Социальный проект «Люблю тебя, мой край родной» (5–7 класс)

3
1
Материал опубликован 18 December 2022

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Варнавинская школа-интернат»





t1671382277aa.jpg

Социальный проект

«Люблю тебя, мой край родной»







Руководитель проекта: учитель -логопед Зимаева М.В.

Участник проекта: ученица 7 класса Еньшина Зоя






Варнавино

2022г

Аннотация проекта


Проект «Люблю тебя, мой край родной» несет задачу формирования активной жизненной позиции подростков, основанной на любви к своей малой Родине, уважения к ее истории.

С чего начинается Родина? У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо. Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Актуальность проекта

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к ознакомлению и изучению своей малой Родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в условиях школы. Краеведение расширяет границы непосредственно-образовательной деятельности и образовательных ситуаций во всех образовательных областях

На актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций

школьника, его нравственного облика нам указывает и один из основных

документов в сфере дошкольного образования – Федеральный государственный

образовательный стандарт. Одной из основных задач, на решение которой направлен ФГОС, является необходимость приобщения воспитанников к системе общечеловеческих ценностей, «объединения обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения

в интересах человека, семьи, общества».

Одной из основных целей является воспитание у учащихся чувство гордости, уважения к тому месту, в котором он живёт, а именно к родному поселку. С помощью этого проекта мы старались передать свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это важно для воспитания патриотических чувств.


Цель проекта воспитание патриотизма и гражданского самосознания посредством расширения знаний об истории родного края, формирования интереса к исследовательской краеведческой и проектной деятельности.

Задачи:

-.расширение и уточнение знаний об истории поселка Варнавино

- осмысление роли преподобного Варнавы Ветлужского в развитии поселка Варнавино и Варнавинского района

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения своего края.


Новизна проекта


Отличительной особенностью данного проекта является его пропедевтический характер, который позволяет школьнику накопить определенный круг знаний и представлений, необходимых для образовательной деятельности , т.к. основу содержательного компонента составляют человек, природа, общество.

Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Понимая, что социально-пространственная среда поселка несет в себе огромный воспитательный потенциал, в проекте рассматривается пять тем, которые связаны между собой логически, дополняют друг друга и вместе представляют целостный рассказ о поселке: «История возникновения города Варнавина», «Преподобный Варнава Ветлужский- духовный отец Поветлужья»», «Архитектура настоящего и прошлого», «Наше наследие», «Зеленые друзья города». Проект не требует каких - то дополнительных вложений, дидактических пособий. Он построен на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в краеведческом и художественном музее поселка, детской библиотеке. Словом, на простых, доступных и понятных вещах воспитывается любовь к родному поселку, а значит и к России. Необходимым условием реализации проекта является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в школе, на природе и дома с родителями.



Технологическая карта проекта


Название проекта

«Люблю тебя, мой край родной»


Тип проекта

социальный , практико-ориентированный, долгосрочный



Руководитель проекта

Зимаева М.В.-учитель-логопед

Участник проекта

Ученица 7 класса ГКОУ Варнавинской ШИ

Еньшина Зоя


Место реализации

ГКОУ « Варнавинская ШИ»

Адресная направленность

1.Учащиеся начальных классов

2.Педагоги начальных классов
3.Специалисты школы -учителя-логопеды, педагоги-психологи.
4.Воспитатели школы

5. Родители

Цель проекта

воспитание патриотизма и гражданского самосознания посредством расширения знаний о истории родного края, формирования интереса к исследовательской краеведческой и проектной деятельности.


Задачи проекта

-.расширение и уточнение знаний о истории поселка. Варнавино

- осмысление роли преподобного Варнавы Ветлужского в развитии поселка Варнавино и Варнавинского района

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения своего края.


Ожидаемые результаты

обретение целостных представлений о родном поселке, его историческом и

современном развитии, природном комплексе.


отражение в художественно –творческой деятельности темы любви к родному

городу.


