Логопедическое занятие «Путешествие в страну насекомых. Звуки Р и Л»

4
0
Материал опубликован 18 December 2017 в группе

Логопедическое занятие

«Путешествие в страну насекомых»

Звуки Р и Л.

(подготовительная к школе группа)

 

Цель занятия: Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по изученной теме.

Задачи:

Образовательные:

-учить детей различать звуки Р и Л по акустическим и артикуляционным признакам;

-формировать обобщенные представления о насекомых;

Коррекционные:

-активизировать словарный запас детей по теме насекомые;

-развивать общую, мелкую моторику;

-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;

-упражнять детей в различении звуков Р и Л на материале слогов , слов и предложений;

-развивать умение делить слова на слоги;

-развивать умение пересказывать рассказ по опорным картинкам;

Воспитательные:

-воспитывать у детей бережное отношение к природе;

-формировать черты гармоничной личности (дружба, уважение , самоуважение).

Оборудование:

Индивидуальные настольные зеркала; профили звуков Р и Л; схема характеристики звуков; предметные  картинки со звуками р и л в соответствии с лексической темой «Насекомые», картинка паутины, игрушки насекомых, буквы, фонограмма  музыки ; магнитная доска.

Ход занятия:

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

1 этап. Мотивация детей к образовательной деятельности.

Цель: привлечение внимания детей ,  переход от свободной игры к организованной деятельности.

 

Педагог здоровается с детьми и приглашает их встать в круг.

Ребята закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на лесной полянке (включается звукозапись «звуки природы»: стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары).

Ребята, что  вы услышали?

Молодцы! Вы очень внимательные.

 

Постановка задач занятия:

Цель: создание игровой мотивации и планирование деятельности.

Ребята, мы услышали песенки комара, пчелы, кузнечика.

-Как назвать их одним словом?

-Где живут насекомые?

-На чем мы отправимся в страну насекомых?

 

Фонетическая разминка.

 -Как гудит самолет? (л-л-л)                                                                                                                                     I

 -Как работает мотор у машины? (р-р-р)

 Ребята, догадались какие звуки мы будем учиться различать?

 Да, сегодня на занятии мы будем учиться различать

 звуки Р и Л , а также вспомним, что вы знаете о насекомых.

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают в круг.

Ответы детей:

Я   услышал песенку комара.

 Я услышала, как стрекочет кузнечик. 

 

 

Ответы детей:

Насекомые

На лугу, в лесу …

Дети садятся на стульчики.

На самолете или на машине.

 

Л-Л-Л

Р-Р-Р

Звуки Р и Л

 

 

                                                                                           

Этап 2  Основная часть.

Задачи этапа:

автоматизация и дифференциация звуков Р и Л;

развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа;

совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, закрепление знаний о насекомых.

1.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Ребята, давайте уточним артикуляцию звуков Р и Л.

Дайте характеристику звукам Р и Л.

 

 

 

 

 

На письме эти звуки мы будем обозначать буквами Р и Л.

На что похожи эти буквы? В какую сторону смотрят эти буквы?

Выложите эти буквы из шнурочков.

2. Произнесение звуков р и л в слогах.

Ребята у нашей машины испортился мотор, давайте его заведем.

Послушайте и повторите слоги:

                          Кла-кра-кла – с грустью,

                        Кло –кро-кро –испуганно,

                        Клы-кры клы – со злостью.

                        Клэ –крэ-крэ – спокойно,

                        Кры- клы-кры – радостно.

Вот мы оказались с вами в стране насекомых!

 

3. Блиц – турнир.

Цель: активизация словарного запаса, обобщение знаний о насекомых.

 -Кого вы видите на лугу?  

 -Как назвать их одним словом? (Насекомые)

 -Из каких частей состоят насекомые?

 

 -Сколько ног у насекомых?

 -Сколько крыльев у бабочек, стрекоз, жуков?

 -В какое время года мы можем их увидеть?

 -Для чего нужны насекомые?

 

-Каких вы знаете вредных насекомых

-Какой вред они приносят?

 

 

 

 

4.Дидактическоая игра. «Назови слово»

Цель : дифференциация звуков Р и Л в словах.

 Ребята, посмотрите, кто к нам прилетела?

Какие слова – признаки мы  можем подобрать к слову стрекоза?  Какая она?

Она хочет с вами поиграть.

 Ребята, мы будем передавать друг другу стрекозу и называть слова со звуками  Р или Л, только делайте это очень бережно, чтобы не повредить стрекозе крылышки. Определите, какой звук в слове Р или Л?

Дети вместе с педагогом становятся в круг, проговаривают слова:

Я слова везде найду

В поле, на лугу, в лесу,

В огороде и в саду,

Постараюсь и найду.

5.Динамическая пауза. Речевая подвижная игра «Стрекоза»

Цель: профилактика утомления детей, координация речи с движением, развитие внимания.

Ребята, а сейчас я вас превращаю в стрекоз.

