Конспект урока по химии: «Соли аммония»
Шахрай Галина Викторовна
учитель химии МОУ СОШ
п.Соцземледельский
Балашовского района
Саратовской области
Тема. Соли аммония
Цели: создать условия для изучения учениками физических и химических свойства солей аммония; установить характерные особенности солей аммония и их практическое значение; развивать умение проводить химический эксперимент, наблюдать, делать выводы, искать нужную информацию, обрабатывать полученную информацию; воспитывать самостоятельность в действиях и безопасное обращение с химическими веществами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы и методические приемы: проблемный, исследовательский; работа в парах, самопроверка, фронтальная беседа, лабораторный практикум.
Рекомендуемые сроки проведения: январь
Наглядные пособия: таблица «Химия азота», таблица растворимости, лист ватмана с заголовком «Соли аммония», таблички с текстами о свойствах солей аммония (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Оборудование:
для учителя: пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, спиртовка, спички, штатив с креплением; магниты.
Для учащихся: карточки с вопросами по домашнему заданию (Приложение 1), карточка с утверждениями (Приложение 2), инструктивные карточки №1 и №2 (Приложение 3); пробирки, штативы для пробирок.
Реактивы:
для учащихся: соли аммония твердые кристаллические – хлорид аммония, сульфат аммония, карбонат аммония, вода, растворы хлорида бария и нитрата серебра, раствор соляной кислоты;
для учителя: раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка, вода; хлорид аммония кристаллический.
Элементы содержания урока: соли аммония; свойства солей аммония, обусловленные ионом аммония, кислотных остатков. Разложение солей аммония. Качественная реакция на ион аммония. Хлорид, нитрат, карбонат аммония и их применение.
Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. М.: Дрофа, 2008 г.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Организационный момент |
Приветствует учеников: -Я приветствую вас и желаю всем интересной и продуктивной работы. -Что вы изучили на прошлом уроке? Проводит поверку домашней работы. Раздает карточки с заданиями (Приложение 1). Приглашает одного ученика к доске. Проводит фронтальную беседу по вопросам: 1.В чем особенность строения молекулы аммиака? 2 Что такое водородная связь? 3.Как образуется ион аммония? 4.Каковы химические свойства аммиака? |
Отвечают на вопрос. Четыре ученика работают письменно, выполняя работу по карточкам (Приложение 1). Один ученик работает у доски, записывает уравнения реакций, характеризующие химические свойства аммиака. |
Актуализация знаний |
Предлагает вспомнить химические свойства солей и восстановить схему, записанную на доске: С+ ? = другой металл + ? О+?= новая соль + ? Л+?= ? + новая соль И +?= другое основание +? |
Вспоминают химические свойства солей. Восстанавливают схему: С+ Ме = другой металл + новая соль О + кислота = новая соль + новая кислота Л + соль = новая соль + новая соль И + щелочь = другое основание + новая соль |
Постановка учебной задачи |
Раздает учащимся карточки с утверждениями (Приложение 2). Задание: напротив каждого утверждения поставить «!» (знаю) или «?» (не знаю, не уверен, хотел бы расширить свои знания по этому вопросу). -Какие утверждения отмечены восклицательным знаком? -Что будет является темой сегодняшнего урока? -Какие задачи нам предстоит решить? Уточняет задачи, стоящие перед учениками: -Установить особые свойства солей аммония. |
Читают утверждения. Отмечают. Варианты ответов учащихся. Знаком «!» отмечены утверждения: 1, 3, 5, 7, 8. Знаком «?» отмечены утверждения: 2, 4, 6. Формулируют тему и задачи урока: -Тема урока «Соли аммония». -Задачи урока: изучить физические и химические свойства солей аммония, узнать их практическое значение. |
«Открытие» нового знания |
-Чтобы решить поставленные задачи и ответить на возникшие вопросы предлагаю провести исследование. -Используя текст параграфа 26, определите, что общего междуионом аммония и ионом калия. -Какими физическими свойствами обладают соли аммония? Проведите исследование, согласно инструктивной карточке №1. -Какие результаты получили? Сравните результаты своих исследований с текстом в учебнике. -Как вы думаете, какими химическими свойствами будут обладать соли аммония? -Исследуйте химические свойства солей аммония. Выполните задания инструктивной карточки №2. -Какие результаты получили? -Как правильно записать уравнения реакций? - Как назовем такие свойства солей аммония? Чем они обусловлены? -Это общие свойства солей аммония. Они обусловлены кислотными остатками. -Соли аммония как и все соли взаимодействуют с щелочами. Но это взаимодействие имеет свои особенности. Найдите в тексте параграфа 26 ответ на вопрос, в чем заключается особенность взаимодействия солей аммония с щелочами. Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия». -Взаимодействие солей аммония с щелочами является качественной реакцией на соли аммония. -Предложите способы обнаружения аммиака. Учитель обобщает ответы учеников: «Выделившийся аммиак можно распознать или по запаху или по изменению цвета индикатора.» Записывает уравнение реакции. -Какая еще особенность характерна для солей аммония? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа. Учитель демонстрирует опыт «Разложение хлорида аммония при нагревании». Записывает уравнение реакции. -Соли аммония при нагревании разлагаются с образованием аммиака. -Каково практическое значение солей аммония? Учитель организует работу по вариантам. 1 вариант – практическое значение нитрата аммония, 2 вариант – практическое значение хлорида аммония и гидрокарбоната аммония. -Где применяют нитрат аммония? -Где применяют хлорид аммония? Каково его другое название? -Где применяют гидрокарбонат аммония? Запишите уравнение реакции, используя текст параграфа. |
