Технологическая карта урока по химии «Соли: состав, номенклатура» (8 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
СОЛИ: СОСТАВ И НОМЕНКЛАТУРА
ХИМИЯ
8 КЛАСС
А. Е. Ткаченко
учитель химии
МАОУ «Предметно-языковая
школа «Дуплекс» г. Перми
Пермь 2017
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Химия
Класс: 8
Авторы УМК: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара
Тема урока: «Соли: состав и номенклатура»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Форма урока: Комбинированный урок
Цель урока: Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Планируемые результаты
Личностные: Проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
Предметные: Научиться давать определение солей; получить представление о солях как производных кислот и оснований, составе и номенклатуре солей; научиться составлять формулы данных хим. соединений.
Метапредметные: Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач.
Регулятивные УУД (Р): уметь планировать свою деятельность на уроке, проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.
Познавательные УУД (П): уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Коммуникативные УУД (К): уметь слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
Личностные УУД (Л): уметь оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и технологии: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, контекстное обучение; технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Необходимое оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;
Информационные ресурсы:
http://o-soli.ru/istoriya-soli/ История соли
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организацион-ный момент. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Постановка темы и цели урока (актуализа-ция, мотивация, целеполагание) |
Задает вопросы: Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков? О каких соединениях химических элементов вы уже имеете представление? (Презентация: слайд № 2) Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока через вопросы (см. Приложение 2) и контекстные задания для 3-х групп (см. Приложение 3) (Презентация: слайды № 3-12) Предлагает сделать вывод, о какой группе в-в веществ идет речь? Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о солях? Составляет совместно с обучающимися план урока. |
Отвечают на вопросы. Каждая группа выписывает в тетради формулы веществ определенного класса: или оксиды, или основания, или кислоты. Обсуждают выполненное задание в классе. Дают определения известным классам в-в. Выделяют из предложенного списка вещества, которые еще не изучали и относят их к четвертой группе. Отвечают на вопросы. Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала и его обсуждение в классе (с опорой на слайды № 5,6,7,8) Формулируют тему урока, цель и задачи. Составляют план изучения солей: •Определение, состав, номенклатура •Физические свойства •Составление их формул |
П: логические - анализ объек-тов с целью выделения при-знаков; общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: целеполагание; планиро-вание. |
III. Работа по теме урока а) Восприятие и осмысление уча- щимися нового материала б) Первичная проверка понимания |
Предлагает проанализировать состав формул солей из задания № 1 и сформулировать определение, подходящее данному классу. (Презентация: слайд № 13) Демонстрирует образцы некоторых солей и акцентирует внимание на: 1.их физ. свойства (твердые кристаллические вещества, имеют высокую температуру плавления, многие растворимые в воде ( Табл. растворимости); 2.названий солей (Табл.19 в учебнике, стр. 141 «некоторые кислоты и их соли (номенклатура); 3. алгоритм составления формулы солей (в учебнике стр. 146, см. приложение 4) на трех примерах. (Презентация: слайды № 14-15) Организует работу по отработке умений составлять формулы солей по их названиям, предлагая выполнить задание № 2 (Параграф 33 вопрос 3, см. Приложение 5). |
Слушают; анализируют; приходят к выводу, что соли – производные кислот и оснований.
Обсуждение найденных ответов. Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, по алгоритму составления формул солей. |
К: инициативное сотрудни-чество в поиске и выборе информации; Р: самостоятельно анализи-руют условия достижения цели на основе учета выде-ленных учителем ориентиров действия; контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция. П: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать зна-ния; логические–построение логической цепочки рассуж-дений, анализ, синтез. |
IV. Закрепление изученного мате-риала . |
Организует деятельность по применению новых знаний, предлагая индивидуально выполнить задание № 3 (см. Приложение 6), анализирует выполнение обучающимися этого примера, корректирует, оценивает их деятельность. (Презентация: слайды № 16 - 19) |
Индивидуальная работа обучающих-ся по заполнению таблицы. Обучающиеся осуществляют само-проверку заданий. Оценивают резуль-таты своей работы. |
П: общеучебные Р: контроль, коррекция, выде-ление и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценка. Л: самоопределение. |
V. Рефлексия |
Создаёт условия для заключительной рефлексии (см. Приложение 7). (Презентация: слайд № 20) |
Обучающиеся осуществляют само-анализ и оценивают свои знания. |
П: рефлексия Л: смыслообразование К: умение с достаточной полно-той и точностью выражать свои мысли |
VI. Домашнее задание |
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору (см. приложение 8). (Презентация: слайд № 21) |
Обучающиеся воспринимают инфор-мацию, фиксируют задание. |
Л: самоопределение Р: оценка, саморегуляция |
Приложение 1. Задание № 1: «Распределите предложенные вещества по классам, дайте определения известных классов: H2SO4, NaCl, MgO, КOH, N2O5, Zn(OH)2, СuSO4, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4, СаСО3, Н2О, НNO3, Са3(PO4)2, LiOH»
(Ученики делятся на три группы по рядам: 1-ый – выписывает «Оксиды», 2-ой – «Кислоты», 3-ий – «Основания»).
