Сообщение на тему «Опять двойка!», или сообщение о минусах оценочного обучения»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет образования г. Санкт-Петербург
«Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 ИМ. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга.»
СООБЩЕНИЕ
по дисциплине: Педагогика
на тему: «Опять двойка!», или сообщение о минусах оценочного обучения».
Обучающейся(гося) 1 курса
№ учебной группы 1-16/1
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Пономарева Анна Николаевна
Санкт-Петербург, 2023 г.
В отметке выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Школа рассчитывает на помощь семьи, при не давая никаких полезных советов относительно того, в чем должна выражаться эта помощь. Плохая отметка стала для детей предвестницей неприятностей в семье.
Оценка создает эталон там, где его нет. Цель балльной системы оценивания — проверить школьника на соответствие стандарту. Не важно, 4 у него балла из 5 или 8 из 12 — это все равно определенный процент соответствия эталону. То есть балльная система подразумевает наличие некоего идеального варианта выполнения задания, к которому нужно стремиться.
Школьные оценки провоцируют конфликт. Современная оценка — это лишь возможность сравнить Васю с Петей. Зачем нужна соревновательность в школе? Чтобы Петя считал себя хуже Васи? А может, ему просто по-другому материал нужно подавать, давать больше времени на размышление, и он тоже станет получать хорошие оценки? Волошин убежден, что современной школе нужно не соперничество, а сотрудничество.
Следуя из приведенных аргументов я считаю, что система оценивания по баллам стала не эффективна более того, она не всегда бывает объективна и справедлива по отношению к ученику. Именно поэтому на мой взгляд она просто перестает работать.
Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
- Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая “отметочная” система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой, и фиксацией успешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога;
- часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны – на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту детской тревожности.
- Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной оценки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.
- Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.
-Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)
- Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.
- Ш.А. Амонашвили утверждает следующее: безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса. Т.е. по его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.
- Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)
- Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.
- Ш.А. Амонашвили утверждает следующее: безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса. Т.е. по его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.
По моему мнению безоценочное обучение обладает следующими преимуществами:
Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной оценки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.
Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.
Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)
Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.
Ш.А. Амонашвили утверждает следующее: безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса. Т.е. поего мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний.
Также учитывая свой школьный опыт соглашусь с мнением, что безоценочная система будет гораздо эффективнее так как педагоги не всегда могут оценивать беспрестрастно. И именно поэтому я думаю, что если данная система оценивания будет введена у наших детей точно сохранится гораздо больше нервов.
Заключение
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая “отметочная” система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой, и фиксацией успешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога;
является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, что самое главное, нельзя определить направление дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны – на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту детской тревожности.
Источники
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2001. с. 236
2. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 2002г. с.196
3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. — №3. с. 40
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. — №3. с. 57
5. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1989 с. 52
6. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М., 1984. с. 369
7. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994. — №4. с. 48
8. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.2000 с.301
9. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.2002 с.236
10. Гуревич К.М., «Индивидуально-психологические особенности школьников», М., 1988 с. 268
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996 с. 31
12. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997 с. 254
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 1999 с. 312
14. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 л. –М.,1996 с. 168
15. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. — №2. с. 187
16. Зиновкина М.М. Многоуровневое креативное образование и школа. М.: Приоритет – МВ, 2002 с. 278