Работают с текстом параграфа. Читают. Находят ответ на вопрос. Зачитывают. На плакат «Соли аммония» крепят первую табличку с информацией о радиусах ионов аммония и калия (Приложение 4). Делают соответствующую запись в тетрадях. Работают в парах по инструктивной карточке №1 (Приложение 3). Записывают наблюдения в тетрадь. Варианты ответов учащихся. Находят информацию о физических свойствах солей аммония в учебнике. Сравнивают. На плакат крепят табличку, характеризующую физические свойства (Приложение 5). Варианты ответов учащихся с использованием составленной в начале урока схемы. Работают в парах по инструктивной карточке №2 (Приложение 3). Проводят реакции между сульфатом аммония и хлоридом бария, между хлоридом аммония и нитратом серебра, между карбонатом аммония и раствором соляной кислоты. Варианты ответов учащихся. Под руководством учителя записывают уравнения проведенных реакций. Варианты ответов учащихся. На плакат крепят таблички с уравнениями проведенных реакций (Приложение 6). Работают с текстом параграфа. Зачитывают. Наблюдают за проведением опыта. Варианты ответов учащихся. Ученики записывают уравнение реакции в тетрадь. Крепят на плакат табличку (Приложение 7). Работают с текстом параграфа. Зачитывают. Наблюдают за проведением опыта. Записывают уравнение реакции. Крепят на плакат соответствующую табличку (Приложение 8). Выполняют задания по вариантам. Отвечают на вопросы. На плакат крепят таблички, характеризующие области применения солей аммония (Приложение 9). Записывают в тетрадь области применения солей аммония и уравнение разложения гидрокарбоната аммония. |
Первичное закрепление |
-В ходе работы вы сформировали опорный конспект в виде кратких записей и в виде плаката. -Почему соли аммония по ряду свойств похожи на свойства солей калия? -Каковы физические свойства солей аммония? -Какие химические свойства проявляют соли аммония? -Какие рассмотренные свойства являются типичными для всех солей? -Какие рассмотренные химические свойства являются особенными свойствами, характерными только для солей аммония? -Где применяют соли аммония? |
Отвечают на вопросы, используя опорный конспект. |
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой |
-Написать уравнение реакции между нитратом аммония и гидроксидом кальция. Учитель демонстрирует правильно написанное уравнение. -В чем особенность этой реакции? |
Записывают уравнение реакции. Затем проверяют по образцу. Вариант ответа учеников: -Реакция протекает с выделением аммиака. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
-Предложите способ очистки поваренной соли от хлорида аммония. |
Отвечают на вопрос: -Смесь нагреть. Хлорид аммония будет разлагаться. Аммиак и хлороводород улетучатся. Останется чистая поваренная соль. |
Рефлексия деятельности |
Задает вопросы: 1.Что изучили на уроке? 2.Какие задачи ставили? 3.Удалось решить поставленные задачи? 4.На какие вопросы нашли ответы? 5.Где можно применить полученные знания? |
Отвечают на вопросы |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. -Параграф «Соли аммония», выполнить упражнение №2. Руководствоваться опорным конспектом. |
Записывают домашнее задание в дневники |
Приложения
Приложение 1 «Карточки для проверки домашней работы»
Карточка №1
Охарактеризовать физические свойства аммиака.
Карточка №2
Написать уравнения реакций получения аммиака в промышленности и в лаборатории.
Карточка №3
Как собирают и распознают аммиак?
Карточка №4
Перечислить области применения аммиака.
Приложение 2 «Утверждения»
Задание: напротив каждого утверждения поставить «!» (знаю) или «?» (не знаю, не уверен, хотел бы расширить свои знания по этому вопросу)
1.Аммиак хорошо растворяется в воде.
2.При нагревании соли аммония разлагаются.
3.Аммиак взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония.
4.Гидрокарбонат аммония и карбонат аммония применяют в качестве разрыхлителей теста.
5.Азот при обычных условиях взаимодействует с литием.
6.Радиусы иона аммония и иона калия приблизительно равны.
7.Аммиак используют для производства удобрений.
8.Знания химии помогут огородникам получить хороший урожай.
Приложение 3 «Инструктивные карточки»
Инструктивная карточка №1.
Исследуйте физические свойства выданных солей аммония: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде.
Инструктивная карточка №2
Провести реакции между
1)сульфатом аммония и хлоридом бария,
2)хлоридом аммония и нитратом серебра,
3)карбонатом аммония и соляной кислотой.
Какие признаки реакций наблюдали?
Приложение 4.
RNH4+ ≈RK+. Похожи на соли калия.
Приложение 5.
Твердые кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде.
Приложение 6.
Обладают всеми свойствами солей (Наличие кислотных остатков).
(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NH4Cl,
NH4Cl + AgNO3 = AgCl↓ + NH4NO3,
(NH4)2CO3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2↑.
Приложение 7.
Реагируют с щелочами при нагревании с выделением аммиака
NH4Cl + NaOH =NH3↑ + H2O + NaCl
Приложение 8.
Разлагаются при нагревании с выделением газообразного аммиака
NH4Cl = NH3↑ + HCl.
Приложение 9.
Азотные удобрения
Разрыхлители теста
При паянии
Взрывчатые вещества
Приложение 10 «Пример опорного конспекта»
RNH4 + ≈RK+. Похожи на соли калия.
Твердые кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде.
Обладают всеми свойствами солей (наличие кислотных остатков).
(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NH4Cl,
NH4Cl + AgNO3 = AgCl↓ + NH4NO3,
(NH4)2CO3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2↑.
Реагируют с щелочами при нагревании с выделением аммиака
NH4Cl + NaOH =NH3↑ + H2O + NaCl
Разлагаются при нагревании с выделением газообразного аммиака
NH4Cl = NH3↑ + HCl.
Азотные удобрения
Разрыхлители теста
При паянии
Взрывчатые вещества