Социализация личности ребенка в системе дополнительного образования
Социализация личности ребенка в системе дополнительного образования
Учитель – это призвание. Призвание служить на благо человечеству. Ведь именно учитель может заложить определенные качества в ребенка, вместе с выполнением своей непосредственной задачи – обучения предмету. Лично я твердо убеждена, что в формировании и социализации личности в учащихся, очень важную роль играет запал педагога. Иными словами – тот заряд энергии, которым может обладать человек, даже не занимавшийся этим ранее, и способность передать необходимую энергетику учащимся, направить их в нужном направлении и создать необходимый психоэмоциональный настрой, дабы простимулировать учащихся к дальнейшим самостоятельным действиям в той или иной области. Социализация личности ребенка – это очень актуальный аспект в деятельности педагога. В чем же его актуальность? Во-первых, в изменяющемся мире нам необходимо помогать ребенку быть на плаву и не терять жизненно важные ценности, уметь различать правильные и неправильные вещи/поступки. К сожалению, в рамках проведения урока сложно бывает уделять достаточное внимание формированию и гармоничному развитию личности ребенка. Всем известен тот факт, что человек не может являться полноценным членом общества, не имея качеств, присущих социально активному и ответственному гражданину. На своих уроках я руководствуюсь следующими задачами: развивать навыки и умения детей, пробудить интерес для того, чтоб они могли приносить пользу обществу. Более того, не маловажным является научить детей быть самостоятельными и принимать решение в различных критических и конфликтных ситуациях. Целью моей деятельности, несомненно, является социализация детей, а также выработка комплекса условий для эффективной реализации поставленных задач, ведь, будучи педагогом дополнительного образования, у Вас возникает уникальная возможность прикоснуться к душе ребенка. Именно во внеурочной деятельности Вы можете в непринужденной обстановке, в игровой форме воспитать Человека.
Помните, что и первоклассники и одиннадцатиклассники – дети, а все дети любят играть. Именно игровая форма нашла свое широкое применение в деятельности моей школы – Разно Возрастных Отрядах (РВО). Система РВО является уникальной, отряды были созданы уже более двадцати лет назад. За это время отрядное движение потерпело ряд изменений, но принципиальные моменты остались неизменными на протяжении всей «жизни» отрядов. Мне бы хотелось более детально рассмотреть один из основных принципов РВО – социализация личности ребенка. Начнем с того, что исходя из расшифровки РВО, можно понять, что основная идея этого движения – воспитать в учащихся более старшего возраста: уважение, толерантность, желание помогать, добродушие и где-то даже снисхождение по отношению к ребятам более младшего возраста. Те же, в свою очередь, увидев благосклонное отношение к себе страшеклассников, вырастая, спешат поделиться своим опытом с младшим поколением и т.д. Одним словом, это некий конгломерат добра, более того, это никогда не прекращающийся процесс, я бы его назвала - «передай другому».
Окунувшись в эту атмосферу, я действительно поняла, что нашла то, о чем так долго мечтала – служить людям. Что может быть прекраснее, чем приносить пользу обществу и добавлять в этот мир частицу добра, искренности и позитивных эмоций?!
В моем отряде учащиеся 5 – 7 классов. Помимо внутришкольной деятельности, мы стараемся поделиться частицей своей души, любви к жизни и стремлением к прекрасному с массами. Впервые мы это сделали в рамках проведения одной из акций. Тогда мы с ребятами попали в интернат. Было немного бояздно, так как это был наш общий дебют. Но, к слову сказать, нужно отдать должное всем членам моей команды: они подошли со всей ответственностью к подготовке и выполнению этой благотворительной акции. Дети с энтузиазмом принялись за работу: ребята самостоятельно искали полезные советы для воспитанниц интерната, они придумали игры на сближение для девочек. Во время нашего визита девочки почувствовали, что в этом мире к ним не относятся с пренебрежением, напротив, их любят, ценят и уважают. У учащихся моей школы тоже произошли изменения в сознании. Они поняли, что дети есть дети вне зависимости от того, где они живут, как одеваются и есть ли у них какие-либо проблемы со здоровьем. Это лишь одна из составляющих моей деятельности, направленной на социализацию личности детей. По правде говоря, в стенах нашей школы также произошли некоторые изменения. Все большее и большее количество учеников проявляют желание участвовать в устраиваемых мною акциях. Тогда я решила расширить рамки проведения акций и привлечь к участию в них ребят не входящих в отряды, придать им еще большую массовость.
Социально ответственный человек должен являться социально активным, то есть помогать ближним, уважать старших, чтить павших во время войны (развитие духа патриотизма) и отдавать дань памяти тем, кого с нами уже нет. При этом очень важным моментом здесь является порционная выдача информации, например, мы в течение всего учебного года с ребятами говорим об их родственниках, которые погибли во время Великой Отечественной Войны, когда приходит пора 9 мая, у детей не возникает вопрос относительно того, идти на субботник или нет, принимать участие в митинге или нет, возложить ли цветы к вечному огню. Дети совершенно самостоятельно организовывают группы, и мы начинает так называемое путешествие по памятным местам. Особенно хочется отметить, что детям очень нравится эта деятельность, и они привлекают родителей к этим походам, приглашают ветеранов в школу, устраивают для них концерт.
Социальная ответственность может выражаться не только по отношению к людям, но и к братьям нашим меньшим. Младшие школьники активно делают скворечники для птиц зимой, называя их настоящими «птичьими домами».
В заключении я хочу отметить тот факт, что социально активный человек всегда будет стараться изменить общество и социальную среду к лучшему и создать вокруг себя правильный, с точки зрения этики, мир. Он будет стараться ненавязчиво влиять на окружающих людей и направлять их в нужное русло. Он будет помогать развивать понятие социальной ответственности граждан. Несомненно, жизненные условия меняются, при этом очень быстро, и понятие социальной активности и ответственности тоже будет меняться. Воспитанные нами социально ответственные граждане смогут внести свою лепту в развитие общества и дальше, путем просвещения своих детей и помощи им в становлении настоящими личностями, а они, в свою очередь, смогу передать свой опыт своим детям и так далее. Главная наша задача суметь сохранить эту цепочку и не дать ей порваться, а сделать ее более прочной и устойчивой. В таком случае, мы сможем приблизиться к созданию совершенного мира.
Воистину «вместе на благо всех!», может являться своеобразным призывом и выражать цель моей деятельности. Творить добро не сложно, особенно, когда Ваша цель – воспитать социально ориентированного человека. Увидев полученный результат, становится так тепло и светло на душе, что хочется двигаться дальше и покорять все новые и новые вершины.