12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга24

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя, заполнение журнала, проверка отсутствующих на уроке.

  1.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Преподаватель: Древние приписывали ЕЙ священные свойства, связывали ее с добрыми духами. В католической церкви при крещении в ротик младенца кладут кристаллик ЕЁ.

Как вы думаете о чём сегодня пойдет речь на уроке?  (ребята отвечают).

Подсказка на слайде:

Преподаватель: Сегодня на уроке мы познакомимся с получением и свойствами солей.

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, прочитайте раздаточный материал. Если вы согласны с фразой, поставьте да,  если  нет – прочерк.

(раздаточный материал. Приложение №1)

  1. Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений (эвристическая беседа).
  2.  Изучение нового материала.

Преподаватель: Перед Вами коллекция солей. Вы видите, что все соли, это кристаллические вещества.  Разноцветные и удивительные.

А где же встречаются соли в природе и как их добывают? Об этом нам расскажут ФИ студентов.

Обучающийся №1 (доклад): Соль в переводе с греческого означает галит. Большое количество растворённых солей находится в морях. Поэтому в странах с жарким тропическим климатом люди выпаривали морскую воду естественным путём. Для этого на мелководье морей сооружали дамбы, под солнечными лучами вода испарялась, а получившуюся соль потом сгребали со дна. Древние греки и римляне для этих целей устраивали специальные мелкие бассейны на морском побережье (слайд)

Преподаватель: Какая же соль самая распространённая?

Обучающийся №2 (доклад): ​​​​​​​

Преподаватель: А какие моря самые солёные?

В морской воде распространены не только соли натрия, но и соли магния (они придают воде горький вкус), хлориды калия и кальция. Самым несолёным морем является Балтийское море, его солёность всего 2-8 грамм на литр воды. Концентрация соли в Чёрном море составляет 18 грамм на литр, а самое солёное море – Красное, в литре его воды 41г соли! Так много соли здесь потому, что в это в море не впадает ни одна река! Если бы Красное море не пополняли воды Индийского океана через Аденский пролив на юге, то оно бы скоро высохло! Т.к. при жарком климате Африки и Аравии ежедневно из него испаряется около половины сантиметра воды!

Мёртвое же море ещё более солёное!!! Но это вовсе не море, а озеро!!!Здесь нет ни рыб, ни морских животных, ни растений. Плотность воды такая высокая, что здесь невозможно утонуть!

Преподаватель: Кстати, работа с солью всегда считалась одной из самых трудных. Соль разъедала кожу, а от солёной пыли нередко развивались болезни лёгких.

Обучающийся №3 .доклад 

Преподаватель: Подведём итог вышесказанному: соль добывают выпариванием морской воды, либо в соляных шахтах. Теперь давайте рассмотрим основные методы получения солей в лаборатории и промышленности (студенты записывают тему «Получение солей»)

Экспериментальная задача (лабораторный опыт)

Преподаватель: Прежде, чем мы приступим к экспериментам, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами (фронтальный опрос). Пока мы повторяем технику безопасности в лаборатории, ребята, сидящие на трёх первых партах выполняют химический эксперимент и записывают уравнения реакций на доске. Затем каждая группа расскажет о проделанной работе. На парах лежат задания для каждой группы  (Приложение №2). Студенты по два человека в каждой из трёх групп (в халатах и перчатках) выполняют химические эксперименты.

1 способ. Реакция нейтрализации:

Ежедневно мы с вами проводим эту реакцию 2 раза в день. Подсказка: по утрам и вечерам. Реакцию нейтрализации проводит студент.

Щелочь + кислота = соль + вода

            Эксперимент демонстрируют студенты из 1-й группы, один выполняет опыт, другой — записывает на доске. Правильность написания уравнения сверяют со слайдом на экране.

            Опыт  в присутствии индикатора фенолфталеина. Ход опыта: в пробирку помещаем 5% NaOH  и добавляем несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет. Затем приливаем 5% HCI, малиновый цвет исчезает, что говорит о появлении в пробирке нового вещества».

2 способ. Проводит 2-я группа студентов. Один показывает опыт, другой — записывает уравнение на доске — правильность сверяем со слайдом.

Давайте вспомним ряд активности металлов. (фронтальный опрос)

Металлы + кислота = соль + водород

Zn + 2HCI= ……………………...

