12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Реутова Екатерина Витальевна275
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
3

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей «Составление рассказа по серии картинок «Маленькие помощники»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей

Тема: Составление рассказа по серии картинок
 «Маленькие помощники»

для детей младшего школьного возраста с ОНР
(1 год обучения)

Цель: Учить детей составлять рассказ по серии картинок.

Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:

Ø  Уточнить, обогатить, расширить и активизировать словарный запас детей по темам «Птицы» и «Весна».

Ø  побуждать детей образовывать новые слова, используя суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы словообразования;

Ø  учить отвечать на вопросы педагога полным ответом;

Ø  учить связывать отдельные предложения в рассказ, используя слова-связки, соблюдая временную и логическую последовательность изложения событий.

Образовательная область «Познание»:

·         уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о приметах весны, весенних месяцах;

·         учить находить различия между гнездом и скворечником, скворечником и клеткой;

·         развивать память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, продолжать формировать наглядно-образное и элементы вербально-логического мышления.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

§  Учить детей выражать собственные мысли;

§  Учить отвечать на вопросы развернутым предложением,

§  Учить выслушивать ответы товарищей;

§  Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Плакаты «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы»; серия картин «Маленькие помощники» (см. в приложении).

Предварительная работа:

²  наблюдение за птицами на прогулке;

²  дидактическая игра «Кто как кричит»

²  дидактическая игра «Назови птицу ласково»;

²  дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

²  дидактическая игра «Узнай по описанию»;

 

Содержание организованной деятельности детей.

1.      Орг.момент.

- Ребята! Давайте вспомним, какое время года у нас за окном? Как называются весенние месяцы? Какие приметы весны вам известны?

2.      Основная часть. На доске хаотично выставлены картины из серии «Маленькие помощники».

- Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Докажите, что здесь тоже нарисована весна. Подумайте и скажите, кому или чему улыбается весеннее солнышко?

(Примерные ответы детей: «Весеннее солнышко улыбается подснежникам. Весеннее солнышко улыбается деревьям, кустам, ручейкам, цветам, животным, птицам.)

- Отгадайте загадки:

Кто зелёною весной вернётся с юга в край родной? (Перелетные птицы) Назовите перелетных птиц.

Кто на юг не улетал, с нами вместе зимовал? (Зимующие птицы.) Назовите зимующих птиц.

- Каково животным и птицам после холодной и голодной зимы? Как люди могут помочь птицам? (Подкармливать их, построить домики).

- Для чего животным и птицам требуется жилище? (Греться, делать запасы еды, выводить потомство). Для каких птиц люди изготавливают домики? Как называются домики для кур? Для синиц? Для скворцов? Чем скворечник отличается от гнезда? Чем скворечник отличается от клетки? Каково их главное отличие? (В клетке птица живет в неволе, а в скворечнике – на воле.)   Кто из зимующих птиц может использовать пустой скворечник? (Воробьи, синицы).

Физкультминутка. Педагог рассказывает стихотворение «Скворечник» Т.А.Ткаченко (Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у   дошкольников, методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: 2001), показывает движения рук и головы, дети повторяют.

Из обструганных дощечек

Сделаем волшебный дом,

Что ни утро, что ни вечер –

Писк и грохот будет в нем.

Прилетят весной скворцы,

Скажут: «Ай, да молодцы!»

Будет радость и веселье,

Птицы справят новоселье!

 

Дети поглаживают правой рукой по левой ладони

Дети постукивают правым кулаком по левой ладони

Дети качают головой вправо – влево

Дети хлопают в ладоши и топают ногами

Дети машут руками, как крыльями

Дети хлопают в ладоши

Дети машут правой рукой, затем левой

Дети разводят руки в стороны в приглашающем жесте

- Посмотрите на картинки, расставьте их в нужном порядке – что сначала, что потом. Придумайте имена детям. Что увидели Аня и Коля на березе? Что они решили сделать? Что им потребуется для постройки скворечника, какие материалы и инструменты? Зачем Коле нужна лестница? Как он повесит скворечник на березу? Можно ли его прибить гвоздями? Почему? (Вбитые гвозди ранят дерево, кора повреждается, его сок вытекает, дерево может погибнуть). Как нужно вешать скворечник на дерево? (Прибить к скворечнику длинную палку и примотать веревкой или проволокой к стволу.)

Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней нарисовано? (Ребята наблюдают за парой птиц, которые поселились в скворечнике.)

Как вы думаете, это событие произошло в тот же день, когда дети повесили новый скворечник, или через некоторое время? Докажите. (Через некоторое время, ведь на березе уже набухли почки, возле березы распустились первые цветочки, на улице стало теплее, ведь ребята стоят без шапок.) Почему дети улыбаются? (Они рады, что скворечник понравился птицам. Труд ребят не пропал даром!)

Как можно назвать этот рассказ? (Педагог подводит детей к названию «Маленькие помощники», но если дети предложат свой удачный вариант названия, то он принимается.)

Еще раз рассмотрите картинки, вспомните все, о чем мы говорили, и придумайте рассказ «Маленькие помощники».

Примерный рассказ детей:

            Однажды весной Аня и Коля шли в школу. Они заметили на березе старый развалившийся скворечник. Скоро должны прилететь скворцы из теплых краев. Где же они будут жить? Ребята решили помочь птицам. Они взяли доски, молоток и гвозди и сделали новый скворечник. Коля вынес лестницу, приставил ее к стволу березы и забрался на нее как можно выше. Аня подала ему новый скворечник, и мальчик примотал его к стволу дерева веревкой. Через несколько дней ребята заметили, что в скворечнике поселилась пара скворцов. Птицы сидели на ветке около домика и звонко пели весенние песни. Птицам понравился скворечник. Аня и Коля были рады, что их труд не пропал даром.

3.                  Итог работы. О ком мы вспоминали сегодня? Как назывался рассказ, который мы составили? Как еще мы можем помочь птицам? Молодцы, ребята, вы славно потрудились, предлагаю вам отдохнуть и съесть пряники в форме птиц.

 Подготовила учитель-логопед Реутова Е.В.

 

Приложение:

https://drive.google.com/file/d/1DoLxhq-Oe3dLkX_iGh4xicB0WFaPI1NN/view ?usp=sharing

(серия сюжетных картинок "Маленькие помощники") 

 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (1)

Ларькова Татьяна Сергеевна, 05.02.19 в 20:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за конспект!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.