Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Логопедическое занятие в 3 классе)
Технологическая карта группового логопедического занятия
Ф.И.О. | Родионова Т.В. |
Класс | 3 класс |
Тема занятия | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Тип занятия | Усвоения новых знаний. |
Цель занятия | Создавать условия для формирования практических навыков построения текстов в правильной последовательности с опорой на серию сюжетных картинок. |
Задачи занятия формирование БУД | Коррекционно – образовательные (познавательные): - учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок, правильно понимать их содержание и последовательность событий. Коррекционно-развивающие (регулятивные и коммуникативные): - развивать и корригировать познавательные процессы: внимание, память, мышление посредством игр и заданий, развивать артикуляционную моторику, плавность речевого выдоха, диалогическую и монологическую речь. Коррекционно – воспитательные (личностные): - воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям. |
Оборудование | Для логопеда: моноблок, презентация, картинный материал. Для обучающихся: индивидуальные зеркала, цветные нитки, карточки, рабочие тетради, маркеры, смайлики. |
Планируемый результат | Дети выделяют основные действующие лица и объекты сюжетных картинок, прослеживают их взаимосвязь и объединяют в единый рассказ. |
Ход занятия
Этап занятия. Цель, время. | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей |
Оргмомент Цель: мотивация обучающихся к образовательной деятельности (3 мин.) | Слайд 1. - Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на занятии. - Скажите, с каким настроением вы пришли ко мне? - Как мы выражаем хорошее настроение? Давайте передадим свою улыбку по кругу. - Я передаю свою улыбку Анне… - Я надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится до конца занятия. | Здороваются. Заинтересовываются, отвечают на вопросы учителя - логопеда. |
Артикуляционная гимнастика Цель: развитие артикуляционной моторики (3 мин). Дыхательная гимнастика «Клубок» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, снятие напряжения (2 мин). | Слайд 2. Учитель - логопед демонстрирует детям картинки артикуляционных упражнений и контролирует правильность их выполнения. Детям раздаются цветные нитки. - Ребята делаем глубокий вдох через нос, на выдохе произносим звуки А-О-У-Ы-И, скручивая нить в клубок. | Выполняют артикуляционные упражнения. Выполняют дыхательное упражнения, скручивая нить в клубок. |
Целеполагание и мотивация. Цель: планирование деятельности на основе имеющихся знаний (2 мин) | Побуждает обучающихся самостоятельно определить цель занятия: Слайд 3. - Посмотрите на доску, на ней прикреплены буквы. Если вы поставите все буквы по размеру, от большой до самой маленькой, то получите слово, которое я зашифровала. (Клумба) - Молодцы! С этим словом я составила предложение. Прочтите его, заменяя картинку словом. - Почему вы назвали слово «розы» (цветы)? - Ребята, а как вы думаете можно ли по картинке составить целый рассказ? | Активно рассуждают, формулируют цель занятия. Выполняют инструкции учителя – логопеда. Отвечают на вопросы. Дети читают предложения. - На клумбе растут розы. (цветы) - На картинке изображены «розы». - Можно. |
Основная часть занятия (20 мин.) Актуализация знаний Цель: планирование деятельности на основе имеющихся знаний. Первичное закрепление Цель: практическое усвоение нового материала. Физминутка Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями. (2 мин) Упражнение с использованием «шариков – липучек» Цель: совершенствование мелкой моторики. Работа в тетрадях. (5 мин) | - Сегодня на занятии вы будете учиться составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Слайд 4. - Вспомним, что рассказ состоит из предложений, объединенных по смыслу (единым сюжетом). Слайд 5. - При составлении рассказа мы будем опираться на план. План. 1. Внимательно рассмотрите каждую картинку. 2. Составьте предложение к каждой картинке. 3. Составьте текст из предложений. 4. Придумайте название к рассказу. Работа по сюжетным картинкам. Учитель - логопед демонстрирует детям сюжетные картинки. - Рассмотрите картинки, составьте предложение к каждой. - Составьте рассказ, используя данные предложения. - У каждого рассказа есть название. В названии должна быть отражена тема рассказа. -Молодцы ребята, мы хорошо поработали и нам пора отдохнуть. На-на-на – вот пришла весна (тянут руки в верх и в стороны) Ло-ло-ло-стало всем тепло, (ритмичные хлопки по коленям) Ель-ель-ель- отзвенела уж капель, (ритмичные хлопки в ладоши) Ду-ду-ду –я гулять пойду. (ритмичные шаги на месте) Садитесь. Учитель – логопед предлагает детям на ощупь определить букву, затем выложить её «шариками – липучками». - Ребята, откройте тетради. Отступите одну строку от последней записи. Запишите число. - Запишите текст в тетради (индивидуальный подход). | Обучающиеся отвечают на вопросы по очереди, используя знания, полученные ранее на уроках русского языка, личный опыт. Составляют предложения, если дети не справляются, учитель - логопед задаёт наводящие вопросы. Составляют текст, объединяя предложения по сюжету. Придумывают название рассказа. Проговаривают чистоговорку, сочетая речь с движениями по показу учителя- логопеда.
Выполняют задания по инструкции учителя — логопеда. Дети 1 группы записывают весь текст, дети 2 группы (низкий темп работы) записывают 2 предложения. |
Закрепление. Самостоятельная работа Цель: закрепление изученного материала. (5 мин) | Работа по карточкам. У каждого ребёнка на парте комплект картинок. - Рассмотрите внимательно картинки, разложите их в правильной последовательности. - Составьте рассказ, придумайте название. - Давайте проверим, верно, ли вы выполнили задание. - Посмотрите внимательно на картинку. Кто изображён на картинке? - Где происходит действие, изображённое на картинке? -Как вы назвали свой рассказ. - Молодцы ребята! | Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. |
Итог занятия Цель: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов. (2 мин) | - Наше занятие подошло к концу. - Чем мы занимались сегодня на занятии? - Какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными. - Мы вместе преодолели все сложности. - А какое настроение у вас после занятия? - Маркером нарисуйте на смайлике ваше настроение. - Занятие окончено, до свидания, ребята! | Обучающиеся анализируют свою работу на занятии. Наглядно показывают своё настроение. |
PPTX / 649.23 Кб