Конспект урока «Соли как производные кислот и оснований» (Урок химии в 8 классе)

1
0
Материал опубликован 15 February 2017 в группе

Конспект урока

Тема: «Соли как производные кислот и оснований»

Химия 8 класс

Учебник: О.С.Габриелян, Химия 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Дрофа М.2012 г.

Учитель: Г.В.Иванов

Цель: Выяснить, почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи:

Изучить понятие «соль»

Научиться составлять формулы и определять названия солей

Продолжить обучение, по определению степени окисления элементов

Познакомиться с физическими свойствами некоторых солей

Развивать память, логическое мышление, внимание, работу в парах

Воспитание толерантности, самосознания, работать в парах

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, проектор.

Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.

Организационный момент: Приветствие учеников. Постановка цели и задач.

Актуализация знаний:

Да прошлых уроках, учащиеся изучали степени окисления и знакомились с некоторыми классами неорганических веществ, на основании этого предлагаются следующие задания:

1 задание:

Дайте определение:

Оксиды (бинарные соединения, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2) (слайд №2)

Основания (сложные вещества, состоящие из катионов металла и гидроксид анионов (OH¯)) (слайд №3)

Кислоты (сложные вещества, состоящие из катионов водорода (H+) и анионов кислотного остатка) (слайд №4)

Катион (положительно заряженный ион) (слайд №5)

Анион (отрицательно заряженный ион)

Ион (частица имеющая заряд)

2 задание: (слайд №6)

Данывещества: H2O, KOH, H3PO4, HBr, CO, Mg(OH)2, Na2O,H2SiO3, Al(OH)3, SO3, Sr(OH)2, H2SO4.

Распределите данные вещества в соответствующие колонки:

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ

     

Ученики проверяют свое решение по слайду (слайд №7)

Изучение нового материала:

Учитель предлагает выполнить следующее задание:

Из предложенных формул выберете те, которые вам еще не знакомы, чем они похожи и чем отличаются:

BaCl2, H2CO3, Mg(OH)2, CO2, AgNO3, Ca(OH)2,HCl, Na2SO4 . (ученики отвечают, что все они содержат в составе металл и кислотный остаток) (слайд №8)

(ВИДЕОФРАГМЕНТ) (СЛАЙД 9)

На основании видеофрагмента учитель предлагает ученикам определить тему занятия (тема СОЛИ)

Что же такое соль?

 

СОЛИ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА , СОСТОЯЩИЕ ИЗ КАТИОНОВ МЕТАЛЛОВ И АНИОНОВ КИСЛОТНОГО ОСТАТКА

 

 (СЛАЙД 10)

На видео главный герой употребляет в пищу соль, а какую именно? (поваренную, пищевую) Или как говорят химики хлорид натрия, формула этой соли NaCl.

Рассказ ученика о поваренной соли

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Учитель: Еще, соли считают производными кислот и оснований, а как вы думаете, почему?

( ученики отвечают: они образуются из кислот (кислотный остаток) и оснований (металл))

(СЛАЙД 11)

Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!


 

Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу. (Таблица у каждого ученика, положить перед уроком)
 

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция

(слайд №13)

     

CaCO3

 

Cульфат меди (II)

(слайд №14)

     

CuSO4

 

Хлорид натрия

(слайд №12)

     

NaCI

 

Cульфат железа (II)

(слайд №15)

     

FeSO4

 

Сульфат магния

(слайд №15)

     

MgSO4

 


 

Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, растворимые или не растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Учитель: Как и все изученные вами вещества (оксиды, основания и кислоты) соли имеют названия, как же составлять названия солей?

 

Кислотные остатки и их названия: (слайд №17)

НАЗВАНИЕ

ФОРМУЛА

Хлорид

Cl-

Бромид

Br-

Йодид

I-

Фторид

F-

Сульфид

S2-

Сульфит

SO3 2-

Сульфат

SO4 2-

Нитрит

NO2 -

Нитрат

NO3 -

Карбонат

CO3 2-

Метасиликат

SiO3 2-

Ортофосфат

PO4 3-


ПРИМЕР 1: По таблице растворимости назвать соль (слайд №18)

NaNO3

МЕТАЛЛКИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК

(НАТРИЙ) (НИТРАТ)

СОЛЬ: НИТРАТ НАТРИЯ (Т.К. У НАТРИЯ ЕДИНСТВЕННАЯ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ +1, ОНА В СКОБКАХ НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ)

Задание: самостоятельно назвать соль K2SO4 (сульфат калия)

ПРИМЕР 2: По таблице растворимости составить формулу сульфата алюминия Al2(SO4)3

При составлении формулы соли необходимо(слайд №19)

расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

по правилу креста расставить коэффициенты.

Чётные коэффициенты сократить.

Закрепление изученного материала:(слайд №20)

Задание 1: Составьте формулы:

Сульфат натрия, хлорид железа (III), карбоната кальция.

Задание 2: Дайте названия веществам:

Na2CO3, K3PO4, MgSO4.

Задание 3:

Определите степени окисления элементов в соединениях:

Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3.

Домашнее задание: параграф 21, №2,3 наизусть названия солей(слайд №21)

Раздаточная памятка:

KCl – хлорид калия

KBr – бромид калия

KI – йодид калия

KF – фторид калия

K2S – сульфид калия

K2SO3 – сульфит калия

K2SO4 – сульфат калия

K2CO3 – карбонат калия

KNO3 – нитрат калия

KNO2 – нитрит калия

K2SiO3 – метасиликат калия

K3PO4 – ортофосфат каля

Итоги урока, оценки.

РЕФЛЕКСИЯ:

В ходе занятия учащиеся смогут:

- актуализировать знания по классам неорганических соединений;

- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;

- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);

- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).

Приложения:

Презентация (слайды)

Видеофрагмент

Таблица лабораторной работы

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция

Твердое

Белый

-

CaCO3

Нет

Cульфат меди (II)

Твердое

Синий

-

CuSO4

Да

Хлорид натрия

Твердое

Белый

-

NaCI

Да

Cульфат железа (II)

Твердое

Белый с серым оттенком

-

FeSO4*7H2O

Да

Сульфат магния

Твердое

белый

-

MgSO4

да

Ответы на задания закрепления:

Na2SO4, FeCl3, CaCO3

Карбонат натрия, фосфат калия, сульфат магния.

Ca+2 (N+5 O-23)2, K+12 S+4 O-23, Li+1 2 C+4 O-23.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.