Урок биологии в 11 классе «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЕКЛЕМИШЕВО
Урок биологии в 11 классе
«Сообщества и экосистемы Забайкальского края»
Выполнила: учитель биологии высшей категории к.б.н.
МОУ средней общеобразовательной школы
с. Беклемишево
Веденская Ольга Валерьевна
Тема: Сообщества и экосистемы Забайкальского края
Вид урока: защита коллективного проекта
Тип урока: зачетный (сдвоенный урок)
Цель: проверка уровня усвоения знаний и умений по теме: «Сообщества и экосистемы»
Задачи:
Обучающие: контроль знаний по теме: «Сообщества и экосистемы»
Развивающие: формировать исследовательские умения: самостоятельно работать по заданной теме, анализировать научную литературу, готовить выступления перед аудиторией, представлять свою работу
Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к природе родного края
Ключевые понятия: сообщество, экосистема, биогеоценоз, функциональные блоки, продуценты, консументы, редуценты, трофические цепи и сети, межпопуляционные и межвидовые связи, ярусы, консорции, флуктуации, видовое многообразие, сукцессия.
Оборудование: стенды с докладами, мультимедийные презентации, выставка литературы о природе Забайкальского края, плакаты по теме.
Структура урока:
Организационный момент
Мотивационный момент (слово учителя)
Защита коллективного проекта (выступление учащихся)
Контроль знаний (тестирование и взаимопроверка)
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
Эпиграф на доске: «Всё связано со всем» Барри Коммонер
Слово учителя.
Мы на протяжении нескольких уроков изучали интереснейший раздел экологии «Сообщества и экосистемы». Однако, школьный учебник дает лишь фундаментальные, общие сведения об экосистемах. Поэтому дополнительно мы с вами изучали различные литературные источники, научные, научно-популярные, энциклопедии и другие источники о сообществах нашего Забайкальского края.
Всем классным коллективом вы все это время создавали творческий проект «Сообщества и экосистемы Забайкальского края». Сегодня вам предстоит защитить вашу работу, что и будет зачетом по этому разделу. Кто-то из вас выполнял индивидуальную задачу проекта, кто-то работал в группе. И собрав весь материал воедино, мы получим общее представление о сообществах Забайкальского края. Все материалы, собранные вами, мы вложим в одну папку, которая дополнит школьный учебник конкретными примерами о природе нашего края. Конечно, охватить все многообразие организмов и их взаимосвязей мы не сможем, но привести яркие или типичные примеры нам по силам. Таким образом, цель нашего проекта было: используя научную и научно-популярную литературу, собрать материал о сообществах Забайкальского края и изготовить учебно-методические пособия для изучения раздела биологии «Сообщества и экосистемы» на примере сообществ Забайкальского края.
Выступление учащихся
Первая задача проекта
Природные сообщества Забайкальского края. Общее представление (презентация). Цыденов С.
Потоки энергии в экосистеме лиственничного леса (схема-рисунки). Холмогоров В.
Вторая задача проекта
Функциональные блоки сообществ (плакат). Глотова Ю.
Трофические цепи и сети (плакат и схемы-рисунки). Кузнецов В.
Третья задача проекта
Типы взаимоотношений между организмами (стендовые материалы). Уфимцева А.
Аллелопатия (презентация). Воротникова А.
Формы симбиоза (презентация). Семенова О.
Агроэкосистемы; вредители овощных культур (стендовые материалы). Вейцель Е.
Четвертая задача проекта
Пространственная организация сообществ: ярусы и консорции на примере кедрового леса (плакаты). Захарейчук Д.
Пятая задача проекта
Динамика сообществ Забайкальского края: флуктуации, суточные и сезонные ритмы (презентация). Кадашникова А.
Динамика сообществ Забайкальского края: сукцессии (презентация). Метлушко Д.
Видовое многообразие сообществ Ивано-Арахлейского заказника (презентация). Далиновский Н.
Шестая задача проекта
Нарушение сообществ и последствия на примере перевыпаса скота (презентация из исследовательской работы). Петрова Ю.
Тестирование и взаимопроверка.
Рефлексия: что особенно интересно было вам в ходе работы над проектом, и какие трудности возникали? Высказывания учащихся.
Тест по теме: «Сообщества и экосистемы» (методическое пособие: Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: диагностические материалы / Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишова Е.А., Резникова В.З. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 169-176.)
Литература.
Ивано-Арахлейский заказник: природно-ресурсный потенциал территории. – Чита: Поиск, 2002. – 232 с.
Зеленый мир Забайкальского края
Корсун О.В. и др. Животный мир Забайкалья: Книга для чтения по биологии животных. – Чита: Экспресс-издательство, 2005. – 224 с.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 78 с.
Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 кл. – М.: ВАКО, 2009. – 464 с.
