Статья «Сотрудничество классного руководителя и семьи в воспитании и развитии детей»
Сотрудничество классного руководителя и семьи
в воспитании и развитии детей
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери
В.А. Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Все общество консолидирует свои усилия для воспитания молодого поколения на основе лучших национальных традиций.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Цель сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностной ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Цели воспитательной работы классного коллектива:
1 класс: Создание единого коллектива.
2 класс: Учеба - наш главный труд.
3 класс: Раскрытие развитие способностей каждого ученика.
4 класс: Воспитание развитие свободной личности- ученика начальной школы.
Сотрудничество классного руководителя с родителями включает 3 основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Родительские собрания различны по тематике, организации. Применяются различные формы родительских собраний – лекции, семинары, практикумы, конференции, тематические консультации. Они могут быть организационными; тематическими; итоговыми.
За первый учебный год традиционно планирую следующие родительския собрания: «Предшкольная подготовка детей», «Задачи учебно-воспитательного процесса в новом учебном году», круглый стол «Планирование работы родительского комитета», клуб родительских встреч «Особенности адаптации первоклассников к школе», ток-шоу для родителей «Какие ошибки мы допускаем в воспитании детей?», «Подготовка к творческому отчету класса», деловая игра «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».
С целью повышения педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышения практических умений родителей в воспитании своих детей в классе организован «Родительский университет», в работе которого приглашаются психолог, социальный педагог, учителя-методисты. Веду беседы, консультации по темам: «Как правильно подготовить ребёнка к школе», «Психологическая подготовка детей к школе», «Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться», «Первые школьные трудности. Как их преодолеть?», «Особенности адаптации первоклассников к школе», «Диагностика школьной мотивации и семейных отношений», «Типичные ошибки в воспитании детей» и др.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. К методам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, диагностика, деловые игры, анализ детских рассказов и рисунков.
Следующая форма работы – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, он должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своем классе. Каждый месяц родители помогают в проведении внеклассных мероприятий, конкурсов, интеллектуальных игр. Были организованы и проведены ярмарка «Дары осени», выставка «Причуды природы», праздник «Посвящение в ученики», «Праздник Букваря», «Новогодний бал», конкурс среди мальчиков «Уруц Уолан», конкурс среди девочек «А ну-ка, девочки», экскурсии в Музей Природы, в сельскую библиотеку, конкурс «По тропе Байаная», чемпионат класса по шашкам. На соревнованиях «Веселые старты», посвященных Дню Отцов участвовали папы со своими детьми.
Под руководством классного руководителя родители учеников в течение учебного года организуют Уьуйааны – занятия, где матери, отцы, дедушки и бабушки учат своих детей первоначальным навыкам шитья, вышивания, выжигания, мозаики, конструирования, аппликации из разных материалов. В моей практике были различные формы и методы проведения УЬуйаанов. Например: В 1 четверти УЬуйаан проводят мамы, во 2 четверти – папы, в 3 четверти- бабушки, в 4 четверти- дедушки. В следующем учебном году тематический Уьуйаан проводится по четвертям: 1 четверть - конструирование из бумаги; 2 четверть - конструирование из металла; 3 четверть – изготовление поделок из природного материала; 4 четверть - игрушки из ткани.
В классе организованы семейные конкурсы: «Самая читающая семья», «Самая математическая семья», «Самая творческая семья», конкурс фотостендов «Традиции нашей семьи». Среди мам класса проводится конкурс «Самая лучшая мама», викторина «Удачливый охотник» среди отцов, конкурс сочинений среди родителей «Мой ребёнок». Были выдвинуты номинации: «Семья года», «Мама года», «Папа года».
В целях создания необходимых условий для развития исследовательских навыков учеников родители помогают в подготовке докладов и выступлений своих детей. Ученики класса стали дипломантами Республиканского фестиваля исследовательских работ «Портфолио», многие юные исследователи победителями и призерами школьной, районной НПК «Первые шаги», конкурса ораторов, всероссийских и международных творческих конкурсов.
Созданию условий для продвижения детей в интеллектуальном развитии, максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности способствуют Дни открытых дверей для родителей. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.
Следует особо отметить помощь родителей в ремонте и уборке кабинета, озеленении класса, пополнении школьной библиотеки книгами.
Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
Все вместе: я, дети, родители – можем достичь определенных успехов в воспитании гораздо легче, чем в одиночку, тем более, когда мы друг другу доверяем.
Николаева РВ, учитель начальных классов МБОУ «Маарская СОШ», Республика Саха (Якутия).