по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на согласный звук Ш. |