Вместе проговариваем слова и под музыку изображаем полет стрекозы, когда музыка прекращается возвращаемся на свои места.

  6.Практическая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

   Ребята, стрекоза летела и запуталась в паутине.

 Чтобы ее освободить из паутины надо определить, какие  буквы потерялись в слове?

 К…Ы…О

 Что запуталось у стрекозы в паутине?

 -Сколько звуков и букв в слове КРЫЛО? Составьте слово с помощью квад-

ратиков и из букв разрезной азбуки.

  Назовите звуки по порядку.

 -Сколько гласных звуков?

 -Сколько слогов в слове КРЫЛО?

Молодцы!

7.Ребята, стрекоза хочет с вами поиграть. Посмотрите картинки. Вы должны

отхлопать или оттопать количество слогов в словах: пчела, стрекоза, муравей,

муха, жук.

Вы справились с этим заданием. Молодцы!

А сейчас разместите ваши картинки на магнитной доске.

 8. Игра « Кто с кем « дружит»?

Цель: закреплять умение группировать предметы по разным признакам.

Усвоение категории творительного падежа, отработка окончаний.

Ребята, давайте посмотрим на эти картинки. Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам.

Кто с кем дружит и почему?

 

А какая картинка здесь лишняя? Почему?

 

По какому признаку можно выделить другую картинку?

 

 

 

 

Молодцы!

 

9. Релаксация.

Цель: профилактика утомления.

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа все зиму.

Но зима промчалась мимо-

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся , соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

 

10. Пересказ текста с использованием мнемотехники.

  Цель: Развивать связную речь детей.

Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.

А кроме того у слона был хобот,  а у комарика – хоботок. Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там. Друзья могут быть разными, главное, чтобы им вместе было хорошо.

 Ответьте на вопросы:

-С кем подружился слон?

-Что нравилось слону у комарика?

 

-Что нравилось комару у слона?

 

-У кого есть хоботок?

 

-Что любил делать слон?

 

-Что делал комар, когда было холодно?

 

-Почему люди дружат друг с другом?

 

Расскажите этот рассказ по « цепочке», используя картинки.

 

 

 

 

 

 

Дети по схеме описывают артикуляцию звуков Р и Л.

Звук Р – согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом.

Звук Л – согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом.

Дети выкладывают буквы Р и Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

Пчелу, шмеля, бабочку, богомола, кузнечика.

Насекомые.

Голова, грудка, брюшко, жало, хоботок, усики, ножки.

Шесть.

Четыре.

Весной, летом, осенью.

Они опыляют растения и являются кормом для птиц.

Муха, клещ.

Они разносят микробы, инфекцию.

 

 

 

 

 

 

 

Стрекоза.

Красивая,

 

беззащитная, хрупкая,   блестящая, прозрачные крылья, большие глаза.

Муравейник (р),

 муравей (р), таракан (р), клоп (л), пчела (л), елка(л), трава (р), ландыш (л), яблоня (л), груша(р), морковка (р).

 

 

Стреко-стреко-стрекоза

Изумрудные глаза,

 Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети.

Работа за столами.

Буквы Р и Л.

 

Крыло.

5 звуков, 5 букв.

К, Р, Ы, Л, О

Два        Ы, О

Два

 

Дети становятся в круг проговаривают слова:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем,

Мы руками хлопаем

И ногами топаем:

Пче-ла, стре-ко-за,

му-ха, му-ра-вей, жук.

 

 

Муха дружит с пчелой, с бабочкой, с жуком, со стрекозой, потому что у них есть крылья.

Муравей, у него нет крыльев.

Пчела дружит с бабочкой, с муравьем, с жуком, со стрекозой, но не дружат с мухой. Муха – это вредное насекомое.

 

 

Дети лежат на спинках, руки вдоль туловища.

 

Переворачиваются на левый бок, кладут ладонь под щечку.

Переворачиваются на другой бок.

Медленно садятся.

Потягиваются сидя.

Встают.

Потягиваются стоя.

 

Дети по ходу чтения подбирают соответствующие картинки.

 

 

 

 

 

 

 

Слон подружился с комаром.

Ему нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать.

Ему нравилось, что слон такой большой и умеет бегать.

Слон любил послушать песни комара.

-Комар забирался слону в ухо и спал.

-Вместе им хорошо.

Дети рассказывают рассказ по «цепочке», использую картинки.

3 этап.  Итоговый

Цель: Подведение итогов. Организация обратной связи с детьми.

Ребята, нам пора возвращаться из путешествия по стране насекомых.

Давайте солнышку подарим лучики, чтобы оно нас  всех согревало!

-Какие звуки мы учились различать?

-Что нового о насекомых вы узнали?

-Какие игры вы запомнили?

Мы прощаемся с вами.

 

Ответы детей.

 

Дети прикрепляют лучики к солнышку на магнитной доске и отвечают на вопросы.

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.