3 способ. Проводит 3-я группы студентов:

                  соль+ металл = н.соль+ н.металл

CuSO4 + Fe = ……………………….

4 способ. Самостоятельная работа студентов (работа с учебником и закрепление пройденного материала), задача — дописать уравнение реакции.

Основный оксид + кислота = соль + вода (работа с учебником)

CuO + H2SO4 = …………………….

(студенты участвуют во фронтальном опросе, описывают реакцию химическим уравнением, сверяют правильность написания реакции со слайдом)

Преподаватель: Способы получения солей мы с Вами рассмотрели. Теперь, внимание на экран, как же ведётся добыча самой распространённой  соли в мире -  хлорида натрия, мы называем  её пищевой солью,  вы узнаете из фильма (демонстрация видео (Добыча соли, 2 мин.)

Преподаватель: Основные способы получения солей мы с Вами рассмотрели, а теперь давайте рассмотрим химические свойства. Но сначала нужно вспомнить, от чего же зависят свойства веществ? (ответы студентов). Как вы уже знаете, свойства веществ зависят от их строения. У солей ионный вид химической связи и ионная кристаллическая решётка (демонстрация слайда). Для веществ с ионной кристаллической решёткой характеры: хорошая растворимость в воде, тугоплавкость.

Химические свойства. Демонстрация опытов.

1. Взаимодействие солей с солями (реакция идёт, если выпадает осадок)

            Берём две колбы. В одной колбе с горячей водой растворяем ацетат свинца, а в другой – йодид калия. Оба раствора сливают в коническую колбу, объёмом 500мл, дают смеси остыть и демонстрируем  красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе.

           (на слайде демонстрируется реакция)

Pb(CH3COO)2+ 2KI = 2CH3COOK + PbI2

2. Взаимодействие солей с кислотами (реакция идёт, если выделяется газ).

В вашей будущей профессии вы будете выпекать много вкусных кексов, чтобы тесто было пышным используют эту реакцию. Вспомните, что добавляют к соде, чтобы её погасить и как вы думаете, для чего это делают? (ответы студентов)

NaHCO3 + CH3COOH= CH3COONa + CO2↑ + H2O

Берём раствор 9% CH3COOH в пластиковой бутылке, добавляем пищевую соду NaHCO3. На бутыль одеваем резиновый шар, который с выделением углекислого газа начинает надуваться.

Преподаватель: Все реакции, которые мы проводим, относятся к реакциям ионного обмена. Эти реакции часто используют для определения содержания тех или иных ионов в воде. Например, для определения хлоридов в воде используют реакцию осаждения с серной кислотой. Это необходимо для того, чтобы определить концентрацию солей в воде и установить можно ли её использовать для питья или других целей.

BaCI2 + H2SO4 = ………………………..

3. Взаимодействие солей с щелочами:

MgCl2 + NaOH = ……………………….

 (самостоятельная работа студентов, работа с учебником, проверка ранее усвоенного материала)

4. Разложение дихромата аммония (видеоэксперимент, написание уравнения демонстрируется на слайде).

V. Закрепление материала. Самостоятельная работа студентов (Приложение №3)

Перед вами на доске скелет рыбы (приложение №3)

Вы должны там, где голова, написать название сегодняшней темы. В скелете сверху перечислить основные способы получения солей, внизу  - выписать химические свойства солей. В Хвосте записать города России в которых ведётся добыча соли, об этом вы узнаете из текста, который вы должны изучить. На выполнение задания отводится 12 мин.

Один студент, по желанию, приглашается к доске (заполняет скелет рыбы, класс проверяет).

VI. Рефлексия.

Преподаватель: Вернёмся к раздаточному материалу №1, давайте ещё раз ответим на утверждения, возьмите смайлики, лежащие на столах красного и зелёного цвета, если утверждение верное, поднимает зелёный смайлик, если вы не верное — красный. Итак первое утверждение (на экране 1-е утверждение, студенты поднимают смайлики).

VII. Подведение итогов урока.

Преподаватель: За работу на уроке самым активным студентам я вручаю мешочек соли. Английское слово «сэлэри» означает заработная плата и это слово тоже произошло от слова соль. Студенты получают мешочки с  солью за активную работу на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание :

Составить все вышеперечисленные реакции ионного обмена в полном и сокращённом ионном виде. Определить признак проведения реакции (перечислены реакции в молекулярном виде).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.