Логопедическое занятие для дошкольников «Согласный звук, звуки В и Вь»
Тема: «Согласный звук, звуки В – Вь. Буква В».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: В - Вь, буква В.
Развитие способности различать звуки: В - Вь на слух, букву В.
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: В - Вь, буквы В.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком В – Вь и с буквой В.
Научить детей правильно произносить звуки: В - Вь, подбирать слова на звуки: В - Вь.
Учить детей узнавать, называть и писать букву В.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой и речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Развитие слухового, речевого восприятия, внимания, памяти и мышления.
2. Звуки: В - Вь. Буква В.
3. Подбор слов на звуки: В - Вь.
4. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы В синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы В вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание буквы В.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты).
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания.
Простые и цветные карандаши.
Стихи и загадки.
Красные, синие и зелёные кружочки для условного обозначения звуков.
№ занятия | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Какие машины вы видели по дороге в детский сад?» К/упр.: «Какой сегодня денёк?». - развитие словообразования. - Сегодня мы с вами выучим новый звук, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку: Любим пить по воскресеньям Чай с малиновым …
| Рассказы детей. Отвечают на вопросы педагога: морозный, снежный, солнечный. Вареньем. |
| Если дети не могут самостоятельно отгадать загадку, показывается картинка с изображением варенья. Можно спросить какое варенье любят дети. | |
| - Произнесите слово Варенье, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Сегодня мы будем работать со звуком В. - Подумайте, звук В гласный или согласный? | Произносят В – В – Варенье Звук В. Согласный. |
3. | Анализ звука В. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука В. Предлагает произнести звук В громко, тихо: В – В – В – В. | Дети делают вывод: В – согласный, так как в его произнесении участвуют губы и голос. Можно произнести громко и тихо, потянуть. |
| Верхняя губа немного приподнята и не касается нижней. Нижняя челюсть немного опущена (между зубами образуется небольшая щель). Нижняя губа приподнята и внутренним краем слегка касается верхних зубов. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Дуем, воздух проходит между зубами и нижней губой, включаем голос – получаем звук В. Губу зубками прикусим, Между ними голос пустим… - В… - звучит напевно, вольно. | |
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Физкультурная минутка. | Упражнение: «Волна». |
К/упр.: «Конверты». Откройте конверты, которые лежат перед вами. - Назовите предметы, которые видите на фотографиях, выделяя голосом первый звук (показать образец). - Какой первый звук, слышим в этих словах? - Правильно! Произнесите В – Вь. - Согласный звук В – может звучать твёрдо: В – В – В и мягко: Вь - Вь - Вь - Твёрдый звук обозначаем синим кружком, а мягкий звук – зелёным. | Открывают. Называют: В - В-иноград, В - В - еник, В – В - едро, В-В-ишни, В-В-елосипед. Звук Вь. Произносят: В – Вь. Повторяют за педагогом. Дети находят сигнальные знаки на столе. | |
К/упр.: «Определим звук». - развитие способности различать на слух твёрдый и мягкий звук В - Вь. Даются слова: волк, весна, вода, вилка, вешалка, вагон, ведро. | Поднимают сигнальные знаки: синий или зелёный | |
Согласный звук В – бывает твёрдым и мягким. | ||
Внимательно слушайте: ВАГОН – где мы слышим звук В? КУВШИН – где мы слышим звук В? КЛЮВ - где мы слышим звук В? | Звук В слышим вначале слова, он - твёрдый. В середине слова, звук В – твёрдый. В конце слова, звук В – твёрдый. | |
Отгадайте загадки с помощью картинок 1. В руки я его возьму, Везде порядок наведу. Подмету и тут и там - Это сделаю я сам. - Где живёт звук Вь в слове - веник?
2. Написали бабушке письмо, Описали в нём мы всё: Как дела, как мы живём. Чтобы вовремя дошло, К нашей бабушке письмо Нужно нам купить … - Где слышится звук Вь в слове - конверт? 3. Наша Таня громко плачет Уколола она пальчик. Мама ваткою протрёт - Не пойдёт из пальца … - Где слышится звук Вь в слове - кровь? | Веник. В начале слова, он мягкий. Конверт. В середине слова, он мягкий. Кровь. В конце слова, он мягкий. | |
Твёрдый и мягкий согласный звуки: В – Вь, могут находиться вначале слова, в середине слова, в конце слова. | ||
Анализ буквы В. Согласный звук: В - Вь на письме обозначается буквой В. - Звук В, произносим коротко: В – В – В – В – В - А букву - полно ВЭ: ВЭ – ВЭ – ВЭ - ВЭ - Посмотрите это буква В. Видишь: девочка Алёна Держит трубку телефона. Трубка телефонная – Буква В огромная, Может слушать и молчать, На вопросы отвечать. | Произносят за педагогом. Произносят за педагогом. Рассматривают букву на доске. | |
К/упр.: «На что похожа буква В?». - развитие воображения, мышления и связной речи. | Дают свои ответы. | |
Детям предлагается указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе букву В, а затем выложить её из верёвок. | ||
12. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. | Дети рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву В синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы В. На третьей страничке обвести контур буквы В по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке нарисовать или наклеить изображения предметов в названии которых есть твёрдый и мягкий звук В. |