Технологическая карта урока физики по ФГОС «Сообщающиеся сосуды» (7 класс)
Технологическая карта урока физики по ФГОС
Учебный предмет физика
Учитель физики Рыжкова А.А.
Класс 7 класс
УМК «Физика» Автор: А.В. Перышкин
Тема урока "Сообщающиеся сосуды"
Тип урока: урок получения новых знаний
План урока:
Организационный момент
Мотивационно – целевой этап
Ориентировочный этап
Актуализация знаний
Первичное осмысление и закрепление
Практический этап
7. Рефлексия
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | Приветствует учеников. Побуждает к самоорганизации. | Приветствуют учителя. Организация рабочего места. | Фронтальная | Регулятивные УУД: умения самоорганизации и устанавливать рабочие отношения, деловую обстановку |
Мотивационно – целевой этап | Демонстрация слайда. Показывает картинки предметов, работающих по принципу сообщающихся сосудов | Смотрят слайды. Слушают учителя. Высказывают мнения. | Фронтальная | Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности, выдвигать гипотезу; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Ориентировочный этап Включение в систему знаний | Демонстрирует сообщающиеся сосуды на столе. Предлагает рассмотреть изображения сообщающихся сосудов на слайде. Задает вопросы. Предлагает сформулировать тему и цель, задачи урока. | Рассматривают сообщающиеся сосуды на столе, изображения на слайде. Отвечают на вопросы. Слушают ответы учеников. Формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | Регулятивные УУД: уметь планировать, прогнозировать, корректировать знания; Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Коммуникативные УУД: уметь точно выражать свои мысли, владеть монологической речью. |
Актуализация знаний | Проводит опыты и выводит основное свойство сообщающихся сосудов для однородных и разнородных жидкостей. Демонстрирует слайды. Анализирует ответы. | Вспоминают обозначения физических величин и единиц измерения. Дают ответы на вопросы. Слушают ответы учеников. | Фронтальная | Регулятивные УУД: оценивать степень владения изученными знаниями; Познавательные УУД: выделять материал, который будет использован на уроке; Предметные УД: повторить знания обозначения физических величин и их единиц измерения. |
Первичное осмысление и закрепление | Предлагает обучающимся выполнить задание 3 с параграфа 41 ( страница 122) Анализирует ответы учащихся, обобщает. Рассказывает о "Неиссякаемой чаше" и Артезианских колодцах. Показывает мультфильм и подводит учащихся к определению границ применения сообщающихся сосудов | Читают задание из учебника. Выполняют его, делают выводы. Слушают товарищей и предлагают свои варианты ответов. Делают предположения о применении сообщающихся сосудов. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные УУД: работать с учебником., строить логическую цепочку рассуждений, анализировать условие заданий; Предметные УД: формулировать выводы закона сообщающихся сосудов для жидкостей разной плотности; Личностные УУД: сформировать положительную внутреннюю позицию по отношению к новым знаниям, вызывать положительные эмоции успешности; Коммуникативные: планировать совместную работу, проявлять инициативу, сотрудничать с группой. |
Практический этап | Предлагает создать своими руками фонтан, работа которого основана на свойствах сообщающихся сосудов | Выполняют практическое задание | Групповая | Познавательные УУД: обобщать полученные знания, применять их для объяснения ряда объектов и явлений. Предметные УД: знать примеры сообщающихся сосудов, уметь объяснять их действие на основе полученных знаний. Коммуникативные: проявлять инициативу, управлять поведением партнера, оценивать действия партнера, владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: формировать морально – этические нормы |
Рефлексия | Благодарит за работу на уроке. Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. Транслируют оценку результатов собственной деятельности. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: Саморегуляция. Оценка степени достижения цели. Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания. |
Ребят посмотрите, пожалуйста, на картинку и ответьте на поставленный вопрос. | |
Хорошо ребят, а как вы думаете что объединяет эти предметы? Посмотрите внимательно на их строение. Почему когда мы заполняем водой лейку, то в последствии выливаем ее через носик? как вы думаете почему это происходит (Правильно. тогда говорят что их части сообщаются друг с другом). И как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? | |
Тема нашего урока сообщающиеся сосуды | |
сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися А как вы думаете для чего чего мы изучаем сообщающиеся сосуды? ( для того чтобы человечество могло использовать их в своей жизни, зная особенности таких сосудов) | |
Ребята, сообщающихся сосудов существует огромное множество. сосуды представленные на слайде используются в основном на уроках физики для демонстрации опытов. но в не зависимости от их размеров и форм у сообщающихся сосудов есть определенные свойства. Давайте их рассмотрим | |
Давайте при помощи эксперимента убедимся в этом. (Налить простую подкрашенную воду в сосуды и вывести через формулы гидростатистического давления p1= p2 gh1=gh2 gh1=gh2; Получим:h1=h2. Ребята, а как вы думаете, что произойдет если в сообщающийся сосуд с водой будет долита еще другая жидкость? | |
Опыт с подсолнечным маслом и водой. и только после опыта показать слайд и вывести формульно 1gh1=2gh2 1h1=2h2 h1/h2 ≈ 2/1. | |
Мне бы очень хотелось проверить как вы запомнили свойства сообщающихся сосудов. Для этого давайте поработаем с учебником. ( синие учебники параграф 40 страница 96, белые учебники параграф 41 страница 122) | |
Сообщающиеся сосуды известны очень давно. Закон сообщающихся сосудов использовали даже жрецы Древнего Египта для демонстрации своих «чудес», и древние греки. В одном из древнегреческих храмов, например, находилась «неиссякаемая» чаша , наполненная водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но ее уровень не понижался | |
В природе тоже существуют сообщающиеся сосуды. Артезианские колодцы, которые впервые появились во Франции в провинции Артуа в 1126 году. Это такая скважина. Под слоем почвы в низких местах скапливается вода. После бурения скважины вода поднимается вверх до уровня верхних горизонтов грунтовых вод Ребята, вы наверно немного устали? давайте немного отдохнем и посмотрим мультфильм | |
Фиксики. скажите Ребята, а на какую мысль вас натолкнул этот мультфильм? ( о применении сообщающихся сосудов в современном мире и жизни современного человека) | |
Давайте рассмотрим такие примеры | |
По слайду | |
Шлюзы- каналы, которые соединяют водоём с высоким уровнем воды с водоёмом с более низким уровнем воды. | |
Давайте посмотрим как это выглядит в живую | |
Панамский канал соединяет Панамский залив в Тихом океане с Атлантическим океаном. Уровень воды в Атлантическом океане выше, чем в Тихом океане, поэтому в канале возведены шлюзы. Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года Благодаря ему морской путь из Нью-Йорка в Санфранциско сократился с 22500 км до 9500 км. Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3 Самый глубокий шлюз - Карапатело - в Португалии, на реке Дару. | |
Ребята, а вы знали что свойства сообщающихся сосудов применяются при строении фонтанов? а как вы думаете необходимо соблюдать технику безопасности при строительстве фонтанов? давайте представим себя строителями (надеть каски) Для вашего класса пришло два письма. давайте поделимся на 2 группы по 10 человек и откроем конверты. 1 команда 1 вариант и 2 команда 2 вариант. Дать конверты и включить схему на слайде Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) | |
Строим фонтаны Похвалить ребят | |
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | |
И закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением. Прочитать стих и попрощаться. | |
Загадки: 1. Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник.) Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.) 2. Хоть и задрал он кверху нос, Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет - убедится. (Чайник.) Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника. 3. Если речка по трубе Как мы это назовем? (Водопровод.) Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.) 4.Мойдодыру я родня, |
13