Но я сейчас буду говорить именно с родительской позиции. Хочу подвести какой-то итог этим 14 годам взаимодействия моей семьи со школой.
Самое главное – после того, как оба моих ребенка по 11 лет провели в школе, и у меня, и у них нет никаких претензий к учителям, только благодарность, уважение, симпатия, ну или равнодушие в худших случаях.
А вот к самой системе школьного образования и у меня, и у детей претензий накопилось достаточно.
Система приучает школьников к тому, что главный результат обучения – это оценка. Ученики в массе своей учатся ради оценок, учителя работают в том числе и ради стимулирующих баллов, школы в целом гонятся за баллами рейтингов. К реальной жизни это не имеет никакого отношения. Как не имеет к ней отношения и бОльшая часть изучаемого детьми за 11 лет. Да, конечно, учителя стараются наполнять преподаваемый материал содержанием, связанным с жизнью, но в большинстве случаев это их личная инициатива, а на системном уровне дело с этим обстоит довольно печально.
Система выстроена и функционирует так, что в детях воспитание исполнительности, послушания, безынициативности, конформизма имеет более высокий приоритет, чем развитие в них критического мышления, творческих способностей и умения иметь и отстаивать свою точку зрения.
То, что происходит в сфере образования в последние годы, приучает школьников к тому, что правила, меняющиеся во время игры, - это норма, что все знакомые им люди, задействованные в процессе обучения, как и они сами – это объекты, а не субъекты. И школьников, и учителей регулярно ставят перед фактом, что с завтрашнего дня меняется вот это, это и еще вот то, при этом не следует никаких подробных объяснений необходимости именно этих изменений и даже не делаются попытки проанализировать результаты и следствия введения предыдущих изменений.
Система учит детей врать. Необъективные оценки («школе нужно повышать свой рейтинг»), необходимость заучивать шаблонные и «правильные» ответы («иначе эксперт на ЕГЭ может снять баллы»), липовые отчеты («дети, я напишу, что на субботнике вас было 25 человек, а не 15, а то мне влетит»), выдача желаемого за действительное («на линейку прийти всем в парадной форме, обязательно с цветами, чтобы гость из департамента видел, как вы рады вернуться в школу, и как вы любите учителей») - все это приучает маленького человека к тому, что в большинстве случаев ложь – это естественная часть жизни и без нее никак не обойтись.
Но при всем при этом в школе есть учителя. Мужчины и женщины, молодые и пожилые, общительные и немного суровые, любимые и не очень. Люди, которые своей преданностью профессии и ученикам, своей работой на износ, своими силами, нервами, здоровьем, своими попытками не сломаться, не прогнуться под давлением системы вносят что-то живое, человеческое, настоящее в нее саму, эту самую систему. Компенсируют ли их усилия тот вред, который наносит система детям? Не знаю. Но надеюсь, что да.
Источник: ПЕДСОВЕТ, https://vk.com/uch_club.