активизация и систематизация краеведческих знаний о малой Родине;


Практический результат проекта

Написание творческой конкурсной работы- сочинение «Преподобный Варнава Ветлужский-духовный отец Поветлужья»

Участие в конкурсе рисунков.


Сроки реализации

4 месяца сентябрь 2022 –апрель 2022




Этапы реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап

организационный

1 Изучение литературы по истории поселка Варнавино.
2. Составление плана - реализации проекта.
3. Планирование мероприятий, экскурсий, бесед, практических заданий проекта.

4 Подбор необходимых материалов реализации проекта.

2 недели


сентябрь


2 этап


диагностический



Анкетирование и

тестирование родителей, педагогическая диагностика и беседы с детьми для

выявления уровня представлений о родном поселке.


2 недели

сентябрь



3 этап

реализационный

1.Экскурсия в Варнавинский художественно-краеведческий музей:

-быт и поселения древних марийцев

- приход Варнавы на Красную гору

-Троицко-Варнавинский монастырь

- образование города Варнавина герб Варнавина

- разрушение церквей и храмов Троицко-Варнавинского монастыря

2. Экскурсия в Варнавинскую детскую библиотеку.

- писатели о Варнавинской земле (М.Пришвин, В.Короленко, Н.Рубцов, А.Сизов)

- книги В.Карпенко, М. Балдина о истории поселка Варнавино

З. Экскурсия в Варнавинский музей «Поветлужье»

-знакомство с творчеством художника Н.Бурдастова

Серия картин о Варнаве Ветлужском

4. Экскурсия «Памятные места поселка Варнавино»

5. Беседа «Связь поколений» о истории поселка и знаменитых людях поселка. (председатель Совета ветеранов п.Варнавино Ватагина С.А.)


1 месяц

октябрь


4 этап

практический

Написание сочинения на районный конкурс «Преподобный Варнава Ветлужский-духовный отец Поветлужья»

Выполнение творческой работы- рисунок на районный конкурс «Жизнь Варнавы на Красной горе»

1 месяц

ноябрь

5 этап

рефлексия

Получение сертификата участника районного конкурса

Оформление альбома «Моя малая Родина», оформление альбома «Памятные места поселка Варнавино», оформление лэпбука «Мой

поселок»


1 месяц

декабрь






Диагностические исследования по проекту «Люблю тебя, мой край родной»


Перед тем, как переступить к разработке проекта были проведены анкетирование и тестирование родителей, педагогическая диагностика и беседы с детьми для выявления уровня представлений о родном поселке.

Диагностические исследования показали, что

- у 50 % детей средний уровень знаний и представлений и родном городе,

- у 35% детей низкий уровень знаний

- у 15 % детей высокий уровень знаний, эти дети ответили на все предложенные вопросы.

Анализ анкет родителей показал, что

- 60 % родителей понимают значимость и необходимость развития нравственно –патриотических качеств у детей,

- 70 % семей наиболее важными качествами считают порядочность, ответственность, совесть,

- 25% семей равнодушны к данной теме и не проявляют никакого интереса, а - - 5% считают, что с детьми дошкольного возраста рано говорить об этом.



















Варнава Ветлужский - Троицко-Варнавинский монастырь - посёлок Варнавино

Преподобный Варнава Ветлужский – священник, осветивший своими подвигами ветлужскую сторону, прибыл в безлюдное Поветлужье из города Великого Устюга в 1417 году. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельском или Иоанно-Предтеческом. Из его жития следует, что он был «саном иерей» в местном приходе, где крестил язычников и татар. При пострижении преподобный получил новое монашеское имя – Варнава, в честь святого Апостола Варнавы. В это время бассейн реки Ветлуга представлял собой глухой край, населённый марийцами.

Тогда, в начале XV века земли городов Устюга и Галича вошли в состав Московского княжества. Не желая усиления Москвы, Нижегородский и Вятский князья пошли войной на «московитов». К ним присоединились татары и черемисы. В 1417 году хан Дервиш и черемисский князь Кельдибек с Ветлуги вместе с вятичами совершили большой набег на Великий Устюг. Город был разорён, многие попали в плен. По преданию, марийцы увели тогда местного священника Варнаву на Ветлугу, где он и поселился, получив свободу.

