Сценарий урока химии «Соли»
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие преподавателя, заполнение журнала, проверка отсутствующих на уроке.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Преподаватель: Древние приписывали ЕЙ священные свойства, связывали ее с добрыми духами. В католической церкви при крещении в ротик младенца кладут кристаллик ЕЁ.
Как вы думаете о чём сегодня пойдет речь на уроке? (ребята отвечают).
Подсказка на слайде:
Преподаватель: Сегодня на уроке мы познакомимся с получением и свойствами солей.
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, прочитайте раздаточный материал. Если вы согласны с фразой, поставьте да, если нет – прочерк.
(раздаточный материал. Приложение №1)
- Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений (эвристическая беседа).
- Изучение нового материала.
Преподаватель: Перед Вами коллекция солей. Вы видите, что все соли, это кристаллические вещества. Разноцветные и удивительные.
А где же встречаются соли в природе и как их добывают? Об этом нам расскажут ФИ студентов.
Обучающийся №1 (доклад): Соль в переводе с греческого означает галит. Большое количество растворённых солей находится в морях. Поэтому в странах с жарким тропическим климатом люди выпаривали морскую воду естественным путём. Для этого на мелководье морей сооружали дамбы, под солнечными лучами вода испарялась, а получившуюся соль потом сгребали со дна. Древние греки и римляне для этих целей устраивали специальные мелкие бассейны на морском побережье (слайд)
Преподаватель: Какая же соль самая распространённая?
Обучающийся №2 (доклад):
Преподаватель: А какие моря самые солёные?
В морской воде распространены не только соли натрия, но и соли магния (они придают воде горький вкус), хлориды калия и кальция. Самым несолёным морем является Балтийское море, его солёность всего 2-8 грамм на литр воды. Концентрация соли в Чёрном море составляет 18 грамм на литр, а самое солёное море – Красное, в литре его воды 41г соли! Так много соли здесь потому, что в это в море не впадает ни одна река! Если бы Красное море не пополняли воды Индийского океана через Аденский пролив на юге, то оно бы скоро высохло! Т.к. при жарком климате Африки и Аравии ежедневно из него испаряется около половины сантиметра воды!
Мёртвое же море ещё более солёное!!! Но это вовсе не море, а озеро!!!Здесь нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Плотность воды такая высокая, что здесь невозможно утонуть!
Преподаватель: Кстати, работа с солью всегда считалась одной из самых трудных. Соль разъедала кожу, а от солёной пыли нередко развивались болезни лёгких.
Обучающийся №3 .доклад
Преподаватель: Подведём итог вышесказанному: соль добывают выпариванием морской воды, либо в соляных шахтах. Теперь давайте рассмотрим основные методы получения солей в лаборатории и промышленности (студенты записывают тему «Получение солей»)
Экспериментальная задача (лабораторный опыт)
Преподаватель: Прежде, чем мы приступим к экспериментам, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами (фронтальный опрос). Пока мы повторяем технику безопасности в лаборатории, ребята, сидящие на трёх первых партах выполняют химический эксперимент и записывают уравнения реакций на доске. Затем каждая группа расскажет о проделанной работе. На парах лежат задания для каждой группы (Приложение №2). Студенты по два человека в каждой из трёх групп (в халатах и перчатках) выполняют химические эксперименты.
1 способ. Реакция нейтрализации:
Ежедневно мы с вами проводим эту реакцию 2 раза в день. Подсказка: по утрам и вечерам. Реакцию нейтрализации проводит студент.
Щелочь + кислота = соль + вода
Эксперимент демонстрируют студенты из 1-й группы, один выполняет опыт, другой — записывает на доске. Правильность написания уравнения сверяют со слайдом на экране.
Опыт в присутствии индикатора фенолфталеина. Ход опыта: в пробирку помещаем 5% NaOH и добавляем несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет. Затем приливаем 5% HCI, малиновый цвет исчезает, что говорит о появлении в пробирке нового вещества».
2 способ. Проводит 2-я группа студентов. Один показывает опыт, другой — записывает уравнение на доске — правильность сверяем со слайдом.
Давайте вспомним ряд активности металлов. (фронтальный опрос)
Металлы + кислота = соль + водород
Zn + 2HCI= ……………………...