От каждой группы по одному представителю отвечают на вопросы:
- Какие вещества называются оксидами? Назовите выделенные оксиды.
- Какие вещества называются основаниями? Назовите выделенные основания.
- Какие вещества называются кислотами? Как называются выделенные вами кислоты?
Приложение 2. Фронтальная беседа по вопросам:
1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4, Са3(PO4)2
2. Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.
3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из атомов металла и кислотных остатков.
4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: атомы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.
5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.
6. Какие же вещества состоят из атомов металлов и кислотных остатков? Ответ: не известно.
Приложение 3. Контекстные задания для групповой работы «О каком веществе идет речь?»:
Текст 1. Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. Оно оказалось пригодным в пищу, делая еду намного вкуснее. А приправленные им свежее мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом, ничего не росло!
Известный путешественник Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что папуасы искали куски дерева, долго пролежавшие в морской воде и впитавшие в себя это вещество, сжигали их и ели золу. Это считалось у папуасов большим лакомством.
Это вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом стали встречать добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник. А еще, говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Текст 2. В античные времена это вещество ценилось так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата».
В Древнем Китае из этого вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь. Его хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. Часто это вещество оказывалось недоступным для простого народа. Из-за него возникали народные бунты и восстания. Как значительное событие вошел в историю "… бунт" в Москве в 1641 году.
В наше время оно уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, не перестает играть очень важную роль в жизни человека.
Без этого вещества нет жизни! Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организме: в крови создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи.
Текст 3. К этому веществу всегда относились уважительно и экономно. Многие века оно было источником обогащения торговцев и предпринимателей. В России еще с 16 века известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от его добычи. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы грунтовой воды, содержащей в себе этот минерал в растворенном виде. Именно он и прославил в то время Пермский край на всю Россию. Отсюда и с предгорий Урала вываренное из воды вещество отправляли в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.
Интересно, что норма потребления этого вещества в разных странах разная. В основном это зависит от потоотделения, поэтому в холодных странах его суточная норма составляет около 5 грамм, а в жарких - до 20.
Однако вреден и его избыток в организме! Он повышает артериальное давление и приводит к гипертонической болезни. В больших количествах это вещество является ядом — летальная доза в 100 раз превышает суточную норму потребления и составляет 3 грамма на 1 килограмм массы тела, то есть для человека весом 80 кг смертельной дозой является четверть килограммовой пачки.
Ответ: соль. В данном случае: поваренная соль – NaCl.
Существуют и другие минеральные соли, у которых другой химический состав. Например: мел. мрамор, известняк, кораллы - в их состав входят соли – карбонаты кальция и магния.
Приложение 4. Памятка «Алгоритм составления формул и названий солей»
Записываем хим. знаки металла и кислотного остатка, из которых состоит соединение.
Указываем их валентности.
Находим наименьшее общее кратное значений валентностей.
Делим наименьшее общее кратное на валентности металла и кислотного остатка. Получаем индексы.
Составляем химическую формулу, вписывая индексы.
Название соли = название кисл. ост-ка + название металла (в род. падеже) + валентность металла (если она переменная).
Приложение 5. Задание № 2 (из учебника): «Составьте формулы следующих солей: нитрат меди (II), хлорид меди (II), хлорид ртути (II), силикат магния, фосфат калия, сульфат кальция».
Приложение 6. Задание № 3: «Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей»
Li |
Вa |
Fe (III) |
|
Хлороводородная кислота |
|||
Серная кислота |
|||
Фосфорная кислота |
|||
Азотная кислота |
Приложение 7. Рефлексия (См. слайд № ): «Сегодня на уроке я научилась(ся)… Сегодня на уроке я узнал(а)… Что ещё я хотел(а) бы узнать о солях … Неожиданностью для меня явилось то, что…. Сегодня на уроке я понял(а), что… Особенно интересным было…»
Приложение 8. Разноуровневые домашние задания: «1 уровень (для всех): параграф 33, упр.2,3; выучить название кислотных остатков по таблице на стр. 141; 2 уровень (по выбору): Используя дополнительные источники информации, найдите примеры солей имеющих наибольшее применение в разных сферах жизни человека и ответьте на вопросы: Почему соли разные на вкус? Какие соли имеют цвет? Какие соли есть в нашем организме?»