Статья «Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ»

6
0
Материал опубликован 7 February 2017

Система работы

учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ

                                             

Я люблю математику не только потому,

что она находит применение в технике,

но и потому, что она красива.

(Р. Петер)

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.

ОГЭ по математике – первый независимый  рубеж проверки знаний, полученных за время обучения в школе. Это первые государственные экзамены,  то есть организованные не школой, а органами, призванными работу этой самой школы контролировать. Отсюда все организационные сложности. Работа пишется в другой школе, контролируют незнакомые педагоги, проверяют независимые эксперты… Все это добавляет нервозности к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания  практически по всей школьной программе, пройденной за 9 лет.

Как учитель со стажем замечу, что нельзя забывать и про переходный возраст. У всех подростков он протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется. Поэтому, если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то это еще, возможно, и благополучный вариант.

         Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказал, экзамен тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому главная проблема, с которой приходится сталкиваться при подготовке – это пробелы в знаниях.

         Поэтому первую задачу, которую надо решить учителю – это выявить и ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники плохо знают таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится учить практически с нуля.

Начиная с самого начала преподавания у детей предмета, веду мониторинг уровня обученности учащихся по всем темам, начиная с 5 по 9 классы.

В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими задания на все темы, как реальный экзаменационный вариант, я активно использую различные тематические подборки. Это особенно важно, когда какой-то раздел ученику дается с большим трудом. Например, задания на функции или геометрические задачи. В этом случае большой объем решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в качество и твердо усвоить эту тему.

Для учащихся 9-х классов провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.

Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ОГЭ является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ОГЭ.

Огромное внимание уделяю самостоятельной, групповой работе, практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в сети Интернет.

Успешной реализации ИКТ на уроках математики для меня является применение Интернета с его практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации. Благодаря использованию сети Интернет обучающиеся получают доступ к большому потоку новой информации по темам, проводимым в рамках изучения математики.

Обучать математике несомненно помогают электронные образовательные ресурсы. На уроках математики использую электронные средства обучения. Это тренажеры и программы тестирования по различным темам.

Огромную возможность для участия в различных конкурсах и форумах предоставляют различные сайты. Использование Интернет-ресурсов позволяет обучающимся участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах в режиме online. Принимают участие в районной олимпиаде по математике среди 7-11 классов.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Ну и, конечно, очень важна система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.

Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения, многие обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

Поэтому усилия всех участников обучения должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

 

         В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует усилий всех участников процесса: и ученика, и учителя, и родителей. Контроль и внимание со стороны родителей просто необходимы для большинства детей.

         Подготовка к ОГЭ – задача не простая, но совместными усилиями решаемая! Успешной вам подготовки и отличных результатов!

Д. Н. Муравлёв,

учитель математики ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.