Статья «Педагогическая мастерская» как организация совместной творческой деятельности обучающихся по построению знаний на современном уроке
«Педагогическая мастерская»
как организация совместной творческой деятельности обучающихся
по построению знаний на современном уроке
Cегодня мир так быстро меняется, что мы не знаем, какое будущее ждёт нас хотя бы через 5 лет. Важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В ближайшем будущем, чтобы быть квалифицированным на рынке труда, человек должен будет уметь подстраиваться к смене ситуации и развивать свои навыки соответственно прогрессу. Творчество станет одним из наиболее востребованных навыков. Новые продукты, технологии и способы работы будут вынуждать человека быть более творческим и придумывать, как применять эти технологии, создавать новые продукты и услуги.
Поэтому перед учителем стоит задача создать на уроке условия для развития у обучающихся умений самостоятельно добывать знания, критически и творчески мыслить, сотрудничать, выделять проблемы и находить пути их решения.
В течение нескольких лет применяю на уроках технологию деятельностного метода. Считаю, что она способствует формированию УУД. Но развитие такого умения, как находить способы решения проблем творческого характера, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, готовить выступление и выступать с различного вида сопровождением, на мой взгляд, на уроках по данной технологии было недостаточным. Поэтому меня заинтересовала технология педагогических мастерских.
Над разработкой этой технологии трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Занятия в мастерских строятся на принципах равенства, сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи. Творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.
Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Я в своей практике использую следующий алгоритм построения педагогической мастерской:
«Индукция» - эмоциональный настрой на интересную работу, мотивация к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
«Деконструкция» - неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала (текста, звука, веществ, красок, моделей и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий.
«Реконструкция». После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Происходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
«Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит мастер.
«Афиширование» - вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчёте были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах, в отличие от фронтальной работы с классом, позволяет использовать уникальные способности ребят, даёт им возможность самореализоваться.
«Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающее к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого – свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.
«Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё эмоциональное состояние.
Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Данная технология применима на любом предмете учебного плана школы, а также и на классных часах, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях.
По технологии мастерских я проводила уроки окружающего мира, математики, русского языка. В конце каждого такого урока мы получали продукт творчества: стенгазеты, новые правила, книгу, сочинения. Благодаря этим урокам, дети осознали, что можно учиться друг у друга, что совместный труд более продуктивен, учились договариваться, учитывать мнение каждого, учились представлять перед классом результаты своего труда, а главное – они «творили», создавали «своё», «новое».
Минусами этой технологии является то, что от учителя требуется большая подготовка к таким урокам, и часто 45 минут урока бывает недостаточно для завершения творческого процесса. Но в чередовании и сочетании с другими современными технологиями педагогическая мастерская имеет смысл присутствовать в современной школе.
Таким образом, технология педагогической мастерской является современной технологией, помогающей сформировать у обучающихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию, к творчеству, к взаимодействию и сотрудничеству.
Литература:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Мухина И.А. "Что такое педагогическая мастерская?"/ Интернет-источник: https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html