Урок биологии в 11 классе «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»

2
0
Материал опубликован 18 November 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕКЛЕМИШЕВО









Урок биологии в 11 классе





«Сообщества и экосистемы Забайкальского края»

















Выполнила: учитель биологии высшей категории к.б.н.

МОУ средней общеобразовательной школы

с. Беклемишево

Веденская Ольга Валерьевна





с. Беклемишево, 2019г.



Тема: Сообщества и экосистемы Забайкальского края

Вид урока: защита коллективного проекта

Тип урока: зачетный (сдвоенный урок)

Цель: проверка уровня усвоения знаний и умений по теме: «Сообщества и экосистемы»

Задачи:

Обучающие: контроль знаний по теме: «Сообщества и экосистемы»

Развивающие: формировать исследовательские умения: самостоятельно работать по заданной теме, анализировать научную литературу, готовить выступления перед аудиторией, представлять свою работу

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к природе родного края

Ключевые понятия: сообщество, экосистема, биогеоценоз, функциональные блоки, продуценты, консументы, редуценты, трофические цепи и сети, межпопуляционные и межвидовые связи, ярусы, консорции, флуктуации, видовое многообразие, сукцессия.

Оборудование: стенды с докладами, мультимедийные презентации, выставка литературы о природе Забайкальского края, плакаты по теме.

Структура урока:

Организационный момент

Мотивационный момент (слово учителя)

Защита коллективного проекта (выступление учащихся)

Контроль знаний (тестирование и взаимопроверка)

Рефлексия

Ход урока

Организационный момент

Эпиграф на доске: «Всё связано со всем» Барри Коммонер

Слово учителя.

Мы на протяжении нескольких уроков изучали интереснейший раздел экологии «Сообщества и экосистемы». Однако, школьный учебник дает лишь фундаментальные, общие сведения об экосистемах. Поэтому дополнительно мы с вами изучали различные литературные источники, научные, научно-популярные, энциклопедии и другие источники о сообществах нашего Забайкальского края.

Всем классным коллективом вы все это время создавали творческий проект «Сообщества и экосистемы Забайкальского края». Сегодня вам предстоит защитить вашу работу, что и будет зачетом по этому разделу. Кто-то из вас выполнял индивидуальную задачу проекта, кто-то работал в группе. И собрав весь материал воедино, мы получим общее представление о сообществах Забайкальского края. Все материалы, собранные вами, мы вложим в одну папку, которая дополнит школьный учебник конкретными примерами о природе нашего края. Конечно, охватить все многообразие организмов и их взаимосвязей мы не сможем, но привести яркие или типичные примеры нам по силам. Таким образом, цель нашего проекта было: используя научную и научно-популярную литературу, собрать материал о сообществах Забайкальского края и изготовить учебно-методические пособия для изучения раздела биологии «Сообщества и экосистемы» на примере сообществ Забайкальского края.

Выступление учащихся

Первая задача проекта

Природные сообщества Забайкальского края. Общее представление (презентация). Цыденов С.

Потоки энергии в экосистеме лиственничного леса (схема-рисунки). Холмогоров В.

Вторая задача проекта

Функциональные блоки сообществ (плакат). Глотова Ю.

Трофические цепи и сети (плакат и схемы-рисунки). Кузнецов В.

Третья задача проекта

Типы взаимоотношений между организмами (стендовые материалы). Уфимцева А.

Аллелопатия (презентация). Воротникова А.

Формы симбиоза (презентация). Семенова О.

Агроэкосистемы; вредители овощных культур (стендовые материалы). Вейцель Е.

Четвертая задача проекта

Пространственная организация сообществ: ярусы и консорции на примере кедрового леса (плакаты). Захарейчук Д.

Пятая задача проекта

Динамика сообществ Забайкальского края: флуктуации, суточные и сезонные ритмы (презентация). Кадашникова А.

Динамика сообществ Забайкальского края: сукцессии (презентация). Метлушко Д.

Видовое многообразие сообществ Ивано-Арахлейского заказника (презентация). Далиновский Н.

Шестая задача проекта

Нарушение сообществ и последствия на примере перевыпаса скота (презентация из исследовательской работы). Петрова Ю.

Тестирование и взаимопроверка.

Рефлексия: что особенно интересно было вам в ходе работы над проектом, и какие трудности возникали? Высказывания учащихся.



Тест по теме: «Сообщества и экосистемы» (методическое пособие: Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: диагностические материалы / Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 169-176.)





Литература.

Ивано-Арахлейский заказник: природно-ресурсный потенциал территории. – Чита: Поиск, 2002. – 232 с.

Зеленый мир Забайкальского края

Корсун О.В. и др. Животный мир Забайкалья: Книга для чтения по биологии животных. – Чита: Экспресс-издательство, 2005. – 224 с.

Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 78 с.

Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 кл. – М.: ВАКО, 2009. – 464 с.

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 кл.; 10-11 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 248 с.

Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 296 с.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2005. – 454 с.

Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: В 2 т. Том I. Общий очерк / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин – Новосибирск: Наука, 2000. – 302 с.





































































Паспорт проекта

по экологии

«Сообщества и экосистемы Забайкальского края»



























Проект «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»



Проект выполнен под руководством О.В. Веденской учителя биологии МОУ СОШ с. Беклемишево.



Название проекта: «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: биология

Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный (1 месяц)

Цель проекта: используя научные и научно-популярные источники, собрать материал о сообществах Забайкальского края и изготовить учебно-методические (наглядные) пособия по разделу экологии «Сообщества и экосистемы» на примере сообществ Забайкальского края.

Задачи проекта:

Изучить литературу о животном и растительном мире Забайкальского края и представить основные типы экосистем края.

Выразить с помощью схем положение организмов в сообществах Забайкальского края.

Выявить и показать взаимосвязи живых организмов в сообществах Забайкальского края на конкретных примерах.

Представить примеры пространственной организации сообществ.

Показать на конкретных примерах динамику сообществ Забайкальского края.

Выявить и рассказать о некоторых последствиях нарушений экосистем Забайкальского края.

Руководитель проекта: Веденская О.В.

Возраст участников проекта: 17-18 лет

Аннотация проекта: Данный проект ориентирован на более широкое и конкретизированное изучение раздела программы по биологии «Сообщества и экосистемы» на материалах о природных сообществах родного Забайкальского края. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками анализа научной литературы по биологии и экологии; учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных литературных и медиа источников. А главное многое узнают о живой природе родного края.

Предполагаемые продукты проекта: учебно-методические пособия к изучению раздела экологии «Сообщества и экосистемы»: мультимедийная презентация, плакаты, цветные схемы-рисунки, стендовый материал.

Этапы работы над проектом. Рекомендации учащимся.









Планирование работы

Разбейтесь на группы и решите, над какой задачей проекта будет работать ваша группа

Под руководством учителя выберите тему, над которой будете работать



Задача проекта

Рекомендации учащимся

Изучить литературу о животном и растительном мире Забайкальского края и представить основные типы экосистем края.


Изучить материал, рекомендованный учителем по теме; представить в докладе с презентацией общие понятия об экосистемах Забайкальского края; приготовить схему потоков энергии в экосистеме с привлечением материала об организмах, обитающих в экосистемах Забайкальского края

Выразить с помощью схем положение организмов в сообществах Забайкальского края

Изучить литературные источники об организмах Забайкальского края и их взаимосвязях; изготовить макеты плакатов о функциональных блоках и трофических сетях в экосистемах на примере экосистем Забайкальского края

Выявить и показать взаимосвязи живых организмов в сообществах Забайкальского края на конкретных примерах.


Изучить литературные источники об организмах Забайкальского края и их взаимосвязях; приготовить доклады с презентациями либо стендовыми материалами о типах взаимоотношений между организмами на примерах взаимосвязей в экосистемах Забайкальского края

Представить примеры пространственной организации сообществ.


Изучить литературу о кедровых лесах Забайкалья; на примере кедрового леса дать представление о пространственной организации сообществ: ярусности и консорциях; изготовить макеты плакатов

Показать на конкретных примерах динамику сообществ Забайкальского края.


Изучить литературу о динамике сообществ в Забайкальском крае; приготовить доклад с презентацией о природных ритмах и сукцессии на примере материалов о природных сообществах Забайкальского края; показать роль видового многообразия в сохранении устойчивости сообществ на примере сообществ Ивано-Арахлейского заказника

Выявить и рассказать о некоторых последствиях нарушений экосистем Забайкальского края.


Изучить литературу о видах нарушений сообществ и их последствиях; показать роль перевыпаса скота в сокращении видового разнообразия в луговых сообществах Забайкальского края; приготовить доклад с презентацией



Распределите обязанности в группе

Разделите работу на этапы

Подготовьте план работы над проектом (используйте лист планирования)







Реализация проекта

Работайте в группах или индивидуально по плану

Совместно решайте возникающие проблемы

При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя

При необходимости вносите изменения в план (не меняя при этом сроков выполнения проекта)





Презентация (представление) проекта

К намеченному сроку объедините подготовленную информацию в одну папку.

Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию.

Подготовьте выступление перед классом.

Проведите презентацию.

__________________________________________________________________

Осмысление и оценка проекта

Обсудите, что было хорошо, а что не удалось реализовать.

Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано.

Оцените результат работы.



Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, научная и научно-популярная литература и энциклопедии о природе Забайкальского края, проекционная аппаратура для презентации, денежные средства для распечатки плакатов и стендового материала.

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.