Согласно летописи, собранной краеведом начала XX века Д.П.Дементьевым в его «Историческом очерке Пыщугской волости Ветлужского уезда с древнейших времён», пленника привезли в г. Якшан (ныне село Кажирово) на Ветлуге. Князь Кельдибек даровал Варнаве свободу и позволил ему священнослужение в церкви в честь Святителя Николая.

Из Якшана священник отправился вниз по Ветлуге на плотах. В местах его остановок были основаны станы. Это сёла Воздвиженское (ныне Притыкино), Богородское, Рождественское, город Ветлуга.

Последним пунктом путешествия в нижнем течении реки Ветлуга, где поселился подвижник, стала Красная гора. На высоком берегу священник срубил скит, рядом с которым поставил маленькую часовню. Овладев языком местных жителей, преподобный отец начал проповедовать на берегах Ветлуги Слово Божие. Большое влияние на народ оказывали образ подвижнической жизни святого, его любовь, воистину преображавшая его мир. Варнава лечил людей травами и добрым словом. Очевидно, знание трав и житейская мудрость и дали ему имя «Преподобного». Даже лютые звери при нём смирели, а путники приходили к нему за советом, получали благословление. За высокие подвиги Преподобного отца глубоко уважали. Так, в постах и молитвах Преподобный Варнава прожил в своей келье на Красной горе 28 лет, собрав вокруг себя небольшую колонию русских монахов и земледельцев.




























Приложения




Районный конкурс сочинений, посвященный

600-летию прихода прп. Варнавы Ветлужского на Красную гору















«Преподобный Варнава Ветлужский- духовный отец Поветлужья»













Выполнила: Еньшина Зоя ученица 7 класса

ГКОУ «Варнавинской ШИ»


Руководитель: Зимаева Марина Викторовна

учитель -логопед

ГКОУ «Варнавинской ШИ»






Варнавино 2022

Сочинение.


Преподобный Варнава Ветлужский- духовный отец Поветлужья.


В жизни каждого человека есть что-то очень дорогое и горячо любимое. Это семья, родной дом, близкие люди, друзья. А еще малая Родина- это место, где человек родился и вырос. Моя малая Родина- это поселок Варнавино. Красивый, уютный, весной и летом утопающий в зелени, расположен он на берегу живописной реки Ветлуги.