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 кл.; 10-11 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 248 с.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 296 с.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2005. – 454 с.
Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: В 2 т. Том I. Общий очерк / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин – Новосибирск: Наука, 2000. – 302 с.
Паспорт проекта
по экологии
«Сообщества и экосистемы Забайкальского края»
Проект «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»
Проект выполнен под руководством О.В. Веденской учителя биологии МОУ СОШ с. Беклемишево.
Название проекта: «Сообщества и экосистемы Забайкальского края»
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: биология
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный (1 месяц)
Цель проекта: используя научные и научно-популярные источники, собрать материал о сообществах Забайкальского края и изготовить учебно-методические (наглядные) пособия по разделу экологии «Сообщества и экосистемы» на примере сообществ Забайкальского края.
Задачи проекта:
Изучить литературу о животном и растительном мире Забайкальского края и представить основные типы экосистем края.
Выразить с помощью схем положение организмов в сообществах Забайкальского края.
Выявить и показать взаимосвязи живых организмов в сообществах Забайкальского края на конкретных примерах.
Представить примеры пространственной организации сообществ.
Показать на конкретных примерах динамику сообществ Забайкальского края.
Выявить и рассказать о некоторых последствиях нарушений экосистем Забайкальского края.
Руководитель проекта: Веденская О.В.
Возраст участников проекта: 17-18 лет
Аннотация проекта: Данный проект ориентирован на более широкое и конкретизированное изучение раздела программы по биологии «Сообщества и экосистемы» на материалах о природных сообществах родного Забайкальского края. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками анализа научной литературы по биологии и экологии; учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных литературных и медиа источников. А главное многое узнают о живой природе родного края.
Предполагаемые продукты проекта: учебно-методические пособия к изучению раздела экологии «Сообщества и экосистемы»: мультимедийная презентация, плакаты, цветные схемы-рисунки, стендовый материал.
Этапы работы над проектом. Рекомендации учащимся.
Планирование работы
Разбейтесь на группы и решите, над какой задачей проекта будет работать ваша группа
Под руководством учителя выберите тему, над которой будете работать
Задача проекта | Рекомендации учащимся |
Изучить литературу о животном и растительном мире Забайкальского края и представить основные типы экосистем края. | Изучить материал, рекомендованный учителем по теме; представить в докладе с презентацией общие понятия об экосистемах Забайкальского края; приготовить схему потоков энергии в экосистеме с привлечением материала об организмах, обитающих в экосистемах Забайкальского края |
Выразить с помощью схем положение организмов в сообществах Забайкальского края | Изучить литературные источники об организмах Забайкальского края и их взаимосвязях; изготовить макеты плакатов о функциональных блоках и трофических сетях в экосистемах на примере экосистем Забайкальского края |
Выявить и показать взаимосвязи живых организмов в сообществах Забайкальского края на конкретных примерах. | Изучить литературные источники об организмах Забайкальского края и их взаимосвязях; приготовить доклады с презентациями либо стендовыми материалами о типах взаимоотношений между организмами на примерах взаимосвязей в экосистемах Забайкальского края |
Представить примеры пространственной организации сообществ. | Изучить литературу о кедровых лесах Забайкалья; на примере кедрового леса дать представление о пространственной организации сообществ: ярусности и консорциях; изготовить макеты плакатов |
Показать на конкретных примерах динамику сообществ Забайкальского края. | Изучить литературу о динамике сообществ в Забайкальском крае; приготовить доклад с презентацией о природных ритмах и сукцессии на примере материалов о природных сообществах Забайкальского края; показать роль видового многообразия в сохранении устойчивости сообществ на примере сообществ Ивано-Арахлейского заказника |
Выявить и рассказать о некоторых последствиях нарушений экосистем Забайкальского края. | Изучить литературу о видах нарушений сообществ и их последствиях; показать роль перевыпаса скота в сокращении видового разнообразия в луговых сообществах Забайкальского края; приготовить доклад с презентацией |
Распределите обязанности в группе
Разделите работу на этапы
Подготовьте план работы над проектом (используйте лист планирования)
Реализация проекта
Работайте в группах или индивидуально по плану
Совместно решайте возникающие проблемы
При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя
При необходимости вносите изменения в план (не меняя при этом сроков выполнения проекта)
Презентация (представление) проекта
К намеченному сроку объедините подготовленную информацию в одну папку.
Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию.
Подготовьте выступление перед классом.
Проведите презентацию.
__________________________________________________________________
Осмысление и оценка проекта
Обсудите, что было хорошо, а что не удалось реализовать.
Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано.
Оцените результат работы.
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, научная и научно-популярная литература и энциклопедии о природе Забайкальского края, проекционная аппаратура для презентации, денежные средства для распечатки плакатов и стендового материала.