3 способ. Проводит 3-я группы студентов:
соль+ металл = н.соль+ н.металл
CuSO4 + Fe = ……………………….
4 способ. Самостоятельная работа студентов (работа с учебником и закрепление пройденного материала), задача — дописать уравнение реакции.
Основный оксид + кислота = соль + вода (работа с учебником)
CuO + H2SO4 = …………………….
(студенты участвуют во фронтальном опросе, описывают реакцию химическим уравнением, сверяют правильность написания реакции со слайдом)
Преподаватель: Способы получения солей мы с Вами рассмотрели. Теперь, внимание на экран, как же ведётся добыча самой распространённой соли в мире - хлорида натрия, мы называем её пищевой солью, вы узнаете из фильма (демонстрация видео (Добыча соли, 2 мин.)
Преподаватель: Основные способы получения солей мы с Вами рассмотрели, а теперь давайте рассмотрим химические свойства. Но сначала нужно вспомнить, от чего же зависят свойства веществ? (ответы студентов). Как вы уже знаете, свойства веществ зависят от их строения. У солей ионный вид химической связи и ионная кристаллическая решётка (демонстрация слайда). Для веществ с ионной кристаллической решёткой характеры: хорошая растворимость в воде, тугоплавкость.
Химические свойства. Демонстрация опытов.
1. Взаимодействие солей с солями (реакция идёт, если выпадает осадок)
Берём две колбы. В одной колбе с горячей водой растворяем ацетат свинца, а в другой – йодид калия. Оба раствора сливают в коническую колбу, объёмом 500мл, дают смеси остыть и демонстрируем красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе.
(на слайде демонстрируется реакция)
Pb(CH3COO)2+ 2KI = 2CH3COOK + PbI2↓
2. Взаимодействие солей с кислотами (реакция идёт, если выделяется газ).
В вашей будущей профессии вы будете выпекать много вкусных кексов, чтобы тесто было пышным используют эту реакцию. Вспомните, что добавляют к соде, чтобы её погасить и как вы думаете, для чего это делают? (ответы студентов)
NaHCO3 + CH3COOH= CH3COONa + CO2↑ + H2O
Берём раствор 9% CH3COOH в пластиковой бутылке, добавляем пищевую соду NaHCO3. На бутыль одеваем резиновый шар, который с выделением углекислого газа начинает надуваться.
Преподаватель: Все реакции, которые мы проводим, относятся к реакциям ионного обмена. Эти реакции часто используют для определения содержания тех или иных ионов в воде. Например, для определения хлоридов в воде используют реакцию осаждения с серной кислотой. Это необходимо для того, чтобы определить концентрацию солей в воде и установить можно ли её использовать для питья или других целей.
BaCI2 + H2SO4 = ………………………..
3. Взаимодействие солей с щелочами:
MgCl2 + NaOH = ……………………….
(самостоятельная работа студентов, работа с учебником, проверка ранее усвоенного материала)
4. Разложение дихромата аммония (видеоэксперимент, написание уравнения демонстрируется на слайде).
V. Закрепление материала. Самостоятельная работа студентов (Приложение №3)
Перед вами на доске скелет рыбы (приложение №3)
Вы должны там, где голова, написать название сегодняшней темы. В скелете сверху перечислить основные способы получения солей, внизу - выписать химические свойства солей. В Хвосте записать города России в которых ведётся добыча соли, об этом вы узнаете из текста, который вы должны изучить. На выполнение задания отводится 12 мин.
Один студент, по желанию, приглашается к доске (заполняет скелет рыбы, класс проверяет).
VI. Рефлексия.
Преподаватель: Вернёмся к раздаточному материалу №1, давайте ещё раз ответим на утверждения, возьмите смайлики, лежащие на столах красного и зелёного цвета, если утверждение верное, поднимает зелёный смайлик, если вы не верное — красный. Итак первое утверждение (на экране 1-е утверждение, студенты поднимают смайлики).
VII. Подведение итогов урока.
Преподаватель: За работу на уроке самым активным студентам я вручаю мешочек соли. Английское слово «сэлэри» означает заработная плата и это слово тоже произошло от слова соль. Студенты получают мешочки с солью за активную работу на уроке.
VIII. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание :
Составить все вышеперечисленные реакции ионного обмена в полном и сокращённом ионном виде. Определить признак проведения реакции (перечислены реакции в молекулярном виде).