Мой поселок отпраздновал свое 600-летие. А назван он в честь своего основателя, преподобного Варнавы Ветлужского. Варнава родился и вырос в Великом Устюге. Он служил священником в городской церкви. Варнава мечтал прожить свою жизнь по образу и подобию апостола Варнавы Антиохского, ученика Иисуса Христа, посвятить ее проповедованию веры христианской. Именно она могла объединить людей, покончить распри и войны и изжить дикие языческие нравы. Варнава принял монашеский постриг и получил благословение на миссию апостола – нести слово Божие в народ, просвещать и объединять людей. Так Варнава отправился из родного города в трудный и тяжелый путь. Он сплавлялся на плотах по рекам Юг и Вохма, а потом по реке Ветлуге. В местах своих стоянок Варнава обосновывал станы, ставил памятные знаки. Он рассказывал людям о вере христианской, проводил обряды. Позднее на месте этих станов образовывались селения. И вот, наконец, Варнава остановился на высоком, красивом берегу Ветлуги, это место называется Красная гора. Произошло это в 1417 году. Здесь он построил себе келью и стал жить. Сейчас, я думаю, это самое красивое место в нашем поселке. Живописный вид излучины Ветлуги привлекает жителей поселка и его гостей. В житии описывается внешность Варнавы. Он был высокий, худощавый, широк в плечах, носил бороду. Варнава жил в нужде, в одиночку преодолевая трудности, «ел кору и редко хлеб», но свято верил в значимость своего дела нести слово Божие в народ. Варнава был смелый и самоотверженный, он думал не о себе, а о людях. Одному только Богу известно, как он переносил одиночество, голод и не очерствел сердцем, а , напротив, становился еще добрее, милосерднее, любил людей, природу и все живое на земле. Варнава обладал даром врачевания, он знал лекарственные свойства растений и лечил людей. Сначала жившие в наших краях черемисы (марийцы) относились с недоверием к Варнаве. Но потом поняли, что этот необыкновенный человек может исцелять от болезней и желает только добра. Так, постепенно, Варнава стал пользоваться уважением у диких черемисских племен. Молва о чудесном иноке разнеслась по всему Поветлужью. Стали приходить к Варнаве люди из далеких краев за помощью и благословением, утешением и беседой. Всем помогал Варнава, и люди стали уважать и почитать его. Черемисы с интересом смотрели на обряды, которые совершал Варнава. Постепенно у Варнавы появились единомышленники, многие черемисы приняли христианскую веру, Варнава их крестил. Своей добротой он привлекал даже диких зверей. В житии сказано, что ходил он среди диких зверей, как среди домашних животных, а звери слушались его. Постепенно стали появляться в этих глухих местах и русские люди, переселенцы из других мест. Сбывалась мечта Варнавы. Он хотел, чтобы русские люди жили здесь и построили монастырь. Так прожил Варнава в молитвах, постах и трудах праведных двадцать восемь лет и умер в глубокой старости в 1445 году. Похоронили его крещеные черемисы на Красной горе и стали беречь и почитать это святое место. Остался Варнава в памяти людской бескорыстным и великодушным, мужественным и стойким, беззаветно преданным благому делу своему человеком.

После смерти Варнавы началось заселение берегов Ветлуги русскими переселенцами. А в конце 20-ых годов XVI века на Красной горе был построен Троицко-Варнавинский монастырь. Наш поселок в то время назывался Варнавина пустыня. Троицкий Варнавинский монастырь долгие годы был единственной духовной обителью огромного края. Продолжая дело, начатое преподобным Варнавой, его последователи несли свет веры Христовой людям. На протяжении нескольких веков Варнавина пустынь являлась главным центром духовной жизни Поветлужья. Монастырь развивался, деревянные храмы менялись на каменные. В 1639 году преподобный Варнава был прославлен и причислен к лику святых. Троицкий Варнавинский монастырь стал известен по всей Руси. Из далеких мест приходили люди в наши храмы, чтобы прикоснуться к мощам святого Варнавы и получить исцеление от недугов и душевное успокоение.

Много исторических событий пережил наш край. Лишь революция 1917 года и последующие реформы прекратили существование Троицкого Варнавинского монастыря. Но в настоящее время мы глубоко чтим свои святыни, любим и изучаем историю своего края. Я хожу в воскресную школу и с большим интересом изучаю историю моего поселка. В 2000 году в нашем поселке построили храм преподобного Варнавы Ветлужского, установили памятные знаки на месте разрушенных храмов Троицкого монастыря. А в 2014 году открыли памятник преподобному Варнаве Ветлужскому. Я люблю свой поселок и горжусь им, горжусь нашими людьми. Они пережили все невзгоды и трудные, тяжелые времена, сохранив память о своем основателе- преподобном Варнаве, истинном борце и удивительно совершенном человеке. Свое сочинение я хочу закончить строками из стихотворения «Моя малая Родина», которое мы написали всей семьей.

Родина- это родная страна,

Она есть у каждого только своя.

Будь это город, поселок, село

Это как будто у птицы гнездо.

Родиной я называю своей

Край мой Варнавинский

Всех мне милей!

Здесь я родилась и здесь я живу

Здесь я расту, здесь я в жизнь выхожу…

Родина- вот она! Нет мне родней!

Предками данная, я горжусь ей!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Стихи в конце - класс!

18 December 2022