12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна2979
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
13

Статья «Сообщество учителей У меня нет претензий к учителям, но есть – к системе»

14 последних лет я была мамой школьника, школьников, школьницы. И вот сегодня первый день нахожусь в другом качестве: мой младший ребенок вчера получил аттестат, и школьная эпоха в нашей семье закончилась.
За эти 14 лет я и сама успела поработать в школе. Нет, я не была учителем, я была педагогом-организатором, но и на этом месте за 8 лет работы многое про школу и учителей успела узнать и понять.
Но я сейчас буду говорить именно с родительской позиции. Хочу подвести какой-то итог этим 14 годам взаимодействия моей семьи со школой.

Самое главное – после того, как оба моих ребенка по 11 лет провели в школе, и у меня, и у них нет никаких претензий к учителям, только благодарность, уважение, симпатия, ну или равнодушие в худших случаях.

А вот к самой системе школьного образования и у меня, и у детей претензий накопилось достаточно.

Система приучает школьников к тому, что главный результат обучения – это оценка. Ученики в массе своей учатся ради оценок, учителя работают в том числе и ради стимулирующих баллов, школы в целом гонятся за баллами рейтингов. К реальной жизни это не имеет никакого отношения. Как не имеет к ней отношения и бОльшая часть изучаемого детьми за 11 лет. Да, конечно, учителя стараются наполнять преподаваемый материал содержанием, связанным с жизнью, но в большинстве случаев это их личная инициатива, а на системном уровне дело с этим обстоит довольно печально.

Система выстроена и функционирует так, что в детях воспитание исполнительности, послушания, безынициативности, конформизма имеет более высокий приоритет, чем развитие в них критического мышления, творческих способностей и умения иметь и отстаивать свою точку зрения.

То, что происходит в сфере образования в последние годы, приучает школьников к тому, что правила, меняющиеся во время игры, - это норма, что все знакомые им люди, задействованные в процессе обучения, как и они сами – это объекты, а не субъекты. И школьников, и учителей регулярно ставят перед фактом, что с завтрашнего дня меняется вот это, это и еще вот то, при этом не следует никаких подробных объяснений необходимости именно этих изменений и даже не делаются попытки проанализировать результаты и следствия введения предыдущих изменений.

Система учит детей врать. Необъективные оценки («школе нужно повышать свой рейтинг»), необходимость заучивать шаблонные и «правильные» ответы («иначе эксперт на ЕГЭ может снять баллы»), липовые отчеты («дети, я напишу, что на субботнике вас было 25 человек, а не 15, а то мне влетит»), выдача желаемого за действительное («на линейку прийти всем в парадной форме, обязательно с цветами, чтобы гость из департамента видел, как вы рады вернуться в школу, и как вы любите учителей») - все это приучает маленького человека к тому, что в большинстве случаев ложь – это естественная часть жизни и без нее никак не обойтись.

Но при всем при этом в школе есть учителя. Мужчины и женщины, молодые и пожилые, общительные и немного суровые, любимые и не очень. Люди, которые своей преданностью профессии и ученикам, своей работой на износ, своими силами, нервами, здоровьем, своими попытками не сломаться, не прогнуться под давлением системы вносят что-то живое, человеческое, настоящее в нее саму, эту самую систему. Компенсируют ли их усилия тот вред, который наносит система детям? Не знаю. Но надеюсь, что да.
Источник: ПЕДСОВЕТ,
https://vk.com/uch_club .
Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.